Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:09, реферат
Установление советской власти осенью 1917 – весной 1918 г. сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России, но все они были разрозненными и имели локальный характер. Крупномасштабная борьба, в которую с обеих сторон влились огромные массы из самых разных социальных слоев, ознаменовала развертывание гражданской войны – общесоциального вооруженного противостояния. Началом гражданской войны одни историки считают октябрь 1917 г., другие – весну 1918 г., когда сложились сильные политические и хорошо организованные антисоветские очаги и началась иностранная интервенция.
12
Нужно
отдать должное Ленину. Он выполнил
данное правительству обещание в
первые часы прихода к власти: 26 октября
па съезде Советов он зачитал известный
декрет о мире. Уже 27 октября (9 ноября)
лондонские газеты, да и сами немцы
не могли долго хранить молчание, заявляя,
что русская революция не случайная удача,
а естественный результат германской
политики. 9(22) ноября, выполняя еще один
пункт соглашения между большевиками
и Германией, Троцкий, как нарком иностранных
дел, заявил о намерениях советского правительства
опубликовать секретные дипломатические
документы. Теоретически публикация тайных
договоров наносила ущерб как центральным
державам, так и Антанте. Но поскольку
секретные договоры, имевшие отношение
к первой мировой войне, были, естественно,
заключены Россией с союзниками Францией
и Англией, а не с Центральными державами,
последние оставались в выигрыше. 14(27)
ноября германское Верховное командование
дало свое согласие на ведение официальных
переговоров о мире с представителями
советской власти. Начало переговоров
было назначено на 19 ноября (2 декабря),
причем в заявлении от 15(28) ноября советское
правительство указало, что в случае отказа
Франции, Великобритании, Италии, США,
Бельгии, Сербии, Румынии, Японии и Китая
присоединиться к переговорам "мы будем
вести переговоры с немцами одни",т.е.
заявило о подписании сепаратного мира
со странами Четверного блока. 20 ноября
(3 декабря) русская делегация (28 человек)
прибыла в Брест-Литовск, где помещались
ставка главнокомандующего германским
Восточным фронтом. Как место для ведения
переговоров Брест-Литовск был выбран
Германией. Очевидно, что ведение переговоров
на оккупированной немцами территории
устраивало германское и австрийское
правительства, поскольку перенесение
переговоров в нейтральный город, например
в Стокгольм, вылилось бы в межсоциалистическую
конференцию, которая могла бы обратиться
к народам "через головы правительств"
и признать, например, ко всеобщей стачке
или гражданской войне. В этом случае инициатива
из рук германских и австро-венгерских
дипломатов перешла бы к русским и европейским
социалистам. С советской стороны делегацию
возглавляли три большевика (А.А. Иоффе,
Л.Б. Каменев, и Г.Я. Сокольников) и два левых
эсера (А.А. Биценко и С.Д.Масловский-Мстиславский).
С германской стороны переговоры должна
была вести группа военных во главе с генералом
Гофманом. Русская делегация настаивала
на заключении мира без аннексий и контрибуций.
Гофман как бы не возражал, но при условии
согласия на эти требования еще и Антанты.
13
Поскольку, как всем было ясно, советская делегация не уполномочена была Англией, Францией и США вести переговоры с Четверным союзом, вопрос о всеобщем демократическом мире повис в воздухе.
К тому же делегация центральных держав настаивала на том, уполномочена подписывать лишь военное перемирие, а не политическое соглашение. И при внешней вежливости обеих сторон общий язык найден не был. 28 декабря пленум Московского областного бюро принял резолюцию с требованием прекратить мирные переговоры с Германией и разорвать дипломатические отношения со всеми капиталистическими государствами. В тот же день против германских условий высказалось большинство Петроградского комитета РСДРП(б). Обе столичные организации потребовали созыва партийной конференции для обсуждения линии ЦК в вопросе о мирных переговорах. Поскольку делегации на такую конференцию формировали бы сами комитеты, а не местные организации РСДРП(б), левым коммунистам на конференции было бы обеспечено большинство. И Ленин, во избежание поражения, стал всячески оттягивать созыв конференции. На партийном совещании 8(21) января, посвященном проблеме мира с Германией, Ленин вновь потерпел поражение: тезисы его не были одобрены, их даже запретили печатать. Троцкий впервые предложил в тот день не подписывать формального мира и во всеуслышание заявить, что Россия не будет вести войну и демобилизует армию.
