Реформы 60-70-х годов на Ставрополье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Краткое описание

Основной причиной буржуазных реформ в России был кризис феодально-крепостнической системы, которая стала тормозом для дальнейшего развития производительных сил. В стране развивались капиталистические отношения, проникавшие и в промышленность, и в сельское хозяйство. Росли торговые связи. Улучшалась техника обработки земли, появлялись новые, более усовершенствованные орудия труда, увеличивались посевы технических культур. Но всем этим новшествам препятствовала старая феодальная система.

Содержание работы

1. Вступление
2. Предпосылки и особенности реформ на Северном Кавказе
3. Подготовка и проведение отмены крепостного права
4. Судебная реформа и другие буржуазные преобразования 60-70гг.
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

реферат.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

СТАВРОПОЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 

Кафедра Отечественной  истории, политологии, экономики 
 
 

РЕФЕРАТ 

на  тему: «Реформы 60-70-х  годов  на Ставрополье» 
 
 

Выполнил: Эльбакян М.М.

студент 124 гр.

Проверила: ЦАПКО Л.И.

к.ф.н., доцент 
 

Ставрополь, 2010

План: 

  1. Вступление
  2. Предпосылки и особенности реформ на Северном Кавказе
  3. Подготовка и проведение отмены крепостного права
  4. Судебная реформа и другие буржуазные преобразования 60-70гг.
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Вступление.

     Основной причиной  буржуазных реформ  в России был кризис феодально-крепостнической системы, которая стала тормозом для дальнейшего развития производительных сил. В стране развивались капиталистические отношения, проникавшие и в промышленность, и в сельское хозяйство. Росли торговые связи. Улучшалась техника обработки земли, появлялись новые, более усовершенствованные орудия труда, увеличивались посевы технических культур. Но всем этим новшествам препятствовала старая феодальная система.

      Феодальные производственные  отношения проявлялись  в господстве феодальной  собственности на  землю, в личной  зависимости крестьян, в низкой примитивной  технике производства. Замкнутое натуральное  хозяйство препятствовало  развитию торговых  связей, прикрепление  крестьян к земле  тормозило превращение  рабочей силы в  товар. Производственные  отношения пришли  в противоречие  с развитием производительных  сил. Тяжелое экономическое  и правовое положение  крестьян приводило  земледелие и скотоводство  в упадок. Помещики, чтобы поддержать  свое разоряющееся  хозяйство, усиливали  эксплуатацию крестьян, чем еще больше  подрывали основу  всей хозяйственной  жизни.

2. Предпосылки и особенности реформ на Северном Кавказе.

    На территории  Ставрополья невыгодность  крепостничества  была особенно  заметной.  Оно  тормозило освоение  новых земель, использование  недр. Мешало вовлечению  в общее русло  экономического развития  страны районов,  заселенных горскими  народами, где феодальные  отношения выступали  в еще более  отсталом, патриархальном  виде, где наряду  с крепостническими  отношениями сохранялось  патриархальное рабство.

    От феодального  гнета страдало  не только крепостное  крестьянство, но  и юридически свободное,  как среди русского, так и среди  местного населения.  Гнет феодального  государства с  его податями и  налогами, феодального  сословного права,  феодальный характер  надельного землепользования  государственных  крестьян также  тормозили развитие  производительных  сил.

    Количество крепостных  на Ставрополье  было невелико. В  49 помещичьих имениях  насчитывалось 8288 душ мужского пола  ( в Пятигорском Уезде – 5838, в Кизлярском – 1449, в Ставропольском – 1001). Вместе с семьями число крепостных в русских уездах составляло более 30 тысяч. Особенно крупным было поместье Воронцова в слободе Александровке – 2484 души мужского пола. Значительная часть крепостных этого имения занималась, кроме хлебопашества, скотоводством, выделкой кож, виноградарством, извозом. Хотя большая часть труда крестьян шла на выплату оброка и на барщину, их положение все же было легче положения крестьян в мелких имениях.

      Не имея возможности  увеличить свои  доходы путем интенсификации  хозяйства, помещики  стремились выжать  как можно больше  из своих крепостных, отбирали у них  тягло и скот, увеличивали  размер барщины  и оброка. Трехдневная  барщина мешала  крестьянам вести  хозяйство, особенно тяжелой она была в период уборки урожая, когда крепостным не давали работать на своем наделе ни в будни, ни в праздники.

