Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Не будет преувеличением сказать, что как в советской, так и в западной литературе долгое время не существовало трудов, в которых на должном научном уровне были бы представлены внутренняя жизнь на оккупированных гитлеровцами советских территориях и деятельность оккупационной администрации. Причина этого понятна: при обращении к указанной проблематике обнаруживалось слишком много "неудобных" для советских властей фактов, которые не вписывались в рисуемую пропагандой идиллическую картину морально-политического единства, советского патриотизма и дружбы народов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
1Глава. Политика оккупационных властей в сфере культуры...............................7
2.Глава. Работа общественных и культурных организаций в условиях оккупации………………………………………………………………………………………. 12
а. Молодежная политика германских оккупационных властей……………………12
б.Деятельность Белорусской Рады доверия и Белорусской Центральной Рады………………………………………………………………………………………………16
3.Глава. Деятельность советских организаций в период немецкой оккупации………...23
а. Деятельность советских организаций ………………………………………………..23
б. Деятельность Компартии Белоруссии……………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………………………………37
Список литература………………………………………………………………………………39

Содержимое работы - 1 файл

курсач0.rtf

— 603.80 Кб (Скачать файл)

3 Глава. Деятельность советских организаций в период немецкой оккупации.

А.молодежная политика советских.

Организация  и работа советских школ на оккупированной территории  Беларуси в годы войны была непростой.

  На захваченной территории Беларуси в 1941-1944гг. развернулась острая военно-политическая и идеологическая борьба между немецкой оккупационной властью и патриотическим движениям за будущее Беларуси. Разумеется, осуществить в полном объеме учебный процесс и воспитательную работу в условиях  жестокого оккупационного режима было сложно и даже невозможно.   Так, с большой идейно-политической работой в тылу врага значительное внимание с бока подпольных партийных и комсомольских комитетов и организаций придавалась детям. Потому там, где было возможно, они брали на себя воспитание детей. В местах, где гитлеровцы открывали школы, подпольщики и партизаны видели свою задачу в том, чтобы сорвать замыслы врага и осуществлять занятий  как в советских  школах.

   Одной с наиболее активных форм идеологической борьбы белорусского народа против школьной политики немецких властей было тайное обучение детей в тех населенных пунктах, которые находились под контролем оккупантов. Огромное распространение получила такая форма обучения, как тайные, или подпольные, школы и группы. Они были строго законспирированными, и до нас почти  не дошли документы о их учебно-воспитательной работе. Тем не менее, некоторые  собранные материалы позволяют показать историю организации  тайных школ, которые работали на оккупированной территории.

   Тайные школы начали стихийно возникать уже в первые дни оккупации Беларуси."Надо убедить школьную молодежь,- писала в своем дневнике 15 августа 1941г. учительница одной с подпольных школ Лиды,- что она не должно тратить время и нельзя оставаться без обучения даже в такое тяжелое время"[7,c.45]. Учителя организовывали обучение детей непосредственно в домах. В деревне Заполичи Свислочского района с первых дней оккупации была организована тайная школа. Ее начальные  классы стали посещать 15 детей школьного возраста. Обучались они по советским учебникам. От окружных и уездных школьных руководителей в инспектрият белорусских школ неоднократно поступали жалобы на широкое распространение тайного обучения. Школьный инспектор  Лидского округа И.Пратасевич писал, что "много детей стали навещать  тайные школы"[7,c.46].

   Начиная с осени 1942г. тайное обучение принимает более организованные формы. Под руководством партийных органов комсомольские организации прикладывали много усилий в деле организации и налаживания тайного обучения  детей. ЦКЛКСМБ в известном постановлении отметил, что комсомол Беларуси несет большую ответственность за большевицкое воспитание детей.  Далее подчеркивалась необходимость  широкого использования разнообразных методов работы с детьми, которые соответствуют их положению и возраста."Дети младшего возраста, какие не имели возможности учится в школах,- говорилась в нем,- должны учится дома по советским учебникам. В работы с детьми старшего возраста использовать формы легальных и полулегальных кружков, используя методы индивидуальной или массовой работы в зависимости о обстоятельствах. Во всех    случаях работу с детьми  необходимо строго конспирировать, чтобы не ставить под удар врага ни комсомольцев, ни самих детей"[7,c.46]. Эти положения стали достояниям всех комсомольских организаций республики, появился неофициальный устав об тайных советских школах на оккупированной территории Беларуси.

   В процессе исследования было выявлено  немало случаев, которые свидетельствуют о широком распространении тайного обучения по всей территории Беларуси и в особенности в западных районах республики. Только в одном с районов Гродненской области, по неполным сведениям, работала 20 тайных школ домов. Барановичской области, северно-западных районах Минской и северных районах Пинской области, в тайных советских  школах в 1941-1942гг. училось около 180-200тыс.  детей, их обучали примерно 7тыс. учителей[7,c.48].

