Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:51, реферат
Активное развитие борьбы против колониального господства Англии относится к 60-м гг. XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравнения политико-правового режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии. Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права и конституционности, оформившейся с завершением английской революции. С 70-х гг. требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.
Тарифы
на промышленные товары, акцизы на виски
вызвали сильную оппозицию
Выступления фермеров против акциза на виски (Бунт виски) начались с 1791 г. в центральных пшеничных и южных штатах. Поскольку дорог в то время было мало, торговля не развита, фермеры продавали не зерно, а виски, сделанный из него. Новый налог больно ударил по их доходам. Особенно сильные волнения происходили в западной Пенсильвании в 1794 г. Фермеры не только устраивали собрания, принимали резолюции протеста, но поджигали дома сборщиков налогов, обмазывали их самих дегтем и вываливали в перьях. Летом этого года силы вооруженных фермеров достигли 7 тыс. человек. Против них была послана федеральная армия, и мятеж подавили. Двоих приговорили к смертной казни, но Вашингтон их помиловал.
В пору президентства Вашингтона в стране начали усиливаться аристократические тенденции. Сложился «республиканский двор» по образцу европейских монархий: президент завел пышный выезд‚ появилась практика чопорных приемов‚ традиционные титулы (высочество‚ сиятельство)‚ ведь в мире еще не было опыта демократического республиканского правления. В Соединенных Штатах стала складываться система, где господствовали «богатые‚ высокородные‚ избранные», как заметил вице-президент Дж. Адамс. Впрочем, его, как Вашингтона и Гамильтона, подобное общество вполне устраивало.
Этот
дух аристократизма Джефферсон почувствовал
сразу после возвращения из охваченной
революцией Франции, поэтому немедленно
возглавил оппозицию попыткам федералистов
ограничить свободы‚ достигнутые недавно
в войне с Англией. В 1790—1791 гг.
в Конгрессе развернулась борьба
между его сторонниками и федералистами.
Позднее Джефферсон заметил: «Это была
борьба между теми‚ кто любил
народ‚ и теми‚ кто ему не
доверял». Гамильтон возражал: «Ваш
народ — большой зверь». На сторону
Джефферсона перешел Дж. Мэдисон,
став одним из лидеров складывавшейся
партии демократических
Главным предметом столкновений двух политических течений во время второго срока президентства Вашингтона стала внешняя политика. 22 апреля 1793 г. в связи с войной европейских государств против революционной Франции в США была принята Декларация о нейтралитете. Но позиции политических сил внутри страны разошлись. Гамильтон и федералисты поддерживали Англию, тогда как Джефферсон и его единомышленники выступили за Францию, считая политику нейтралитета американского правительства предательством, нарушением союзнических обязательств перед революционной Францией.
Разногласия
с федералистами заставили
Две партии, федералистов и демократических республиканцев, окончательно сложились во время президентской кампании 1796 г., когда Вашингтон отказался баллотироваться в третий раз, что с тех пор стало традицией (в 1951 г. она была законодательно закреплена 22-й поправкой к Конституции). Джефферсон неприязненно относился к политическим партиям, считая их опасными для стабильности республики. Но Мэдисон еще в «Федералисте» заявил о неизбежности возникновения партий, указав даже на природу их происхождения: они — результат постоянной борьбы различных интересов, существующих в обществе из-за неравного распределения собственности. Один из первых он в конце ХVIII в. писал о разделении общества на классы и роли в нем собственности. («Федералист» № 10). Жизнь подтвердила идеи Мэдисона. Если федералистов поддерживали купцы и кредиторы Северо-Востока, а также плантаторы верхнего Юга, экспортеры пшеницы, то республиканскую партию — фермеры, ремесленники, табачные плантаторы.
Вторым президентом США был избран Джон Адамс, продолживший политику федералистов, поэтому он удержался у власти только один срок, уступив на выборах 1800 г. Т. Джефферсону.
Свою
победу Джефферсон рассматривал как
настоящую революцию‚ поскольку
впервые власть в стране перешла
к другой партии. В Европе полагали‚
что в США начнется гражданская
война или преследование
Итак, в
молодом американском государстве
осуществилась давняя мечта европейских
мыслителей о просвещенном властителе‚
правда‚ он стал не монархом‚ а
президентом. Удалось ли просветителю-президенту
воплотить свои взгляды? В 1800 г. столица
США была перенесена из Филадельфии
в Вашингтон‚ и Джефферсон стал
первым президентом‚ принявшим присягу
в недостроенном Капитолии. Он сразу
завел в Белом доме демократические
порядки. Прежде всего отказался
от всех пышных церемоний‚ отменил
титулы «сиятельство» и «высочество».
Для президентской присяги он
пришел в Капитолий пешком с друзьями‚
а позднее приезжал на лошади‚
которую привязывал неподалеку к
дереву. Любой человек мог зайти
к президенту и поговорить с ним.
