Причины затяжного характера Кавказской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я поставил выявление причин столь затяжного характера данной войны, рассмотрение как объективных причин возникших трудностей перед Россией на Кавказе, так и субъективные.
Таким образом, структурно данная работа состоит из введения, перечня причин затяжного характера Кавказской войны, заключения и списка литературы.

Содержание работы

Введение 2
1.Личность А.П. Ермолова. Политика Ермолова на Северном
Кавказе как одна из причин затягивания конфликта.
Географические условия Кавказа. 4
2. Появление религиозного течения мюридизма.
Польское восстание. Основные причины затяжного
характера Кавказской войны. 10
3. Личность имама Шамиля. Государство Имамат
во главе с Шамилем, причины успешного сопротивления
русским войскам, способствовавшие затягиванию войны
вплоть до конца 50х годов XIX века. 15
Заключение 20
Список Литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа 3 курса.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

        Для подавления сопротивления Ермолов стал применять практику захвата заложников – аманатов. Они были эквивалентом гарантии покорности соплеменников, и в случае отказа последних подчиняться властям, аманаты расплачивались жизнью. Жестокие меры предпринимались против тех, кто оказывал вооруженное сопротивление русским войскам, или же умалчивал о готовящихся набегах горцев на русские крепости и поселения. Все эти меры говорят о том, что, что Ермолов хотел быстрее покончить с Кавказом, пребывание на котором все больше тяготило генерала. Однако жестокость порождает жестокость, и в ответ на действия Ермолова горцы все больше и больше сопротивлялись. Таким образом, налицо ситуация, когда наместник Кавказа знал, чего хотел, но не понимал, что силой повиновения от горцев не добиться. Вся политика Ермолова изначально была обречена на неудачу. Во многом из-за его нежелания понимать обычаи и культуру тех народов, которые он хотел подчинить России, а так же собственным чертам характера, способствовавшим образованию пропасти между Россией и горцами. Ермолов был человеком военным, и думал и поступал как военный. Упомянутая мной военно–экономическая блокада Северного Кавказа была установлена очень быстро и надежно, но именно она приблизила крупномасштабную войну, вскоре разразившуюся. Было бы неправильным делать вывод о том, что война стала следствием политики Ермолова, но именно его политика ускорила ее наступление и ужесточила характер последующих военных действий.

         С воцарением и укреплением  на престоле Николая I время Ермолова подошло к концу. Новый император не доверял генералу, и не хотел считаться с популярностью прославленного генерала. Пятидесятилетний генерал был отправлен в отставку. Так закончился ермоловский период Кавказской войны, который  принес противоречивые итоги. С одной стороны позиции России на Кавказе были укреплены, построены крепости, приведен в покорность Дагестан. Сменивший Ермолова генерал Паскевич в результате успешных войск с Персией и Турцией создал ощущение внешнего спокойствия в стране.  Но на самом деле действия Ермолова лишь затянули войну. Запрещение горцам заниматься набегами, продвижение вглубь территории путем строительства крепостей (продолженное Паскевичем), наплевательское отношение к традициям и обычаем народов Кавказа, и наконец, жестокие меры для подавления сопротивления несогласных, все это вызвало консолидацию горских племен, в котором Россия выступила агрессором, и против которой они сплотились. Консолидирующей силой, ставшей реакцией на политику Ермолова, стала религия – ислам. Религиозные деятели, которые призывали народ к вооруженной борьбе в сложившихся условиях стали получать все большую поддержку у народа. Так возникло религиозное течение, впоследствии получившее название «мюридизм», вследствие чего России увязла на Кавказе еще на три десятилетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Появление религиозного течения мюридизма. Польское восстание. Основные причины затяжного характера Кавказской войны. 

         Подъем религиозного движения на Северо-Восточном Кавказе был вызван и в том числе как ответ на действия Ермолова. Его политика встретила сильное встречное движение к войне, основанное на проповедях Мухаммеда Ярагского. На Кавказе сложилась потребность в идеологии, и именно такой религией стал мюридизм.

         Все началось еще в 1824 году, когда в Чечне было поднято восстание под руководством Бейбулата Таймазова, до этого служившего в царской армии. Именно с этого восстания борьба против русского владычества на Северном Кавказе получила свое религиозно-идеологическое обоснование – мюридизм. В мусульманских странах мюридом называли человека, который « искал путь к спасению», и посвящал себя служению исламу, духовному совершенствованию ради сближения с Богом. Для этого мюрид должен был избрать себе учителя – мюршида, и во всем беспрекословно подчиняться последнему, быть готовым пожертвовать не только имуществом, но своей жизнью и жизнью своей семьи. Мюрид должен был строго соблюдать все положенные по исламскому учению правила, и во всем подражать пророку Мухаммеду. Одним из основных путей к самосовершенствованию мюрида являлось участие в священной войне против «неверных». Идея такой войны, получившей название «газават», и стала главной движущей силой мюридов. «Рай есть под тенью шашки, убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать – тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад». В этой цитате можно отчетливо видеть главную идею газавата. Как учил уже упомянутый мной Мухаммед Ярагский: « Лишь религиозный закон правит людьми – все правоверные равны  перед богом. Не может быть чьих-то рабов или подданных, тем более рабов или подданных неправоверных».

