Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Одной из форм вооруженной борьбы советского народа против врага стало партизанское движе-ние. Программа его развертывания содержалась в директиве СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Вскоре, 18 июля, ЦК принял специальное постановление "Об организации борьбы в тылу германских войск". В этих документах давались указания о подготовке партийного подполья, об организации, ком-плектовании и вооружении партизанских отрядов, а также формулировались задачи движения.

Содержимое работы - 1 файл

I.docx

— 148.39 Кб (Скачать файл)

I. ВОЙНА НАРОДНАЯ

Партизанское движение в  годы Великой Отечественной войны 

 

 

  

Одной из форм вооруженной  борьбы советского народа против врага  стало партизанское движе-ние. Программа его развертывания содержалась в директиве СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Вскоре, 18 июля, ЦК принял специальное постановление "Об организации борьбы в тылу германских войск". В этих документах давались указания о подготовке партийного подполья, об организации, ком-плектовании и вооружении партизанских отрядов, а также формулировались задачи движения.

 

Размах партизанской борьбы был в значительной степени предопределен  масштабами оккупиро-ванной территории СССР. Несмотря на принятые меры по эвакуации населения в восточные районы страны, свыше 60 млн человек, или около 33% довоенного населения, вынуждены были оставаться на территории, занятой врагом.

 

Первоначально советское  руководство (Л. П. Берия) сделало ставку на регулярные партизанские соединения, сформированные при участии и  под руководством НКВД. Наиболее известным  стал отряд "Победители", командир Д. Н. Медведев. Он действовал в Смоленской, Орловской и Могилевской об-ластях, а затем на Западной Украине. В отряд входили спортсмены, работники НКВД (в том числе раз-ведчики), проверенные местные кадры. Член отряда разведчик Н. И. Кузнецов, в совершенстве владея немецким языком, с документами на имя обер-лейтенанта Пауля Зибера, вел разведывательную дея-тельность в Ровно: добывал ценную разведывательную информацию, уничтожил главного судью Ук-раины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля и его секретаря, вице-губернатора Галиции Бауэра.

 

Во главе партизанского  движения на местах стояли, как правило, председатели областных, го-родских и районных исполкомов партии, а также секретари обкомов, горкомов и райкомов комсомола. Общее стратегическое руководство партизанским движением осуществляла Ставка ВГК. Непосредст-венное же взаимодействие с отрядами на местах - Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Он был создан решением ГКО от 30 мая 1942 г, и действовал до января 1944 г. Начальником ЦШПД был П. К. Пономаренко, являвшийся с 1938 г. первым секретарем ЦК КП(б) Белоруссии. ЦШПД должен был устанавливать связь с партизанскими формированиями, направлять и координировать их действия, снабжать оружием, боеприпасами, медикаментами, готовить кадры и осуществлять взаимодействие партизан с частями регулярной армии.

 

Особое значение среди  штабов партизанского движения принадлежало Украинскому штабу, ко-торый с 1943 г. подчинялся непосредственно Ставке ВГК. На Украине еще до оккупации ее территории фашистами было подготовлено для развертывания партизанского движения 883 отряда и свыше 1700 диверсионных и разведывательных групп. Центром концентрации партизанских сил Украины был Спадщанский лес, где базировался Путивльский отряд под командованием С. А. Ковпака. За годы вой-ны он прошел рейдами свыше 10 тыс. км, разгромив гарнизоны врага в 39 населенных пунктах. При этом отряд Ковпака вобрал в себя ряд других партизанских групп, например 2-й Путивльский отряд под командованием С. В. Руднева. В 1941 г. в партизанских отрядах на Украине сражалось свыше 28 тыс. бойцов. На 1 мая 1942 г. ЦК КП(б) Украины имел сведения о 766 партизанских формированиях и 613 диверсионно-разведывательных группах. Созданный в 1942 г. Украинский штаб партизанского движе-ния возглавлял T. А. Строкам, занимавший с марта 1941 г. должность заместителя наркома внутренних дел УССР, а затем руководивший формированием истребительных батальонов. К концу 1943г. общая численность партизан в республике составляла около 300 тыс. человек, а к концу войны по официаль-ным данным достигла цифры 500 тыс. человек. Среди руководителей партизанского движения на Ук-раине, помимо С. А. Ковпака и С. В. Руднева, выделялись А. Ф. Федоров (с 1938 г. являвшийся первым секретарем Черниговского обкома КП(б) Украины) и П. П. Вершигора. Широкий размах борьба с гит-леровцами получила и на территории Белоруссии, где ею руководили В. 3. Корж, T. П. Бумажков, Ф. И. Павловский и другие известные партийные работники.

 

Всего в годы войны в  тылу врага насчитывалось более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых  сражалось свыше 1 млн человек. В ходе проведенных операций партизаны уничтожили, захватили в плен и ранили 1 млн фашистов, вывели из строя 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин, 1100 самолетов, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос 20 тыс. эшело-нов.