Известная
как формула "ни война, ни мир",
установка Троцкого вызвала с
тех пор много споров и нареканий.
Между тем, эта формула имела
вполне конкретный практический смысл.
Она, с одной стороны, исходила из того,
что Германия не в состоянии вести крупные
наступательные действия на русском фронте(иначе
бы немцы не сели за стол переговоров),
а с другой —имела то преимущество, что
большевики "в моральном смысле"оставались
"чисты перед рабочим классом всех стран".
Кроме того, важно было опровергнуть всеобщее
убеждение, что большевики просто подкуплены
немцами и все происходящее в Брест-Литовске
—не более как хорошо разыгранная комедия,
в которой уже давно распределены роли.
Ленин упрямо настаивал на сепаратном
соглашении на германских условиях, но
на заседании ЦК 11(24) января, где он выступил
с тезисами о заключении мира, Ленин снова
потерпел поражение. Формула Троцкого
была принята 9 голосами против 7.
14
Вместе с тем 12 голосами против 1 было принято внесенное Лениным (для спасения своего лица) предложение "всячески затягивать подписание мира":Ленин предлагал проголосовать за очевидную для всех истину, чтобы формально именно его,Ленина, резолюция получило большинство голосов. Вопрос о подписании мира в тот день Ленин не осмелился поставить на голосование. С другой стороны,11 голосами против 2 при 1 воздержавшемся была отклонена резолюция левых коммунистов, призывавшая к революционной войне. Общепринято мнение, что, возвращаясь в Брест для возобновления переговоров в конце января по н. ст., Троцкий имел директиву советского правительства подписать мир. Поскольку никаких официальных партийных документов о договоренности Ленина с Троцким не существовало, оставалось предполагать, что они договорились о чем-то за спиною ЦК в личном порядке, и Троцкий, не подписав германский ультиматум, нарушил данное Ленину слово.
Заседание политической комиссии в Брест-Литовске закончилось 28 января (10 февраля) в 6,50 вечера. Вскоре после этого, еще до формального ответа Четверного союза на заявление советской делегации, т.е. не зная, принята ли формула "ни мира, ни войны", Троцкий телеграфировал Ленину о том, что переговоры завершены. 11 февраля в 17 часов во все штабы фронтов русской армии была переслана пространная телеграмма за подписью Крыленко о прекращении войны, демобилизации и "уводе войск с передовой линии".
По
возвращении в Петроград
15
Четверного союза и на оккупированных ими территориях. Договор должен был быть ратифицирован в течении двух недель. Как писал Гофман, ультиматум содержал все требования, какие только можно было выставить.
Ленин потребовал немедленного согласия на германские условия и заявил, что в противном случае уйдет в отставку. Слово затем взял Троцкий, сказав, что, имея Ленина в оппозиции, не возьмется голосовать против подписания мира. Его поддержали левые коммунисты Дзержинский и Иоффе. Но Бухарин и Ломов —против. Сталин —сторонник Ленина —первоначально был против:"Можно не подписывать, но начать переговоры." Но Ленин победил: 7 голосами против 4 при 4 воздержавшихся германский ультиматум был принят. Вместе с тем ЦК единогласно принял решение "готовить немедленную революционную войну". Это была очередная уступка Ленина. Однако, победа ленинского меньшинства при голосовании по столь важному вопросу повергла ЦК в еще большее смятение, началась паника. Некоторые решили подать в отставку. Троцкий сказал, что он голосовал бы иначе, если бы знал, что его воздержание поведет к уходу товарищей. Ленин соглашался теперь на "немую или открытую агитацию против подписания"только чтоб не уходили с постов и пока что подписали мир. Но уговоры были бесполезны. Левые коммунисты ушли.
