Проблема принадлежности южных Курильских островов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение истории проблемы принадлежности южных Курильских островов, основанное на данных источников и взглядах на их значение в исследованиях историков.
Для реализации выдвинутой цели перед работой поставлены следующие задачи:
Рассмотреть предысторию возникновения территориального спора. Сюда относится период с XVII – п.п. ХХ вв., включающий историю освоения и последующего раздела островов между Японией и Россией (в ХХ в. – СССР).
Изучить динамику проблемы территориального размежевания в период сер. 1950-х – 2000 гг.; проследить изменения в позициях сторон и факторы, влиявшие на эти изменения.
Изучить положение вопроса о спорных территориях, сложившееся в ХХІ в. Показать базовые позиции сторон по данной проблеме.
Рассмотреть социально-экономическое и военно-стратегическое развитие южных Курильских островов. Показать проблемы сотрудничества с Японией в вопросах освоения и использования экономического потенциала островов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА 5
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ. 10
ГЛАВА 3 ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в. БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН. 15
ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНЫХ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ. СОТРУДНИЧЕСТВО С ЯПОНИЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ
ОСТРОВОВ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Содержимое работы - 1 файл

Проблема принадлежности южных Курильских островов (2011).docx

— 651.78 Кб (Скачать файл)

Новый вариант «компромисса»  предложил премьер-министр Иосиро Мори в Иркутске. Он также разбил весь процесс передачи островов на два периода, но по несколько иному принципу, нежели в «плане Ельцина». Сначала – заключение соглашения о передаче Шикотана и Хабомаи и подписание мирного договора между Японией и Россией, а затем – переговоры о двух других островах. Это бы означало фактическое признание Россией японского суверенитета над всеми островами, что сразу же вызвало споры в СМИ. В Японии этот вариант также многих не устраивал, так как не предполагал одновременной передачи всех четырёх островов. Кроме того не было ясно, приняла ли предложение российская сторона. Но вскоре ситуацию прояснило жёсткое высказывание нового премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, который потребовал у России передачи всех четырёх «спорных островов», причём ещё до заключения мирного договора [10, с. 8].

14 ноября 2004 года глава  МИДа России Сергей Лавров  в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнёры». ремьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов [24].

В 2009-2010 годах в правительстве  Японии неоднократно звучали резкие высказывания по поводу вопроса о  «северных территориях», что впоследствии привело к обострению отношений между государствами. Так 21 мая 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное». 11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых содержится положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года было опубликовано заявление Государственной Думы в котором, в частности, было изложено мнение Государственной думы о том, что в сложившихся условиях усилия по решению проблемы мирного договора, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок. 3 июля 2009 года поправки были одобрены Верхней палатой японского парламента [26, 27].

29 сентября 2010 года Президент  России Дмитрий Медведев заявил  о намерении посетить южные  Курилы. Министр иностранных дел  Японии Сэйдзи Маэхара сделал ответное заявление, в котором сообщил, что возможная поездка Медведева на эти территории создаст «серьезные препятствия» в двусторонних отношениях. 30 октября глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью сообщил, что не видит «никакой связи» между возможным посещением президентом РФ Курильских островов и российско-японскими отношениями: «Президент сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает» [26, 27, 28].

1 ноября 2010 года Дмитрий  Медведев прибыл на остров  Кунашир. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим «крайнее сожаление»: «Четыре северных острова — это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории — это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, — это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении». МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что «предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлемы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы» [26, 27, 28].

 
Дмитрий Медведев на Кунашире (ноябрь 2010 г.) [28].