 

Большую роль в развитии партизанского  движения сыграло совещание руководящих  работников наркомата обороны, ЦШПД с представителями подпольных партийных  органов, командирами и комис-сарами крупных партизанских формирований. Совещание проводилось по поручению ЦК ВКП(б) в конце августа - начале сентября 1942 г. По его итогам был сформулирован приказ наркома обороны Сталина от 5 сентября 1942 г. "О задачах партизанского движения".

 

Основным объектом боевой деятельности партизан стали коммуникации, особенно железные до-роги. Впервые в истории войн централизованно проводился ряд крупных операций по выводу из строя вражеских коммуникаций на большой территории, которые были тесно связаны с действиями регуляр-ных армейских частей. С 3 августа по 15 сентября 1943 г. на оккупированной территории РСФСР, Бело-руссии и части Украины для оказания помощи частям Советской Армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве проводилась операция "Рельсовая война". На местах были определены участки и объекты действий каждому из 167 намеченных для этого партизанских формирований. Пар-тизаны обеспечивались взрывчаткой, минно-подрывной техникой, к ним засылались специалисты-подрывники. Партизаны Белоруссии пустили под откос 761 вражеский эшелон, Украины - 349, Смолен-ской области - 102. В результате операции магистрали Могилев-Кричев, Полоцк-Двинск, Могилев-Жлобин не действовали весь август. На других железных дорогах движение нередко задерживалось на 3-15 дней. Действия партизан значительно затруднили перегруппировку и снабжение отступающих войск противника.

 

Опыт "Рельсовой войны" был использован в другой операции под кодовым названием "Кон-церт", осуществлявшейся с 19 сентября по конец октября 1943 г. В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Ленинградской и Калининской областей. Протяженность опе-рации по фронту составила около 900 км, а в глубину 400 км. Ее проведение было тесно связано с пред-стоявшим наступлением советских войск на Смоленском и Гомельском направлениях и битвой за Днепр.

 

В результате партизанских операций 1943 г. пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%, что вело к срыву планов врага по накоплению материальных средств и сосредоточению войск. Кроме того, немцы были вынуждены  крупные силы задействовать для  охраны железных дорог, а их протяженность  на оккупированной территории СССР составляла 37 тыс. км. Только в летней кампа-нии 1942 г. действия партизан отвлекали 24 вражеские дивизии, 15 из которых постоянно занимались охраной коммуникаций.

 

В годы войны на оккупированной территории СССР создавались партизанские края и зоны - тер-ритории в тылу немецких войск, где восстанавливались органы советской власти, шло воссоздание кол-хозов, предприятий местной промышленности, культурно-бытовых, медицинских и других учреждений. Такие края и зоны существовали в Калининской, Смоленской и других областях РСФСР, в Белоруссии, на северо-западе Украины. Весной 1942 г. их насчитывалось 11, а позже это количество постоянно уве-личивалось. В партизанском крае на Брянщине насчитывалось до 21 тыс. партизан.

 

Партизаны активно срывали  отправку в Германию на принудительные работы больших групп населения. Только в Ленинградской области  были предотвращены попытки угона 400 тыс. советских граждан. Не случайно, что гитлеровские органы управления на оккупированной территории, а также  военное командование вели активную борьбу с партизанами. Так, в одном  из районов Ленинградской области  за поимку "предводителя партизан" Михаила Романова фашистские власти назначили возна-граждение в "6 коров или 6 гектаров пахоты, или же по половине этих обоих". В придачу к этому мест-ный комендант сулил "30 пачек махорки и 10 литров водки". За мертвого партизана была обещана "половина указанного вознаграждения".

 

Жителям деревень, знавшим  о местонахождении партизан и  не сообщавшим об этом, грозило об-винение "в бандитизме" и расстрел. В ряде случаев гитлеровцы пытались создавать из крестьян "отряды самообороны", которые должны были, вооружившись топорами, ножами и дубинами, "уничтожать на-падающие банды", т. е. партизан.

 

Чрезвычайно важное значение имело взаимодействие партизан с частями регулярной армии. В 1941 г. в ходе оборонительных боев РККА это выражалось преимущественно в ведении разведки. Од-нако с весны 1943 г. начинается систематическая разработка планов с использованием партизанских сил. Наиболее ярким примером эффективного взаимодействия партизан и частей Советской Армии ста-ла Белорусская операция 1944 г. под кодовым названием "Багратион". В ней мощная группировка бело-русских партизан представляла собой, по существу, один из фронтов, согласовывавший свои действия с четырьмя другими наступавшими фронтами регулярной армии.

