Принятие христианства на Руси и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:00, автореферат

Краткое описание

Казалось бы, прошла всего тысяча лет, для истории это мизерный срок, а Россия уже готова вновь принять христианство. Хотя, на мой взгляд, дело не в возвращении религии как таковой, а в той атмосфере кардинальных изменений, воцарившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко, как бы ни изменяло народный строй и образ мыслей, является результатом предшествовавшего развития народной жизни.
Что же все-таки привнесло христианство в нашу с вами жизнь? Какая польза народу и государству от новой религии? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Содержание работы

Введение_____________________________________________стр. 3 - 4
Основная часть________________________________________стр. 5 - 23
2.1. Начало пути. Святая Ольга___________________________стр. 5 – 6
2.2. Дело Владимира____________________________________стр. 7 – 11
2.3. Трудности в становлении____________________________стр. 11 - 12
2.4. Русская православная Церковь.
Формирование церковной структуры__________________стр. 13 – 15
2.5. Просвещение Киевской Руси. Живое наследие__________стр. 15 - 18
3. Заключение____________________________________________стр. 19
4. Список используемой литературы__________________________стр. 20
5. Приложение____________________________________________стр. 21 - 23

Содержимое работы - 1 файл

история Реферат.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

          Собрав огромное войско, Великий князь пошел на судах к греческому Херсону. Этот торговый город, построенный в самой глубокой древности, сохранял ещё в Х веке свою славу, несмотря на великие опустошения. Владимир, остановился в гавани или заливе Херсонском, высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Издревле привыкшие к вольности, херсонцы мужественно оборонялись. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, если они не сдадутся. Но граждане отвергали его предложения в надежде на скорую помощь от греков. Но нашелся в городе доброжелатель по имени Анастас - этот человек пустил к россиянам стрелу, с надписью: «за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы; вы можете отнять её». Чем Великий князь и поспешил воспользоваться и велел перекопать водоводы. Тогда жители, изнуряемые жаждой, сдались россиянам.

          Завоевав славный и богатый город, российский князь ещё более возгордился своим величием и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, была жертвой мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства и принудили императоров забыть надменность и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон и корону, ответили ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир, уже готовый к этому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему свою сестру.  Царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками; там народ встретил её как свою избавительницу. Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; Анна убедила его немедленно креститься и, он прозрел в самую ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную веру (в церкви св. Василия, которая стояла на городской площади). Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили торжественный обряд, за коим последовал брак царевны с Владимиром.

          Великий князь отказался от завоевания Херсона и, соорудил там церковь — на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил город царям греческим в благодарность за руку их сестры. Вместо пленников он вывел из Херсона одних иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам. Наставленный херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в свою столицу озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приготовлением к данному торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к конскому хвосту, били тростями и свергли с горы в Днепр. Чтобы язычники не извлекли идола из реки, княжеские воины отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за которыми он был выброшен волнами на берег (это место долго называлось Перуновым). Изумленный народ  боялся защищать своих богов и проливал слёзы. «Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься — и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческим, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали» (Н.М.Карамзин «История государства Российского»)

          Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988 г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира — в притоке Днепра речке Почайне.

          Приняв христианскую православную  веру, князь Владимир (в крещении  Василий) решился «обратить всю  Землю в христианство». Великого  князя Владимира побуждало к  этому не только религиозное  воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, так как христианизация русского народа означала приобщение к высокой культуре христианских народов. Но и политическая ситуация в стране требовала от князя принятия твердых решений: ориентация на Западную Европу и принятие католической веры или ориентация на Византию и принятие православной веры. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси не как не угрожали, скорее, наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (да и сейчас) занимал видное место «Дранг Нах Остен» - поход на восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (католичество), то Русь как самостоятельное государство, возможно, перестала бы существовать.  
 