Во время празднования Дня северных территорий в Японии 7 февраля 2011 года прошли многочисленные антироссийские акции. В частности  у стен российского посольства в  Токио произошёл акт сожжения флага России. На митингах звучали  призывы вернуть «исконные японские земли». Всё это вызвало жёсткую реакцию МИД России: «В Москве возмущены прозвучавшими в ходе токийского «митинга» из уст высокопоставленных руководителей правительства Японии попросту неприемлемыми с точки зрения дипломатической этики выражениями в связи с недавними поездками Президента Российской Федерации и других российских официальных лиц на южные Курильские острова.» Также прозвучал призыв расследовать акт осквернения российского государственного символа. Однако в ходе расследования инцидента японская сторона приняла решение не привлекать к ответственности лиц, надругавшихся над флагом. Официальный представитель МИД России А.К. Лукашевич так прокомментировал это решение: «Приходится констатировать, что попустительство японских властей в отношении лиц, прилюдно совершивших антироссийские экстремистские действия, стало возможным в условиях, когда необоснованные территориальные притязания к России приобрели в Японии радикальный характер и тиражируются при поддержке японских властей. Неудивительно, что в такой атмосфере экстремисты позволяют себе возмутительные выходки, не опасаясь ответственности» [26].

Несмотря на обострение отношений  между Токио и Москвой, стороны не отказались от переговорного процесса. 11 февраля 2011 года в Москве прошла встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Японии С. Маэхаро. В ходе переговоров прозвучала инициатива С. Лаврова о создании специальной комиссии из историков России и Японии, отвергнутая однако С. Маэхаро. Стороны выразили намерения продолжить конструктивное обсуждение вопросов заключения мирного договора. Следующий раунд переговоров был намечен на март 2011 г. Ряд природных и техногенных катаклизмов (землетрясение и цунами 11 марта, а также последовавшая за этим авария на АЭС Фукусима-1) отодвинули японо-российские отношения на второстепенный уровень. В российском и японском обществе появилось мнение о необходимости инициативы с российской стороны скорейшего решения территориального вопроса в пользу Токио.

На сегодняшний день принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закрепленными в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит [26].

Базовая позиция Японии заключается в следующем:

1) Северные территории  являются неотъемлемой частью  суверенной территории Японии  и продолжают оставаться незаконно  оккупированными Россией. Правительство  Соединённых Штатов Америки также  последовательно поддерживает позицию  Японии.

2) В ситуации, когда суверенная  территория Японии продолжает  оставаться незаконно оккупированной  Россией, Правительство Японии, в  основном, не может принимать  отдельных лиц из третьих стран,  включая их экономические активы, находящимися под юрисдикцией  России, или любые действия, которые  предполагают юрисдикцию России  над четырьмя северными островами,  так как такое признание может  привести к утверждению России  во владении четырьмя северными  островами.

3) Соответственно, когда  Парламент Японии получает информацию, что частное лицо из третьей  страны посетило территорию четырех  северных островов, получив визу  от России, или что частная  компания из третьей страны  поддерживает экономическую деятельность  на Северных территориях, Япония, проверив, корректна ли эта информация, подаёт жалобу на частное лицо  или компанию.

4) Кроме того, Парламент  Японии, будучи поддержанным Кабинетом  в 1989 году, принял решение, что  граждане Японии не могут посещать  эти территории с визами, выданными  властями России, до момента разрешения вопроса Северных территорий [29].

Итак, в результате рассмотрения истории конфликта в начале ХХІ в. можно заметить, что Россия стала проводить более чёткую линию в отношениях с Японией. Однако ей постоянно приходится сталкиваться с внутренним противостоянием со стороны общества, а также с крайней политизированностью позиции Японии, которая склонна, идя на поводу пожеланиям населения, выставлять России ультимативные требования, что приводит к ещё большей напряжённости между странами. Можно также заметить активизацию двусторонних отношений по сравнению с периодом второй половины ХХ века, что выражается в развитии всесторонних контактов (встречи на высших уровнях, культурные, экономические связи, сотрудничество в рамках международных организаций).

 

ГЛАВА 4 
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНЫХ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ. СОТРУДНИЧЕСТВО С ЯПОНИЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ОСТРОВОВ.

Основу экономики Курильских островов составляет добыча рыбы, которая приносит доход 1,5–2 млрд. долларов в год. По оценке некоторых экономистов, общая стоимость природных ресурсов только Южных Курил с их морскими окрестностями превышает 2,5 трлн. долларов. К островам примыкает 200-мильная рыболовная зона, право распоряжения рыбными ресурсами которой принадлежит России и не оспаривается никем, кроме Японии.