          Под лозунгами мюридизма развернулась  борьба горских племен, как против  русского владычества, так и  против своих собственных правителей. Для объединения и координирования сопротивления не хватало только вождя, и такой вождь у горцев появился. Им стал уроженец аула Гимры Гази Магомед Ибн Исмаил аль-Джимрави аль-Дагистани, больше известный нам под именем Гази Магомед. В том же 1829 году при поддержке Мухаммеда Ярагского он был провозглашен первым имамом Дагестана, и с этого момента начинает активную политику против царских войск. Под лозунгами борьбы с неверными и их ставленниками он смог объединить под своими знаменами большие военные силы.

          Такое положение вещей не устраивало наместника Кавказа – И.Ф, Паскевича, который закончив победоносные войны с Турцией и Персией, намеревался силой оружия покончить с беспорядками, которые зарождались в Дагестане. Кампания в марте 1830 года в Чартахале прошла в целом успешно, но итог ее был ожидаем – никаких видимых результатов, еще большее сплочение кавказских племен против общего врага – России. Новый наместник Кавказа, как и его предшественник, просто не понимали, что единственно силой оружия подчинить свободолюбивые горские племена не получиться. В итоге этим воспользовался имам, и при помощи удачной агитации, пользуясь всеобщим недовольством русской властью, сумел снова увеличить число своих сторонников, в результате чего он имел возможность участвовать уже в открытых столкновениях с русскими войсками.

         Русское командование пыталось  всеми возможными способами нейтрализовать  имама, но все попытки были  тщетны.  Нерасторопность русского  командования позволяла Гази  Мухаммеду постоянно избегать  решающего сражения, пополнять число своих сторонников и при этом продолжать проповедовать свое учение на подвластных ему территориях. Тут же стоит отметить, что упоминаемый мною Мухаммед аль-Яранги в сентябре 1830го года объявил русским джихад, чем обеспечил Гази Мухаммеду приток новых сторонников. Эти в целом субъективные причины оказывали огромное влияние на ход военных действий, в итоге русским войскам не только не удавалось подчинить себе мятежные территории, но и наоборот, число сторонников Гази Мухаммеда только росло, а его влияние было громадно на всем Северном Кавказе.

         На Северо-Восточном Кавказе главная  борьба развернулась на побережье  Черного моря. В 1830 году Паскевич  решил проложить по побережью  Черного моря сухопутную линию  снабжения, причем справиться с данной задачей он хотел за один год. Тут следует отметить, что горцам в борьбе помогали турки и англичане, которые всячески стремились не дать России закрепиться в регионе. Они доставляли морем оружие, продовольствие и боеприпасы, обеспечивая, таким образом, горцев всем необходимым. В итоге с боями были организованы семнадцать фортов, образовавших Черноморскую береговую линию. Эти укрепления настроили против себя живших в этом регионе племена джигетов, шапсугов и натухайцев. Главной причиной была политика гарнизонных начальников, которые запрещали пользоваться зимними пастбищами на побережье, а так же общаться с купцами из зарубежных стран. Ответом на данные действия была полная блокада укреплений жившими здесь племенами. Все эти факторы привели к тому, что покорение этого региона затянулось не на один год, как предполагал Паскевич, а на 34, вплоть до официального окончания войны.

         Также среди причин неудач  русских войск в конце 1830- 1831 годах следует отметить объективную,  а именно разгоревшееся восстание в царстве Польском. Кроме того, зимой снова были прекращены боевые действия, и новые боевые действия пришлись уже на весну 1831 года. Вообще следует отметить, что сезонность в военных действиях русских войск была одной из глобальных причин затяжного характера Кавказской войны. Так как каждый год примерно в одно и то же время военные действия сворачивались, и горские племена получали передышку, возможность восстановить силы, а на следующий год все повторялось вновь.

          В апреле 1831 года имам одерживает первую победу над русскими войсками у села Атлы-Боюн, где был разбит генерал Бекович Черкесский, что подняло боевой дух его войска. В условиях упомянутого мною Польского восстания, данные успехи имама было невозможно ликвидировать, в том числе и потому, что часть кавказского корпуса срочно перебрасывали на новый театр боевых действий. Кроме того Кавказ покидает и генерал Паскевич, который также отправился в Польшу. Закономерным итогом произошедших изменений стало ослабление военного присутствия русских войск  на Кавказе, во главе войск русских войск были поставлены далеко не выдающиеся личности – генерал Эммануэль и генерал Панкратьев. Кроме того русские войска получили приказ воздержаться от активных наступательных операций, потеряли инициативу, и были вынуждены оставаться в режиме ожидания. В целом Польское восстание и последующие за ним события на Кавказе можно смело отнести к целой череде причин, которые не давали русским войскам решительно закончить Кавказскую войну еще в начале 30-х годов XIX века.

