Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 13:24, курсовая работа
Впервые годы после Первой мировой войны на территории Западной Европы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенно не неизвестен капитализму в предшествующую эпоху.
Как известно, колыбелью этого чудовищного по своей сути явления были Германия и Италия. В частности, немецкий фашизм – феномен 20-го века, который принес страдания всему миру. (На протяжении всех последующих лет он не был повторен ни в одной стране. За прошедшие 70 лет на планете создавались кровавые диктатуры, к власти приходили расисты и националистические группировки, но нигде фашизм не был доведён до его логического завершения).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Появление фашизма, формирование политического режима гитлеровской Германии
1. Приход фашистов к власти в Германии ………………………………….5
2. Становление механизмов фашистской диктатуры………………………7
3. Преобразование конституционного строя………………………………..9
Глава II. Государственный аппарат и экономика фашистской Германии
1. Реформирование государственного аппарата………………………......12
3. Реформирование системы юстиции………………………………………17
4. Государственное регулирование экономики в фашистской Германии…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25
С этого времени Гитлер начинает планомерное уничтожение всех возможных путей оппозиции: Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все профсоюзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера партии “самораспустились”. В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций.
В декабре 1933 г. издается Закон “Об обеспечении единства партии и государства”, объявляющий фашистскую партию “носительницей немецкой государственной мысли”.
В
государстве формально
Государственный уклад обрел черты вождевого государства7 в силу особого соотношения собственно государственной власти и партийной диктатуры, вождь Партии и Государства приобретал совершенно исключительные полномочия: формулировать основы мировоззрения партии и народа, определять форму реализации партийно-государственной программы, полагать свои предписания в качестве непосредственных законов. Практически абсолютный характер полномочий Гитлера как вождя был закреплен постановлением райхстага 26 апреля 1942 г., которым он был определен «вождем Нации, верховным главнокомандующим вермахта, главой правительства и высшим обладателем правительственной власти, верховным судьей и фюрером Партии единовременно». (Признание Гитлера верховным главнокомандующим было провозглашено еще в 1938 г.)
Проводя
“интеграционную политику государства
и партии”, нацисты “унифицировали”
не только партии, но и прессу. Органы печати,
кроме нацистских, либо ликвидировались,
либо включались в систему фашистской
пропаганды.
Глава II. Государственный аппарат и экономика фашистской Германии
1. Реформирование государственного аппарата
Важнейшее значение для установления и упрочения открытой террористической диктатуры монополистического капитала имела перестройка государственного аппарата фашистской Германии.
Непосредственная
перестройка государственных
Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров (в 1933 г. он провел 31 зас, в 1937 г. — 6 зас, последнее — 5 февраля 1938 г.). Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности, появились такие административные монстры как Министерство пропаганды (1933), охватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Министерство экономики и др. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями8.
Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933 г. все чиновники (в т.ч. земель, общин) были объявлены единой корпорацией государственных служащих. В 3 мес. предписывалось уволить несоответствующих должности по политическим мотивам, а также неарийцев — с почетных должностей. Новые административные нормы были сформированы особым уставом — Законом о чиновничестве (26 января 1937 г.). Чиновничество определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госслужащих производилось только фюрером, перед ним они несли ответственность и в любое время могли быть отозваны. Повиновение было объявлено смыслом бюрократической службы. Но это обеспечивает чиновнику достойное положение в жизни. Он всего лишь исполнитель воли государства, установленной НСДАП. Чиновнику предписывалось быть «готовому к жертвам, любящему отечество, повинующемуся законам и фюреру до самой смерти». Государственный чиновник не только должен был быть арийцем, ему запрещались браки с неарийками. Вступление Германии во Вторую мировую войну привело к еще большей централизации администрации: указом 28 августа 1939 г. все руководители высших учреждений были признаны ответственными непосредственно перед фюрером (без партийной и ведомственной иерархии)9.
Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера.
Другим направлением разрушения Ваймарской республики и более — всей традиционной системы государственно-политических связей в общегерманском государстве стала ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления.
В целях дальнейшей концентрации власти, или “унификации политического режима в империи и областях”, Законом от 7 апреля 1933 г. “О слиянии областей с империей” во все земли стали назначаться, как правило, из гаулейтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями10. 30 января 1935 г. был принят новый Закон “Об имперских наместниках”. Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях “представителями имперского правительства”, в задачу которых входило “наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера”. Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.
Ландтаги земель сначала были отстранены от формирования земельных правительств, а 30 января 1934 г. были законодательным путем ликвидированы. Правительства земель были подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом “О ликвидации рейхсрата” от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением “О германских общинах” были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.
В период нацистской диктатуры территория Германии значительно увеличилась. В результате внешнеполитических акций, поддержанных недальновидной политикой западноевропейских государств и СССР, к империи были присоединены Австрия (1938), Судетская область Чехии (1939), прибалтийские области (1939). В них устанавливалось унифицированное управление. К июню 1941 г. к империи были присоединены еще до 12 европейских стран на правах оккупированных областей, для управления которыми сформировано Министерство оккупированных земель (1941). Однако в дальнейшем, с разгоранием войны, управление тесно переплелось с военной администрацией и носило особый характер.
Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — “служба порядка” фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. “служба порядка” получила название “штурмовых отрядов” (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.
Согласно закону 29 марта 1935 г. СА и «охранные эскадроны»(СО, особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии) Объявлялись непосредственными частями партии. Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции11.
После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС — к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.
Особое
место среди карательных
После прихода к власти фашисты перестроили полицейскую систему, затронув все стороны ее организации и деятельности. Главная задача полиции заключалась в том, чтобы осуществлять массовый террор и истреблять физически коммунистов и антифашистов.
В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.
По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля.
Вооруженные силы гитлеровской Германии комплектовались на основе всеобщей воинской повинности для мужчин от 18 до 45 лет. Срок службы 2 года. В целях концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. Военное министерство и создал свой личный штаб верховного командования вооруженных сил. Верховному главнокомандующему А. Гитлеру подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими штабами. В системе вооруженных сил имелось ведомство военной разведки и контрразведки (Абвер).
Гитлеровская государственная машина предназначалась для выполнения функции подавления внутренних и внешних противников фашизма.
2. Реформирование системы юстиции
Преобладание чрезвычайных, внеправовых принципов деятельности распространилось и на сферу юстиции. Судебная система была также перестроена, во-первых, соответственно идеям национал-социализма, во-вторых, следуя принципу безусловного подчинения всех государственных функций единой власти фюрера партии в «вождевом государстве». Подобно любому социалистическому государству XX в., официальная доктрина рассматривала понятия закона и законности как подчиненные — более высоким социальным целям государства и нации: «Фундамент всех основных законов, — говорил глава юстиции райха Г. Франк в речи перед съездом юристов, — это национал-социалистическая идеология, в особенности же ее истолкование в партийной программе и в речах фюрера»13.
Информация о работе Политический режим и государственный аппарат фашистской Германии