Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:09, реферат
Установление советской власти осенью 1917 – весной 1918 г. сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России, но все они были разрозненными и имели локальный характер. Крупномасштабная борьба, в которую с обеих сторон влились огромные массы из самых разных социальных слоев, ознаменовала развертывание гражданской войны – общесоциального вооруженного противостояния. Началом гражданской войны одни историки считают октябрь 1917 г., другие – весну 1918 г., когда сложились сильные политические и хорошо организованные антисоветские очаги и началась иностранная интервенция.
Введение.
Установление советской власти осенью 1917 – весной 1918 г. сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России, но все они были разрозненными и имели локальный характер. Крупномасштабная борьба, в которую с обеих сторон влились огромные массы из самых разных социальных слоев, ознаменовала развертывание гражданской войны – общесоциального вооруженного противостояния. Началом гражданской войны одни историки считают октябрь 1917 г., другие – весну 1918 г., когда сложились сильные политические и хорошо организованные антисоветские очаги и началась иностранная интервенция.
В феврале 1917 года самодержавие пришло к своему логическому завершению. От него страна унаследовала огромное число проблем: долго длившуюся и непопулярную войну, подорванную экономику, нерешенный национальные и социальные проблемы. Партии и общественные организации росли, как грибы после дождя, каждая из них претендовала на роль выразителя народных интересов. Большевики, меньшевики, эсеры, энесы пропагандировали идеи социализма, первые, как показало время, готовились к их осуществлению. Котел политических страстей кипел, кадетская партия, еще недавно оппозиционная царизму, оказалась практически единственной несоциалистической партией страны и передвинулась на крайний правый фланг. В течение нескольких дней революции Россия стала наиболее свободной страной мира, но при этом не умела пользоваться этим благом. В бурном потоке общественной жизни следовало искать ориентиры, способные вывести обновленный российский государственный корабль из штормящего моря. Одним из них могла стать реализация идеи Учредительного Собрания.
Политическая
борьба - это неотъемлемое свойство
политики. Чем сложнее структура
отношений политической власти, тем
разнообразнее формы
1
Советы и
Учредительное Собрание:
проблемы политического
выбора
Впервые в России о возможности созыва Учредительного Собрания во второй половине XIX в. заговорил теоретик анархизма М. Бакунин, исключительными правами оно наделялось в программах народовольцев. В 1903 г. на II съезде РСДРП идея созыва Учредительного Собрания была внесена в партийную программу-минимум; в следующем году — в проект эсеровской программы. После февральской революции лозунг о созыве Учредительного Собрания был одобрен в политических кругах общества. Он содержался в манифестах и декларациях всех политических партий. Образованное 2 марта правительство России назвало себя временным по той лишь причине, что видело свою задачу в том, чтобы довести страну до созыва Учредительного Собрания. Во всяком случае, так оно заявило.
На первый взгляд могло показаться, что обществом овладела единая надпартийная идея, гарантировавшая гражданский мир и решение основных государственных проблем. На практике все оказалось иначе. Каждая из политических партий и общественных организаций в лозунг созыва Учредительного Собрания вкладывала содержание, следовавшее из собственных тактических задач. Их больше всего беспокоили не результаты деятельности Учредительного Собрания, а реальные политические дивиденды, которые можно было извлечь из популярного лозунга.
Уже
в конце июня, воспользовавшись стихийно
возникшим недовольством
Вместе
с тем и коалиционные силы (кадеты,
эсеры, энесы и меньшевики) во главе
с Временным правительством не смогли
извлечь из достигнутых побед
дополнительный политический капитал.
Скорее наоборот, по пути от Февраля к
Октябрю они его катастрофически быстро
теряли. Их союз оказался шатким, один
правительственный кризис сменялся другим,
третьим, правительство либералов и демократов
оказалось неспособным к проведению результативной
и целостной политики, его действия под
давлением и справа, и слева напоминали
топтание на месте, нерешительные метания
из стороны в сторону.