Совместное заседание ЦК РСДРП(б) и ЦК ПЛСР было назначено на вечер 23 февраля. Протокол числится в ненайденных, и о том, как проходило заседание, ничего не известно. В 5,25 утра 24-го числа заседание закрылось. Через полтора часа в Берлин, Вену, Софию и Константинополь передали сообщение Совнаркома о принятии германских условий и отправке в Брест-Литовск полномочной делегации. 28 февраля делегация прибыла в Брест. К этому времени начали сбываться опасения противников мира о том, что брестский ультиматум —только начало диктата. Немцы теперь требовали передачи Турции, Карса и Батума (хотя в течении войны эти территории ни разу не занимались турецкими войсками). Сокольников, возглавлявший советскую делегацию, пробовал было возражать, но Гофман дал понять, что какие-либо обсуждения ультиматума исключаются. 3 марта, в 5,50 вечера договор был подписан. В эту минуту навсегда была обречена на поражение мировая революция!
Оппозиция
сепаратному миру в партии и советском
аппарате заставила Ленина изменить
тактику. Он постепенно переместил акцент
с "мира"на "передышку".
16
Вместо мирного соглашения с Четверным союзом Ленин ратовал теперь за подписание ни к чему не обязывающего бумажного договора ради короткой, пусть хоть в два дня, паузы, необходимой для подготовки к революционной войне. При такой постановке вопроса Ленин почти стирал грань между собою и левыми коммунистами. Расхождение было теперь в сроках. Бухарин выступал за немедленную войну. Ленин-за войну после короткой передышки. Сепаратный мир исчез из лексикона Ленина.
Но,
голосуя за передышку, сторонники Ленина
голосовали именно за сепаратный мир,
не всегда это понимая. Как и формула
Троцкого "ни война, ни мир"ленинская
"передышка"была средней линией.
Она позволяла, не отказываясь от
лозунга революционной войны, оттягивать
ее начало сколь угодно долгое время. Оставляя
левым коммунистам надежду на скорое объявление
войны, передышка в целом удовлетворяла
сторонников подписания мира, прежде всего
Ленина, т.к. давала возможность ратифицировать
подписанный с Германией мир и, связывая
мирным соглашением страны Четверного
союза, оставляла советской стороне свободными
руки для расторжения при первой возможности
договора. Что касается Антанты, то с ее
точки зрения, намерение большевиков заключить
сепаратный мир и разорвать т.о. союз с
ней казалось в 1918г. актом беспрецедентного
коварства. Не желая иметь дело с правительством
"максималистов"в России, не веря
в его способность удержаться у власти,
Антанта пыталась поддержать контакты
с Советской властью хотя бы на неофициальном
уровне с целью убедить Советское правительство
сначала не подписывать, а после подписания
—не ратифицировать мирного договора.
7 марта в 12 часов дня с первым докладом
съезду о Брестском мире-выступил Ленин,
попытавшийся убедить делегатов в необходимости
ратифицировать соглашение. Поистине
удивительным можно считать тот факт,
что текст договора держался в тайне и
делегатам съезда сообщен не был. Между
тем за знакомым сегодня каждому Брестским
миром стояли условия более тяжкие, чем
Версальский договор. В смысле территориальных
изменений Брест-Литовское соглашение
предусматривало передачу Турции провинций
Восточной Анатолии, Ардаганского, Карсского
и Батумского округов; признание независимости
Украины, отторгаемой от России и передаваемой
под контроль Германии. Эстляндия и Лифляндия,
Финляндия и Аландские острова освобождались
от русских войск и Красной армии и тоже
переходили под германский контроль.
17
Литература.
1. Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997;
2. Исаев И.А., История государства и права России, М., Юрист, 1966;
3. Верстюк В.
Всероссийское Учредительное
4. http://www.stydy-help.ru/
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Советы и Учредительное
Собрание: проблемы политического выбора……………………….
Идейно-политическая
борьба по вопросу заключения Брестского
мирного договора……….9.
Информация о работе Политическая борьба в России весной-осенью 1917