      Помешики Гриельские запрещали крестьянам в страду даже ходить в церковь, заставляли работать малых детей. Помещики Калантаровы отбирали у крестьян чуть ли не весь хлеб, превращали в своих постоянных работников молодых парней. В поместьях Всеволжских, Гриельских, Майволдовых крестьян переводили на месячину, ликвидируя их собственное хозяйство.

       Оброк помещики брали не только со взрослых людей, но и с подростков (половинный, начиная с 12 лет). Уроки, задаваемые на барщине, были «свыше сил человеческих». Над крестьянами нередко издевались, били их. Помещица  Ланге бросила на пол грудного ребенка своей крестьянки. Помещик Швецов морил крестьян голодом, оторвал часть уха у крестьянской девочки, бил ее палкой. Подобных случаев было множество.

     Еще сильнее феодалы  угнетали и притесняли  карачаевцев, абазин, ногайцев, туркмен.  Кроме крепостнических  отношений там  сохранялось  патриархальное  рабство. Такие  категории крестьян, как унауты у черкесов и абазин, кулы и карауаш у карачаевцев и ногайцев, ясыри у туркмен, были лишены не только имущественных, но и семейных прав. Женщины карауаш должны были развлекать хозяина и его гостей, не имея права отказаться от сожительства. Дети их рассматривались как приплод и могли быть отобраны у матери в любом возрасте. Труд их ничем не ограничивался.  В то время, как крепостные крестьяне обязаны были работать ограниченное количество дней и уплачивать определенный обычаем оброк, патриархальные рабы целиком зависели от воли владельца. Они не имели права жаловаться на обиды и притеснения, их не освобождал от гнета побег, так как пойманный раб снова возвращался владельцу, сколько лет бы ни прошло после побега.

      Проникновение в  аулы товарно-денежных  отношений привело  к появлению денежной  ренты. Она носила  здесь своеобразную  форму. Крестьянин  должен был отдавать  владельцу половину  или треть заработанных  на стороне денег,  часть сумм, вырученных  от продажи на  рынке своих продуктов  и изделий. Крестьяне-общинники   также были  обязаны платить  феодалам определенную  ренту, которая  выступала под  видом добровольной  помощи и падарков. К тому времени процесс феодализации в горах еще не был завершен, юридически крестьяне считались свободными, но, живя на земле феодалов, они находились в поземельной зависимости, которая часто выступала под видом «покровительства», за которое крестьяне должны были нести ряд нелегких повинностей.

     Эта специфика  феодальных отношений  в горских округах  обусловила особенности  проведения крестьянской  реформы, здесь  она проходила  несколькими этапами  – в виде земельной  реформы и отмены  крепостного права.  Причиной,  ускорившей  отмену последнего  в русских губерниях  и в горских  областях, было усилившееся  крестьянское движение  «за волю», особенно  в 50-е гг. девятнадцатого  века. Формы и методы  борьбы крестьян  в русских селах,  казачьих станицах  и горских аулах  были различными, но все они носили  антикрепостнический  характер.

     Против помещичьего  засилья выступили  крестьяне с. Маслов Кут, которые отказывались признавать себя крепостными. Крестьянские волнения в Демьяновке против помещика Гриельского были подавлены только с помощью войск, но вскоре вспыхнули снова. Крестьяне с. Приютного выражали недовольство своим помещиком Майволдовым, отказывались работать на него, жаловались вице-губернатору. Однако чиновник, посланный для расследования, вместо того чтобы облегчить положение крестьян, «только еще более ожесточил их бедственную участь». Жалобщики были жестоко наказаны розгами. Через несколько лет ходоки снова пришли в Ставрополь с жалобой, и снова были посажены под арест. Но и это не остановило движения.  Обеспокоенная администрация наложила на имение опеку, а крестьяне были переселены на казенные земли.

   Борьба против  помещиков приобретала  в стране все  более широкий  размах и разнообразные  формы. Это были  и массовые выступления,  и акты индивидуального  террора: убийство  помещиков и их  управляющих, разгром имений, нападение на воинские команды, которые присылали в села, где были волнения. Несмотря на их стихийность и неорганизованность, они сыграли большую роль в подрыве основ крепостнических отношений. Помещики видели невозможность сохранения своего господствующего положения в прежнем виде. Нужда и бедствия угнетенных классов обострились выше обычного. Активизировалось движение народных масс. В стране складывалась революционная ситуация, когда «низы не хотели», а «верхи не могли жить по-старому». Особенно заметно это стало проявляться после Крымской войны, которая «…показала гнилость и бессилие крепостной России,- писал В.И. Ленин.- Крестьянские «бунты», возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра Второго, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу».