2
Прямое
подтверждение высказанным
В ночь на 2 марта в соглашении исполкома Петроградского Совета и членов Временного комитета Государственной Думы вырабатывается. юридический статус Учредительного Собрания, включавший три принципа: всеобщие свободные выборы ("общенародная воля"), решение главных вопросов государственной жизни, включая определение формы правления, есть исключительная прерогатива Учредительного Собрания ("непредрешение"), только само Собрание определит круг и границы своих задач ("хозяин земли Русской"). Отсюда и пределы деятельности Временного правительства: оно не имеет права устанавливать какую-либо постоянную форму правления, создает условия для созыва Учредительного Собрания. Исходя из этой политической ситуации Временное правительство сформулировало в марте следующие принципы отношения к старому строю и Учредительному Собранию:
1.
По возможности сохранить
2.
Из существующих учреждений и
законов отменить только те, оставление
которых при новом строе безусловно невозможно".
Отсюда и "качели" поведения
Временного правительства. Когда оно издавало
законы в пользу собственников, оно выступало
как полновластное законодательное, учредительное.
Когда речь шла о выполнении народных
требований, правительство заявляло о
неправомочности предвосхищения им воли
Учредительного Собрания. Позиция "непредрешенства"
оказалась роковой для страны, ждущей
реформ от властей. Каждый просроченный
день реформ подрывал шансы остановить
сползание России к гражданской войне.
Правительство действительно не чувствовало
в себе сил отложить Учредительное Собрание
до окончания войны, оно избрало тактику
оттягивания. Сначала было обещано, что
Учредительное Собрание соберется в возможно
кратчайший срок. 11 марта глава правительства
Г.Львов сообщил, что это может произойти
не раньше, чем через 3 — 6 месяцев. 13 марта
правительство известило о решении создать
3
Особое совещание для изготовления проекта Положения о выборах в Учредительное Собрание, однако первое заседание совещание провело в конце мая, а закончило работу в начале сентября.
Июльский кризис, рост популярности лозунга "Вся власть Советам!" и нескрываемые амбиции большевиков вынудили Временное правительство огласить сроки выборов (17 сентября) и созыва (30 сентября) Учредительного Собрания. Справившись с выступлением большевиков, правительство вновь стало медлить. Воспользовавшись формальным предлогом о необходимости завершить выборы в местные органы самоуправления, оно "отодвинуло выборы в Собрание на 12 ноября, а начало созыва — на 28 ноября.
Ленин
никогда не придавал первостепенного
значения созыву Конституанты, не видел
в ней конечной цели политической
борьбы. Принципы и институты чистой
демократии вызывали в нем злую и
нескрываемую иронию. И все же лозунг
"учредилки" большевики не отбрасывали,
хорошо понимая, что он имеет в массах
немало сторонников. Характерно в этом
отношении их поведение в момент взятия
власти. В документах II Всероссийского
съезда советов немало места отводилось
Учредительному Собранию- В написанном
Лениным и утвержденном съездом обращении
"Рабочим, солдатам и крестьянам"
говорилось, что советская власть "обеспечит
своевременный созыв Учредительного Собрания".
В постановлении съезда об образовании
рабочего и крестьянского правительства
подчеркивалось, что это правительство
(Совет Народных Комиссаров) будет управлять
страной вплоть до созыва Учредительного
Собрания, на котором, по обещанию Ленина,
и должен будет окончательно решиться
вопрос о мире. Декрет о земле был объявлен
временным законом, который должен действовать
до Учредительного Собрания. В выступлении
Ленина по поводу последнего декрета есть
один весьма интересный фрагмент. "И
если даже крестьяне пойдут и дальше за
социалистами-революционерами и если
они даже этой партии дадут на Учредительном
Собрании большинство, то и тут мы скажем:
пусть так, — уверяет Ленин. — Жизнь —
лучший учитель, а она укажет, кто прав,
и пусть крестьяне с одного конца, а мы
с другого конца будем разрешать этот
вопрос. Жизнь заставит нас сблизиться
в общем потоке революционного творчества,
в выработке новых государственных форм.
Мы должны следовать за жизнью, мы должны
предоставить полную свободу творчества
народным массам". Сколько же было обещано
в первые дни!
4
Думается, что подобная тактика в отношении Учредительного Собрания преследовала две цели. С одной стороны, Ленин не исключал реальности созыва собрания и поэтому загодя пытался оказать на него давление, поставить в будущем перед необходимостью законодательно утвердить советскую власть, ибо этого никак не мог сделать съезд советов, по существу, общественная организация. Власть же была захвачена явочным путем. В случае, если бы члены Учредительного Собрания отказались это сделать (как оно и случилось), их можно было легко обвинить в контрреволюционности (что также имело место). Вторая цель была не менее важна. Затевая государственный переворот в Петрограде, большевики не были уверены в окончательной победе. В критический момент взятия власти следовало придать перевороту некую видимость законности, приглушить политические страсти апелляцией к будущему Учредительному собранию. И здесь Ленин не жалел сил на обещания и посулы, проявляя чудеса политического лицемерия.