В данной ситуации Гази Магомед захватывает полную боевую инициативу, а все попытки генерала Таубе ему в этом воспрепятствовать проваливаются. Русские войска пытаются безуспешно навязать генеральное сражение имаму, тот же постоянно его избегал, показывая полную беспомощность русских войск. Весь 1831 год прошел под знаменем Гази Мухаммеда, который сполна воспользовался ослаблением русских войск. Имам при помощи своего сподвижника Абдаллаха аль-Ашилти провел ряд успешных операций, среди которых осада русских крепостей Бурная и Внезапная. В результате снятия осады с последней и последовавшей погони генерала Эммануэля за имамом, 13 июля 1831 года в лесу под Акташ Авком русские войска попали в засаду и потерпели сокрушительное поражение, потеряв из двух с половиной тысяч человек убитыми и ранеными около четырехсот человек.

          Закономерным итогом поражения  русских войск стало небывало  усиление популярности и могущества  Гази Магомеда, на его сторону  стали переходить даже те племена,  которые до того времени сохраняли  нейтралитет. На волне успеха имам на волне успеха даже пытался захватить Дербент, который осаждал в течение восьми дней. Тут же следует еще раз отметить, что успехи имама были вызваны уменьшением численности русских войск и фактическим отсутствием главнокомандующего. В результате окончание войны в такой ситуации не только не было делом ближайшего времени, но и вообще не было понятно, когда будет переломлен ход боевых действий и инициатива снова перейдет в руки царских войск.

          20 октября 1831 года в Тифлис, наконец-то прибыл новый главнокомандующий русскими войсками на Кавказе и в Грузии – барон Григорий Владимирович Розен. Главной целью он видел скорейшее разрешение проблемы, связанной с имамом, чтобы затем восстановить мир на Кавказе. Однако зимние успехи русских войск были снова сведены на нет необходимостью возвращения войск на зимние квартиры. И вновь, как и в предыдущие годы, это стало причиной того, что Гази Магомед сумел восстановить свои силы, и совершает набеги на крепости Назрань и Грозная.

         Окончательно покончить с имамом удалось только в период с 24 июля 1832 года, когда началось генеральное наступление русских войск на Чечню, Ичкерию и Дагестан, и закончившееся 10 октября взятием аула Гимры, где при обороне погиб и сам первый имам Дагестана Гази Магомед.

         Подводя итог пребывания Гази  Магомеда на посту имама в  период с 1829 по 1832 года, следует выделить несколько причин его успехов и неудач русских войск. Во-первых, консолидирующим звеном в объединении горцев стало религиозное движение мюридизма, нашедшее широкий отклик в среде исламского населения горных племен Кавказа. Во-вторых, он был провозглашен имамом Дагестана, став, таким образом, практически правителем горских племен, получив в свои руки власть. В-третьих, успеху имама способствовало Польское восстание, которое обескровило Кавказский корпус как численно, так и лишив его командования. К причинам успехов горцев следует отнести сезонность действий русских войск в регионе, которая давала Гази Магомеду время своевременно восстанавливать свои силы.

        После гибели первого имама мюридизм переживал не лучшие времена, а его движение было распространено в основном на территории нагорного Дагестана. Однако, вопреки ожиданиям Розена, сопротивление горцев не прекратилось, и по инициативе шейха Мухаммеда Ярагского был избран новый имам Дагестана – Гамзат-бек. Из источников нам также известно, что уже тогда большинство желало видеть на этом посту Шамиля, и только тяжелое ранение не позволило ему стать новым имамом.

         Новый имам сумел распространить свое влияние на весь нагорный Дагестан, в результате чего подвластные ему территории почти полностью окружили Аварию. Попытки заключить союзы с Аварскими ханами для совместных набегов на Кахетию не привели к ожидаемым результатам, так как те пытались сохранить хорошие отношения и с царскими войсками. Барон Розен сумел надавить на правителей Аварии, в результате чего ханша Паху-бике пошла на разрыв с Гамзат-беком. Ответом стала осада столицы аварских ханов Хунзаха, и последовавшей за этим расправой с правящим домом Аварии. Ханша Паху-бике была убита. Однако это сильно подорвало авторитет имама, и в результате 7 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в мечети во время молитвы своими кровниками в отместку за истребление аварской ханской семьи.

Информация о работе Причины затяжного характера Кавказской войны