 

Деятельность партизан в  годы Великой Отечественной войны  получила высокую оценку. Более 127 тыс. из них были награждены медалью "Партизану  Отечественной войны" 1-й и 2-й  степени; свыше 184 тыс. удостоены других медалей и орденов, а 249 человек  стали Героями Советского Союза, причем С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров - дважды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партизанское движение в  СССР в годы ВОВ

 

 ДО ВОЙНЫ

 

 С 1932 года в оперативных  планах приграничных округов  в начальном периоде войны  важная роль отводилась партизанским  формированиям. Ими предусматривалось,  что в случае, если войскам  противника удастся углубиться  на нашу территорию, на расстояние  около 100 км от государственной  границы, они должны были напороться  на наши укрепрайоны и увязнуть  в боях по их преодолению.  В это время на оккупированной  территории с первого дня начала  боевых действий партизанские  формирования начинают организованные  действия по систематическому  нарушению железнодорожных и  других коммуникаций противника. Израсходовав находящийся в войсках  запас боеприпасов, продовольствия, горючего и других материальных  средств, противник будет вынужден  отступить. Партизанские формирования  также перемещаются, в том числе  за пределы территории СССР, постоянно  оставаясь в тылу противника  и продолжая проводить диверсии.

 

 В соответствии с  планом Генерального штаба РККА  вдоль западной границы оборудуются  десятки тайников с вооружением  и боеприпасами. О масштабе этих  работ можно судить по следующему  факту. 

 

 За все время своего  существования Центральным штабом  партизанского движения в годы  Великой Отечественной Войны  было переброшено в тыл противника 98,5 тысяч единиц стрелкового оружия, на территории Белоруссии только  в 100-километровой приграничной  полосе в начальном периоде войны было тайно заскладировано свыше 50 тысяч винтовок, 150 пулеметов, десятки тонн минно-взрывных средств. Приблизительно такое же количество оружия и боеприпасов, в том числе минно-взрывных средств было подготовлено для применения с началом войны в Ленинградском военном округе. Разведывательным управлением Украинского военного округа в тайники было заложено, кроме отечественного оружия, 10 тысяч японских карабинов, около 100 пулеметов, множество мин, гранат, различных боеприпасов. Некоторые базы были подготовлены вне СССР.

 

 Началась интенсивная  подготовка специально отобранных  военнослужащих и целых подразделений  к действиям в тылу противника  со специальными задачами. Собственно  подготовка кадров к ведению  партизанской войны не прекращалась  с гражданской войны. К 1932 году  существовало три учебных школы,  где готовили специалистов по  ведению партизанской войны: две  школы при IV (разведывательном) Управлении  штаба РККА и одна при ОГПУ.

 

 Школа ОГПУ в Харькове  готовила в основном диверсантов-подпольщиков  для действий с нелегальных  позиций. Школа IV Управления в  Куперске готовила группы по 10-12 человек, пришедших на советскую территорию из районов Западной Украины и Белоруссии, в течение 6 месяцев. Крупная школа Народного комиссариата обороны по подготовке офицерских кадров к ведению войны партизанскими методами, а также офицеров-организаторов партизанской борьбы была в местечке Грушки под Киевом.

 

 Осенью 1932 года в Ленинградском  военном округе проводились специальные  учения, на которых воинские партизанские  формирования, сформированные из выпускников партизанских спецшкол, показали высокую эффективность действий в тылу противника. На них впервые были организованы диверсионные действия на железных дорогах с применением экспериментальных противопоездных мин. Свыше 500 выпускников партизанских спецшкол участвовали в Бронницких учениях под Москвой. В 1933 году в Украинском военном округе проводятся специальные учения с привлечением диверсионных отрядов и авиации. По их итогам делается вывод, что заранее обученные подразделения при управлении из единого центра в состоянии провести внезапную и широкомасштабную операцию, которая парализовала бы все коммуникации в западных областях Украины и Белоруссии, занятые условным противником...

 

 Однако в июне 1937 года высшее военные руководители, допускавшие возможность ведения боевых действий на территории СССР, в приказе Наркома обороны Маршала К.Е. Ворошилова о "Раскрытии Наркоматом внутренних дел предательской, контрреволюционной военной фашистской организации в РККА" были обвинены в том, что "пытались подорвать мощь Красной Армии и подготовить ее поражение в случае войны.

 

 В результате репрессий  1937-1938 годов обученные и подготовленные, как их тогда называли, кадровые  советские диверсанты были поголовно  уничтожены. Уцелели только те, кто  до начала массовых расстрелов  был отправлен в Испанию. Все  партизанские отряды были расформированы, а тайники с оружием, боеприпасами  и минно-взрывными средствами  демонтированы. Сами термины "диверсия", "диверсионная деятельность", "диверсант" и т.п. стали  применяться исключительно в  отрицательном смысле и только  применительно к врагам. Дальнейшее  развитие Воздушно-десантных войск  пошло по линии наращивания  возможностей по ведению боевых действий в тылу противника только в форме общевойскового боя при проведении Красной Армией наступательных операций.

 

 Таким образом, теория  и практика советского военного  искусства накануне Великой Отечественной  Войны перестала рассматривать  партизанские, диверсионные или  иные специальные действия в  тылу противника как важную  составную часть вооруженной  борьбы. Вопросы подготовки и  ведения специальных действий  не отрабатывались на военных  играх и командно-штабных учениях,  были изъяты из оперативных  планов Генерального штаба и  приграничных военных округов,  не были включены в содержание  боевой подготовки войск и  сил РККА.

Информация о работе Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны