Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 06:30, курсовая работа
Цель: Обобщить исторический опыт организации полиции в России, раскрыть возникавшие в ходе этого процесса общественные отношения и регулировавшие их организационно-правовые нормы.
Задачи:
1. На основе изучения и обобщения документальных источников и научной литературы раскрыть процесс образования и организации деятельности полиции.
2. Показать место и роль полиции в формировавшейся системе органов местного управления.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................
ГЛАВА I. Возникновение органов политического розыска в России........................
1.1. Становление полиции в XVIII веке ........................................................................
1.2. Развитие полиции в XIX веке.........................................................................................
ГЛАВА II. Полиция в современной России ..............................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............
Принятое
после убийства Александра II Положение
“О мерах к охранению
В условиях “усиленной охраны”1 губернатору разрешалось поручать ведение “внутреннего наблюдения” владельцам недвижимого имущества; запрещать массовые собрания, закрывать предприятия и заведения, высылать неблагонадежных частных лиц, передавать уголовные дела на рассмотрение военных судов. При введении положения “чрезвычайной охраны” к указанным мерам добавлялись: право непосредственного (минуя военное командование) отдания приказов воинским частям, создания внештатных военно-полицейских команд, наложения ареста на движимое и на недвижимое имущество и доходы от них; тюремного заключения на срок до 3 месяцев, закрытия учебных заведений и средств массовой информации.
Положение
расширяло и полномочия полицейских
органов. Местные начальники полиции,
а также начальники жандармских
управлений и их помощники могли
производить предварительное
Вследствие огромной нагрузки министра по руководству подчиненными учреждениями функции управления полицией безопасности исполнял его заместитель – товарищ министра, заведующий полицией и командир отдельного корпуса жандармов. Он осуществлял непосредственное руководство Департаментом полиции.
Включавший Директора, Вице-Директоров, чиновников для особых поручений, секретаря, делопроизводителей, старших и младших их помощников, казначея с помощником, начальника архива, Департамент, в соответствии со Сводом Законов Российской Империи, решал задачи борьбы с преступностью и поддержания правопорядка, обеспечения приграничных сообщений, демаркации государственной границы, заботы о сиротах, надзора за правилами торговли, регистрации организаций и обществ, контроля за соблюдением паспортного режима.
Организационно
Департамент Полиции состоял
из семи делопроизводств, двух отделов
и агентурной части. Распорядительное
делопроизводство вело кадровую работу.
Законодательное – ведало строительством
полицейских органов по всей территории
страны, предупреждением
Особый
отдел (организован в 1898 году) обобщал
результаты перлюстрации писем, а также
вел агентурную работу за пределами
Империи. С образованием в России
политических партий его подразделяют
на два самостоятельных
Местные полицейские органы во второй половине XIX века также реформируются. В декабре 1862 года уездная и городская полиция объединяются в одну структуру – уездное полицейское управление (“Временные правила об устройстве полиции”). Глава полиции – уездный исправник – теперь назначался министром, а не избирался, как ранее.
Уезды подразделялись на станы, возглавляемые становыми приставами. Города контролировались городскими и участковыми приставами, а также полицейскими надзирателями. Институт сотских и десятских преобразования не затронули. Однако объединение не коснулось столиц и крупных городов, в которых городская полиция сохранялась.
Полицейские учреждения облагались двойным контролем: “по вертикали” – со стороны Департамента полиции и “по горизонтали” – со стороны губернатора и губернского правления,
Непосредственная ответственность за состояние общественной безопасности возлагалась на станового пристава. Он проводил дознание по уголовным преступлениям, собирал сведения о проживающих на подконтрольной территории, обеспечивал безопасное прохождение по стану войск, арестантов и пр.
В 1878 году приставы получили помощников в лице урядников19. На этих полицейских чиновников и легла основная тяжесть производства дознаний по уголовным делам и многие другие обязанности: наблюдение за поведением обывателей во время церковных служб, пресечение антиправительственных действий и слухов, контроль за ношением оружия, исполнением правил питейной торговли (продажа спиртного с 7 утра и до 22 (в селах) – 23 часов вечера (в городах) в будние дни, в праздничные и воскресные – по окончании литургии; в местах реализации спиртного не допускались музыка, азартные игры.) В распоряжении урядников находились сотские и десятские.
Законченное урядниками дознание начальник уездной полиции передавал судебному следователю с сообщением об этом прокурору. Основной формой работы урядников являлось патрулирование обслуживаемой территории, с уделением особого внимания наиболее посещаемым (базары, площади и пр.) и “глухим” местам. Не менее сложной задачей являлся негласный надзор за “официальными” и ”неофициальными” (ведущими подозрительный образ жизни, еще не пресеченный компетентными органами) подопечными. Проживающие на территории вверенного им участка урядники отлучались с него только с разрешения непосредственного начальника.