 

 2.3. Трудности в становлении и распространении христианства

          Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знаки христианской веры, принятой государем, его детьми и приближенными, появились на развалинах мрачного язычества. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том самом месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и его сын. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов.

         Прежде всего, князь Владимир крестил 12 сыновей своих и многих бояр. Он приказал духовенству проповедовать в городе новую веру. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси, где создаются епархии. Многие люди крестились, другие же, верные древнему закону, отвергали новую веру. В некоторых областях России язычество господствовало до XII века. Например, в Новгороде, язычники даже оказывали открытое сопротивление введению новой веры и уступили только после упорной борьбы. Сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Особенно сложно вводилось христианство в далекой и глухой Рязанской области и в земле суровых вятичей, которые даже замучили святого Кукшу, первого распространителя веры Христовой на этой дальней окраине. В Ростовской области христианство также распространялось со значительными трудностями. Древнерусское и мерянское население оказывало сопротивление христианизации, не хотело подчиняться государственной власти и церкви. Повесть временных лет упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Учреждение епископии в Ростове, вероятно, последовало за восстанием как мера предотвращения подобных выступлений, хотя это и не привело сразу к желаемым результатам. Как известно, первый ростовский епископ — Леонтий — был убит язычниками, не желавшими принимать христианство и подчиняться государственной церковной организации.

          Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”.

          Христианство на Руси распространялось далеко не лучшим образом. Но Владимир не жалел на это дело ни трудов, ни сил, и благодаря ему еще при его жизни открыто исповедуемое язычество исчезло среди различных племен русских славян. 15 июля 1015 г. Владимир скончался, и русская церковь, причтя его к лику святых, наименовала его Равноапостольным в память его заслуг. 

2.4. Русская Православная Церковь.

Формирование  церковной структуры  на Руси.

          После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.

          Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии (на первых порах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем и митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

          Русская митрополия делилась  на епископии, которые соответствовали  структуре светской власти. В  начале XI века образовались епископии  в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие в Полоцке и в Турове епископий, созданных самим Владимиром. Образование полоцкой епархии во главе с епископом Миной относят к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патерику архимандрида Тризны «Туровский епископии завет блаженного Владимира», то она возникла в 1005 г. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубровицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь". Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская, луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области - не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам.

          Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали "десятину" - десятую долю своих даней и оброков.

          Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых государств. По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной "суете мирской", и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду и племени и выходцами из боярской или купеческой среды.

          На Руси не было проблемы кадров, потребности удовлетворялись за счет духовенства, мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного в Корсуне, и сыновей тех священников, которые начинали пропаганду христианства в середине X в. Кроме того, Древнерусское государство с первых дней введения христианства начало специально готовить священников при открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения. Обеспеченность Руси духовенством подтверждается и летописью, где под 1051 г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове "попы  многы".

          Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь Святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной организации. Не случайно и то, что была сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства и что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в  лице  братьев самого князя, Бориса и Глеба.  При нем же была сделана попытка канонизации его отца.

          Принявшая благословение от восточной греко-католической церкви русская церковь всеми силами держалась их, и ничто не могло поколебать и склонить её на сторону папы как всемирного патриарха. Это повлияло на обособленность Руси от Западной Европы и в политике, хотя, и способствовало сохранению и развитию оригинального и самобытного типа русской народности, ее традиций и обычаев. И в дальнейшем эта приоритетность русского народа не ослабевала.  
 
 

2.5. Просвещение Киевской Руси.

          Огромным толчком для распространения  и развития собственной грамоты  и письменности послужило принятие  христианства, так как для познания  новой веры требовались книги.  Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь Владимир завел для детей училища, ставшие первым основанием народного просвещения в России. Это деяние казалось тогда ужасом, и матери, у которых силой брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, так считали грамоту опасным чародейством.

          Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и, прежде всего, в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал первую на Руси библиотеку.

          Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной мудростью".

          Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное".

          Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом, или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".

Информация о работе Принятие христианства на Руси и его значение