Еще в советские времена  на Курильских островах были открыты залежи золота, серебра, рения. Однако разработка их не производится из-за низкой рентабельности. На островах есть зоны возможного нефтегазонакопления. Запасы оцениваются в 364 млн. тонн в нефтяном эквиваленте. [30].

Уровень жизни на островах находится ниже общероссийского, остро  стоит проблема ветхого жилья, безработицы, ощущаются проблемы в транспортной сфере и сфере обеспечения  электроэнергией, топливом и т.д. К примеру, в марте-апреле 2011 года на островах возник острый дефицит автомобильного топлива и как следствие резкий рост цен. Стоимость потребительских услуг на Курильских островах существенно превышает аналогичные показатели материковой России. Транспортное сообщение с островами развито крайне слабо: авиасообщение носит нерегулярный характер, функционирует лишь один причал, способный принимать крупные судна (о. Кунашир). Отмечается отрицательная динамика в миграционном приросте населения Курильских островов, так в 2010 году естественная убыль населения составила 0,1%. Максимальное значение численности населения отмечалось в 1989 году и составляло 29,5 тыс. человек. По состоянию на 2010 год население островов составляет 18,7 тыс. человек[31].

В связи с существующими  проблемами 3 августа 2006 на заседании Правительства РФ была одобрена Федеральная программа развития островов с 2007 по 2015 годы, включающая 4 блока: развитие транспортной инфраструктуры, рыбообрабатывающей промышленности, социальной инфраструктуры и решение энергетических проблем. На эти цели предусматривалось выделение 18 млрд. рублей, а 2010 год определялся как срок завершения первого этапа. Ожидается, что в итоге реализации ФЦП будет обеспечена бюджетная самодостаточность региона, увеличены натуральные показатели эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в два раза, а финансовые показатели - в 2,5 раза[32].

После рабочего визита президента РФ Дмитрия Медведева в Сахалинскую  область в ноябре 2010 года и последующих  за ним визитов ряда высокопоставленных чиновников, которые инспектировали выполнение федеральной программы  развития островов, было принято решение  увеличить объём финансирования на 13 млрд. рублей. Подтверждён курс на повышение уровня жизни населения, развитие инфраструктуры, создание рабочих  мест[33].

В феврале 2011 года президент  Медведев провёл совещание с главами министерств обороны и регионального развития А. Сердюковым и В. Басаргиным, на котором были обсуждены вопросы экономического развития и обеспечения безопасности Курильских островов. Министры доложили главе государства об итогах своих поездок на Курилы. В. Басаргин заявил, что Программа социально-экономического развития выполняется в полном объёме и выделил три главных приоритета. Это развитие инфраструктуры для того, чтобы более активно поддержать экономику. Вторая составляющая – социальная. Здесь были отмечены большие трудности: высокие цены на строительство жилья – свыше 70 тысяч российских рублей за квадратный метр. Третье направление – это развитие рыбного комплекса. А. Сердюков доложил о инспекции состояния военного комплекса на островах, а также предложил программу его модернизации с целью усиления безопасности.

 
Совещание Президента с министрами обороны и регионального развития.  
9 февраля 2011 года, Горки [28].

Что касается взаимодействия России и Японии по вопросу экономического сотрудничества в этом регионе, как одного из путей разрешения спора, то можно выделить следующие моменты. 17 ноября 2010 г. На встрече глав внешнеполитических ведомств России и Японии, прошедшей в Пусане в кулуарах саммита АТЭС, глава МИД Японии Таро Асо предложил своему российскому коллеге Сергею Лаврову план совместного экономического развития южных островов Курильской гряды. Предложение касалось исключительно морепродуктов, которые можно добывать в водах, окружающих четыре острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Однако оно вызвало негативную реакцию в правительстве и правящей партии Японии, так как многие увидели в нём отступление от "неразрывности экономики и политики", что является главным принципом японской дипломатии[26, 27].

Информация о работе Проблема принадлежности южных Курильских островов