Учитывая постоянно возрастающий объем работы, выполняемой данным институтом, в уездную полицию вводится дополнительная категория нижних чинов – стражники. Объединенные с урядниками, они составляли полицейскую стражу (1903 г.). Должность урядника вводилась в каждой волости, а общее количество стражников определялось из расчета не более одного на 2,5 тысячи жителей.
На
вооружении у стражи находились револьверы
и холодное оружие (урядники) и шашки
(стражники; хотя они имели право
ношения огнестрельного оружия, но
приобретенного за свой счет). Общее
руководство стражей
Городская полиция (сохраняющаяся в соответствии с “Временными правилами”20 1862 г.) практически не менялась ни организационно, ни функционально. Высшим полицейским чиновником города был градоначальник, являвшийся одновременно и главным администратором.
В столичных городах действовал обер-полицмейстер, руководивший частными приставами (город делился на участки).
Материалы дознаний, оконченных полицией, передавались судебному ведомству (окружным судам или мировым судьям). Состоявшие при нем судебные следователи получали их для дальнейшего следственного производства (“Учреждение судебных установлений” 1864 г.). По его окончании следователь, сделав о том сообщение обвиняемому и другим участвующим в процессе официальным сторонам, передавал производство прокурору, обладавшему исключительным правом привлечения к суду на основе составляемого им заключения – обвинительного акта.
“Устав уголовного судопроизводства” (1864 г.) запрещал полиции самостоятельное производство обысков и выемок. Основная нагрузка подобного рода ложилась на судебного следователя, до прибытия которого принимались меры сохранения в неприкосновенности места происшествия. Только в случаях поимки с поличным, а также реальной перспективы утраты оставленных следов, полиция уполномочивалась на проведение всех неотложных следственных действий: осмотров, освидетельствований, обысков, выемок, допросов (исключительно лиц, находящихся в тяжелом состоянии, близком к физической смерти).
Преемником функций ведомства А.Х. Бенкендорфа стало поначалу “Отделение по охранению порядка и общественного спокойствия”, созданное еще в 1866 году при санкт-петербургском градоначальнике. После смерти Александра II аналогичные отделения создаются во всех крупных городах. Главной целью, ставящейся перед ними, являлись предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и негласных розыскных мероприятий. Под пристальным вниманием указанных органов оказались рабочее движение, учебные заведения, клубы, центры общественной жизни, собрания и демонстрации подданных империи.
Начальник отделения действовал под руководством градоначальника и Директора Департамента полиции. Первого он обязан был информировать обо всех предпринимаемых действиях, пусть даже по указанию Департамента; второй руководил оперативной работой отделения. Все без исключения мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, обладавшего также единоличным правом назначения и увольнения чинов отделения. Секретная агентура находилась в исключительном ведении начальника отделения. Тогда же в составе отделений появляется наружная служба (охранная агентура), в обязанность которой вменялось наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу.
Если в результате оперативной
деятельности отделение
Данное
разделение труда сохранялось и
в будущем после трансформации
“отделений по охранению...” (к тому
времени революционеры уже
ГЛАВА II. Полиция в современной России
Днем
рождения российской полиции (милиции)
считается 10 ноября 1917 г., когда Декретом
Народного комиссариата внутренних
дел (НКВД) «О рабочей милиции» от 28
октября (по старому стилю) была создана
«рабочая милиция». Этот день (10 ноября)
до настоящего времени празднуется
в России как «День милиции».
Первое время название «милиция» соответствовало
общепринятому пониманию милиции как
вооружённых формирований, используемых
для поддержания общественного порядка,
состоящих из добровольцев и не входящих
в систему государственных правоохранительных
органов. Однако уже в мае 1918 г. было принято
решение о создании милиции как постоянного
действующего государственного органа,
и 21 октября 1918 г. НКВД и НКЮ (Народный комиссариат
юстиции) утвердили «Инструкцию об организации
советской рабоче-крестьянской милиции».
С тех пор и до настоящего времени в СССР
и постсоветской России служба, фактически
выполняющая функции полиции, сохраняет
наименование «милиция». Лишь в августе
2010 г. президент России Д. Медведев предложил
переименовать милицию в полицию, что
должно отражать ее действительные функции
и организацию. «Закон о полиции» вступил
в законную силу с 1 марта 2011 г.
В
целом, новый законопроект является
продолжением политики, обратной той,
которая проводилась в реформе
В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»)[14], хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.
Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было.
Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе становления и развития органов, осуществляющих уголовный сыск, немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранились до настоящего времени: 1) выявление преступлений оперативным путем; 2) проведение оперативно-розыскного дознания; 3) поимка и розыск скрывшихся преступников; 4) создание и функционирование негласного аппарата и др. Изучение практики работы органов уголовного сыска России, особенно после образования Сыскной полиции в 1866 г., и ее сравнение с практикой работы в настоящем времени, показывает, что нередко приемы и методы оперативной работы, хорошо зарекомендовавшие себя в дореволюционный период, предавались забвению и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в практике работы оперативных аппаратов органов внутренних дел.