Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 06:13, реферат
Причины не раскрыть и без этапного подхода. Что было до образования Союза, как он был образован, как защищался и почему распался. Упустив, хотя бы один из этих этапов, не достичь цели работы.
Введение 3
1. Предпосылки распада СССР 5
2. Этапы распада СССР 12
3. Объективные и субъективные причины распада СССР 18
4. Последствия распада СССР 24
Список литературы 30
Оглавление
Введение 3
1. Предпосылки распада СССР 5
2. Этапы распада СССР 12
3. Объективные и субъективные причины распада СССР 18
4. Последствия распада СССР 24
Список
литературы 30
Распад СССР был и остаётся глобальным событием, повлиявшим на судьбы народов и стран всего мира. Потому выявление причин весьма актуально. Последствия ещё будут долго сказываться на мировых процессах. Причины и последствия - политические, экономические, социальные и другие. Весь перечень невозможно охватить, они историчны, обширны и глубоки. Дело же в том, что нужна работа, краткая и целостная, дающая общее объективное представление о свершившихся событиях, понятная рядовым читателям, которых подавляющее большинство. Решение возможно, если опереться исключительно на реальные факты, оставив подробности (они бесконечны) за кадром. Причём на факты – истины, влияния которых ощутили на себе морально, физически и экономически граждане СССР (Союза) в течение многих десятков лет. Факты, миллионы свидетелей которых пока живы. А не е те разъяснения средств массовой информации (СМИ), как правило, искажённые в угоду определённым группировкам.
До сих пор история распада не представлена и причины не выявлены. Поскольку письменных свидетельств нет, а если остались в архивах, то к ним нет доступа. Чтобы свидетельствовать о распаде, нужно самому пережить, остаться в живых и овладеть научной методологией, а также иметь гражданское мужество, испытывать сострадания к людским несчастьям и не испугаться гонений со стороны властей за публикацию.
Власти тщательно скрывают факты или намеренно их искажают, вводя общество в заблуждение, в особенности молодые поколения, образование которых намеренно сведено к заучиванию тестов и готовых ответов. Ждут вымирания старших поколений, чтобы преступления предать забвению. Участь старших предопределена нищенскими пенсиями, дороговизной продуктов питания, лекарств, жилищно-коммунальных услуг и повсеместной коррупцией чиновничества. Ждать осталось не так много.
Причины не раскрыть и без этапного подхода. Что было до образования Союза, как он был образован, как защищался и почему распался. Упустив, хотя бы один из этих этапов, не достичь цели работы.
В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой – разного рода полу законной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.
Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.
Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.
Первым
конкретным шагом на пути политической
реформы стали решения
1989
год стал годом радикальных
изменений, особенно в
Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации» на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.
В
выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500
территориальным и национально-
Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны.
Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
Дискуссии
на втором Съезде народных депутатов
СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более
деловой характер по сравнению с
первым Съездом. Второй Съезд принял
36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов
и 26 постановлений. Одним из центральных
вопросов повестки дня второго Съезда
народных депутатов было обсуждение
мер по оздоровлению экономики. Был
обсужден вопрос о борьбе с организованной
преступностью. Съезд рассмотрел доклады
комиссия, посвященных как
Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.
К
зиме 1989/90 года политическая ситуация
существенно изменилась. Горбачев,
не без оснований опасаясь, что
весенние выборы в республиках приведут
к победе радикальных сил («Демократическая
Россия», РУХ и другие), которые
сразу же - по примеру Прибалтики
- постараются занять независимую
позицию в отношении
Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.
В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по «сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.
К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев.
Понимание
необходимости политического
Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг «Вся власть - Советам!», реформаторы даже не задумывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала «некомпетентных демократов», не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. «Некомпетентные демократы» кивали на «саботаж» со стороны прежней правящей касты – аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали «государственные сословия» - те слои, само существование которых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режима при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. Он нуждался в поддержке, но получить ее было ниоткуда: КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось – сказалось инерция конфронтации.