3. Подготовка и проведение  отмены крепостного  права.

     Правительство Александра Второго вынуждено было начать подготовку реформы. Главный комитет по крестьянскому делу и земский отдел Центрального статистического комитета начали свою деятельность в 1858 г. С разработки программ деятельности губернских комитетов, которые громко именовались «комитетами для улучшения быта крестьян». На деле же вырабатываемые условия менее всего могли улучшить быт крестьян. Большинство комитетов стояло на позициях сохранения помещичьего землевладения.

      В Ставропольской  губернии рескрипт  о создании губернского  комитета был получен  летом 1858г. В  нем предлагалось  дворянству Ставропольской  губернии приступить  к составлению  проекта положения  об улучшении и  устройстве быта  своих крестьян  на общих условиях. Помещики по этому  рескрипту могли  сохранить свои  земли, которые  крестьяне должны были выкупать в собственность как усадьбы или получать от помещика за оброк или барщину.

      Среди дворянства  губернии, как и  по стране в  целом, наметились  несколько течений.  Помещики, связанные  с рыночными отношениями,  согласны были  на освобождение  крестьян за личный  выкуп. Мелкопоместные  дворяне были вообще  против освобождения  крестьян. Губерния  была богата землями,  поэтому эта часть  помещиков стремилась  сохранить не столько  земли, сколько  бесплатные рабочие  руки. В поддержку  дворянства выступало  высшее духовенство  губернии. С критикой  ставропольского  епископа Игнатия  выступил на своих  страницах герценовский «Колокол».

      Осенью 1858г. происходили  выборы в ставропольский  комитет дворянства. Долго и сложно  шел сбор сведений  об имениях, искусственно  затягиваемых помещиками, несколько раз  менялся председатель  комитета, и только  к 14 июдя 1859г. проект об устройстве крестьян Ставропольской губернии был составлен. Земля по этому проекту оставалась у помещиков, которые должны были наделить ею крестьян во временное пользование наделом по 4,5дес. На мужскую душу за отработку в течение 12 лет. Даже министр внутренних дел России С. Ланской вынужден был признать, что приведение проекта ставропольского комитета в жизнь будет иметь «несомненным последствием ухудшение быта крестьян». Такую же мысль высказал наместник Кавказа князь Барятинский. Но проект отправили в декабре 1859г. в главный комитет в Петербург. Там над ним в течение многих месяцев редакционные комиссии. Медлительность выработки и редактирования проекта еще более накаляла обстановку.

       «Положение 19 февраля  1861 года» и изданный  по этому поводу  Манифест сохраняли  за помещиками  все их земли,  права на оброк  и барщину за  предоставление крестьянам  в пользование  усадебной земли  и полевого надела. Размер надела выполняли уставные грамоты, составляемые помещиками. Причем грамоты заключались не с отдельными крестьянскими семьями, а с «миром», то есть общиной, которая отвечала и за сбор всех платежей. Таким образом, в руках помещиков сохранялись земли и феодальные формы эксплуатации крестьян, находившихся на положении временнообязанных. Размер крестьянского душевого надела  определялся не нуждой крестьян в земле, а ее ценностью для помещика. Поэтому он меньше всего был в черноземной полосе, больше – в степной и нечерноземной.  Для ставропольской губернии, относящейся к степной полосе, тем не менее размер душевого надела не был определен ко дню обнародования Положения, решить этот вопрос должны были губернские учреждения, где сидели те же помещики.

    Не удивительно,  что правительство  опасалось крестьянских  волнений после  обнародования манифеста,  настолько явным  был грабительский  характер выработанных  положений. Поэтому  в ход были пущены  посулы и уговоры церковнослужителей, а с другой стороны – приведены в боевую готовность войска. Обнародовали манифест в церквях, при этом присутствовал представитель полиции. В Ставрополь «для содействия губернскому начальству к приведению в действие… Положений 19 февраля» был послан наместником Кавказа полковник Свечкин.

Информация о работе Реформы 60-70-х годов на Ставрополье