До сих пор этот обычай сохраняется:
Белый дом в определенные часы
открыт для всех посетителей. Будучи
плохим оратором‚ Джефферсон заменил
речь президента при присяге посланием
к Конгрессу (в ХХ в. такая речь
была восстановлена). Подобно Франклину‚
он просто одевался, и однажды английский
министр даже принял его за фермера,
что очень понравилось
Пожалуй‚ самая важная акция Джефферсона во время президентства — покупка у Франции в 1803 г. за 15 млн долл. громадной Луизианы‚ западнее реки Миссисипи (2‚6 млн кв. км)‚ что вдвое увеличило территорию США. Президент принимал решение о покупке быстро, — пока не раздумал Наполеон, предложивший эту сделку из-за нужды в деньгах, — не дожидаясь согласия Конгресса. Тем самым Джефферсону пришлось действовать в качестве сильной центральной власти, против чего прежде он сам выступал. Федералисты в Конгрессе дали бой правительству‚ обвинив в превышении полномочий‚ нарушении Конституции‚ которая не наделяет его такой властью. Но Конгресс все-таки одобрил столь выгодную покупку. Джефферсон рассматривал западные земли как гарант демократии в Америке‚ поскольку благодаря им в стране росло число землевладельцев — социальной основы правового и демократического государства.
Однако,
будучи президентом‚ Джефферсон вынужден
был отказаться от некоторых своих
взглядов, и в первую очередь от
идеи аграрной республики. Он понял, что
для настоящей политической независимости
Соединенным Штатам необходима и
экономическая независимость от
Англии‚ а значит, нужно развивать
национальную промышленность‚ торговлю‚
строить дороги и каналы. Джефферсон
продолжил начатую Гамильтоном
экономическую и финансовую политику‚
направленную на укрепление хозяйства
страны. В 1816 г. он заявил: «Мы должны
теперь поставить фабриканта в один
ряд с земледельцем». Не смог Джефферсон
добиться и отмены рабства‚ против
которого выступал всю свою жизнь. Первоначальный
текст Декларации независимости
содержал осуждение рабства и
работорговли‚ но этот отрывок был
вычеркнут по настоянию южан-рабовладельцев.
Хотя сам Джефферсон был крупным
рабовладельцем (имел более 100 рабов)‚
он называл рабство «
Джефферсон прекрасно понимал неизбежность отмены рабства. В «Автобиографии» (1821) он писал: «Общественное мнение не приняло тогда проекта. Не принимает его и до сих пор. Но не далек тот день‚ когда оно должно будет его принять‚ или последует худшее. Ничто более определенно не записано в книге судеб‚ как то‚ что эти люди должны быть свободны». Джефферсон признал‚ что вся его жизнь была конфликтом между тем‚ что он хотел сделать‚ и тем‚ что ему приходилось делать как государственному деятелю.
Президентство
Джефферсона отмечено еще одним
примечательным событием. Именно по его
инициативе были установлены дипломатические
отношения между США и Россией
(1808—1809). В 1807 г. в условиях обострения
отношений с Англией и Францией
Соединенные Штаты стремились к
сближению со своим западным соседом.
Джефферсон заявил: «Россия (пока жив
ее нынешний монарх) — наиболее дружественная
нам держава из всех существующих;
ее услуги пригодятся нам и впредь‚
и прежде всего нам надо искать
ее расположения». Первым американским
посланником в России стал Джон К.
Адамс‚ сын президента и будущий
президент; российским в США —
граф Федор фон Пален. Джефферсон
переписывался с Александром I‚
интересовавшимся государственным
устройством Соединенных
После своей отставки Джефферсон переехал в дорогое его сердцу имение Монтичелло и больше не занимался политикой. Он считал духовную свободу‚ просвещение гарантией свободы политической и социальной‚ а «просвещенный народ» — необходимым условием демократического общества‚ поэтому важное дело своей жизни видел в образовании народа. Эта идея стала для него одной из главных‚ и ее реализации он посвящал много времени. Еще в конце Хviii в. по инициативе Джефферсона в Вирджинии было введено бесплатное трехлетнее начальное образование (чтение‚ письмо‚ арифметика). Последнее детище Джефферсона — Вирджинский университет‚ построенный по его проекту и под его руководством. Им же была продумана его структура и программа. В ней не оказалось места для кафедры теологии‚ зато были кафедры древних и современных языков‚ естественной философии (физика‚ химия‚ астрономия‚ геология)‚ математики‚ истории естествознания‚ анатомии и медицины‚ юриспруденции. Впервые студенты получили право выбора группы дисциплин‚ поощрялась их научно-исследовательская деятельность. В университет пригласили лучших преподавателей страны‚ наладились связи с другими учебными центрами.
Джефферсон был одним из самых образованных людей своего времени. Он всю жизнь мечтал о научных занятиях‚ уединении‚ скорее об академическом‚ чем политическом поприще. Но его эпоха требовала политиков и военачальников. Во время активной политической деятельности он мог заниматься науками только урывками. Зато после ухода из правительства безвыездно жил в имении, вдали от «ненавистной» ему политики‚ отдавая всего себя любимым занятиям‚ за что Дж. Адамс назвал его «мудрецом из Монтичелло».
Перу
Джефферсона принадлежат «