Победу одержала партия эсеров, за ее списки высказались 40% участвовавших в выборах. большевикам удалось собрать только 23,9% голосов, кадетам — 4,7%, меньшевикам и того меньше — 2,3%. Таким образом, к будущем Учредительном Собрании эсеры получили 370 мест, большевики — 175, левые эсеры"—40, меньшевики — 15, кадеты — 17, энесы — 2, а 86 мест досталось представителям национальных партий.
Выборы закончились, а политическая борьба вокруг Учредительного Собрания приобрела новую остроту. Временное правительство, о низложении которого 25 октября сообщил Ленин, еще в течение трех недель продолжало нелегально проводить свои заседания, считая себя единственной законной властью в стране. 16 ноября члены правительства составили обращение к гражданам России, которое на следующий день опубликовали либеральные и демократические газеты. 18 ноября все эти газеты были закрыты, но текст обращения стал известен жителям Петрограда и Москвы. В обращении говорилось, что действия большевиков являются мятежом, смертельно опасным для страны и ее целостности. Временное правительство призывало сплотиться вокруг Учредительного собрания, считало, что таким образом "усилиями народа будет положен конец господству насильников в самом близком будущем".
Со своей стороны, большевики сделали все, чтобы не допустить открытия Собрания 28 ноября. 23 ноября были арестованы члены Всевыборов, их обвинили в саботаже пролетарской власти. К 27 ноября в Петроград были стянуты 10 — 12 тыс. вооруженных матросов. Рано утром 28 ноября большевики провели аресты членов ЦК партии кадетов.
5
Но наиболее замечательное событие произошло 26 ноября, когда Ленин подписал декрет "К открытию Учредительного Собрания". Воспользовавшись предлогом: кворум Учредительного Собрания в законодательных актах Временного правительства не был установлен, большевики постановили, что Учредительное Собрание может открыться лицом, уполномоченным СНК при наличии не менее 400 его членов. Могло показаться, что это чисто процедурный момент, но посвященные в ход подготовки Собрания знали, что такое количество депутатов удастся собрать в Петрограде не скоро. Таким образом была достигнута очередная отсрочка.
В декабре большевики затратили немало энергии для того, чтобы убедить общественность в том, что выборы были проведены формально и не отражают истинной расстановки политических сил. Опираясь на декрет о праве избирателей отзывать депутатов, не оправдавших доверия, большевики пытались организовать новые выборы в отдельных округах, но из этого ничего не получилось. В ленинских "Тезисах об Учредительном собрании" говориться, что интересы революции стоят выше формальных прав Учредительного Собрания. Единственным шансом последнего Ленин считал "безоговорочное заявление… о признании советской власти, советской революции, ее политики… решительное присоединение Учредительного Собрания к стану противников кадетско-калединской контрреволюции". Вне этих условии, подчеркивал Ленин, кризис в связи с проведением Учредительного Собрания может быть решен только революционным путем, т.е. дал недвусмысленно понять, что в случае выступления Учредительного Собрания против советской власти оно будет разогнано.
Декабрь, как и ноябрь, прошел в острой политической борьбе. Тем временем оттягивать дальше открытие Собрания под предлогом отсутствия кворума большевики не могли, поэтому СНК решился назвать точную дату — 5 января 1918г. Все говорило о том, что Учредительное Собрание не сможет стать местом укрощения политических амбиций, источником общественного примирения и национального согласия. Эти опасения подтвердились утром 5 января, когда демонстрацию под лозунгами защиты Учредительного Собрания большевики разогнали силой оружия. Были и жертвы — 8 убитых. Расстрел донельзя накалил обстановку. Открытие Собрания в полдень не состоялось, и только в 16 часов более 400 делегатов вошли в Белый зал Таврического дворца. Стенограмма убеждает, что с момента открытия Учредительного Собрания его работа напоминала острое политическое сражение.
6
Информация о работе Политическая борьба в России весной-осенью 1917