   Вместе с организацией тайного обучения яркую страницу в историю народного образования Беларуси в период ее оккупации вписали школы партизанских зон. В условиях, которые способствовали зарождению  школ такого типа, определялись прежде всего размахом партизанской борьбы. Уже к 1943г. партизанские зоны охватили более чем 60% от всей территории Беларуси. Работа школ являлась одной с неотъемлемых существенных признаков советского строя жизни  населения партизанских зонах.

   Первые партизанские школы начали открываться зимой и весной 1942г. В большинстве своем это было  стихийное явление, вызванное необходимостью дальнейшего обучения детей, которые из-за войны остались вне школ.  Согласна архивным документам, первая сеть организованных школ появилась в деревнях Ветринского района Витебской области, где с 1 сентября 1942г. начали работать советские школы  [7,c.50].   С осени 1942г. подпольное партийное и комсомольское руководство Беларуси в связи с расширением партизанского движения активизировала свои действия, которые касались организации советских школ в партизанских зонах. Инициативу и настойчивость в этом деле проявлял ЦК ЛКСМБ и в особенности его секретари  К.Т. Мазурав и М.В. Зимянин. Они посещали партизанские соединения, проводили совещания с партийными и комсомольскими работниками, беседовали с населением и учителями."Мы были очень озабоченный в это время,- вспоминал  К.Т.Мазурав,-не только тем, как сберечь детей, но и как организовать их обучение"[23.c.146].

   В первой половине ноября 1942г. районный комитет КП(б)Б совместно с ЛКСМБ разослал во все партизанские отряды и населенные пункты районы сообщение о том, что в Октябрьском районе созывается первая за все время немецкой оккупации конференция учителей по поводу открытия в этих районах советских школ.

   Уже 14 ноября на конференцию прибыли учителя С.С. Кавалевич, С.М. Сосновский и др.(всего 21 человек)[7,c.48]. Конференцию открыл секретарь комсомола В.Г. Козырь. В своем выступлении он поставил задачу открытия во всех населенных пунктах Октябрьского района советских школ. Было принято решение проводить занятия по довоенным программам, учителям и ученики должны изучать огнестрельное оружие, санитарное дело. На конференции говорилась о политической необходимости работы советских школ в тылу врага, о создании их материальной базы, помощи с бока коммунистов, партизан и население в деле налаживания их работы. Учители на конференции сразу получили назначения на работу и разъехались по школам."Получив указание и понимая политическое значение организации школ в глубоком тылу врага, - вспоминала после конференции учительница М.С.  Марцинович,- учителя сразу взялись  за работу. Было проведено родительское собрание, на котором ознакомили с программами преподавания, сообщили о важности работы школы"[7,c.49]. 16 ноября были проведены первые занятия в школе поселке Октябрь. Школу посещало 40 учеников: 3 класс - 13 человек, 4 класс - 13 человек, 5 класс - 6 человек, 6 класс - 8 человек. В этот же день начали работать другие школы района: Заволенская - 30 учеников, Залеская-  28 учеников, Зацишская - 28 учеников, Карпиловская  - 47 учеников, Новадубравская - 52 ученика, Рудницкая - 20 учеников, Рудобельская - 10 учеников, Старадубравская - 26 учеников ( всего 241 человек). Уже 22 ноября Т.К.Мазурав сообщил  в ЦКЛКСМБ, что несмотря на трудности - отсутствие помещений учебных, бумаги, письменных приборов - школы все же открываются. Октябрьском районе было открыто 13 школ [23, с.158].

   Сведении об открытии школ Октябрьском районе  начали распространилась на другие районы Любанские и Старобинские партизанские зоны. Первыми подхватили призыв о создании школ в партизанских  зонах и лесных лагерях для населения, потом инициатива комсомольцев распространилось по Минской, Пинской, а затем и по другим областям. В штабы партизан  начали поступать сообщения из-под Глуска, Харомцав, Любани, Слободы и других населенных пунктов, что там также начали работать советские школы.

   Там, где нельзя было организовать школу, учителя-партизаны обучали детишек по кружкам в крестьянских домах. Так, в Столинскам районе Пинской области партизаны не только выполняли боевые задачи, но и проводили занятия с детьми в деревнях Варони, Струя, Пуховичи, Ольшаны, Комары и др. [7,c.49].

    В процессе подготовки школ приходилась преодолевать многочисленные трудности. Не хватала помещений, учебников, отсутствовали школьные пособия. Их приходилась добывать в ходе боевых операциях. Всем партизанам, которые отправлялись на боевые задания, были обязаны  отыскивать учебники, тетради,  все что необходимо для обучения детей. Однако в большинстве случаев сами учителя и ученики выходили с тяжелого положения и обеспечивали школу всем необходимым для обучения. 13 учителей учили детей без книг и тетрадей. Они писали на песке и на небольших кусочках бумаги. Азбуку учителя и ученики делали с дубовой коры, на березовой  коре  писали расписание занятий, таблицу умножения. [7,c.50].

   Отдельное место в истории народного образования республики в период войны занимали лесные школы, широкое распространение они получили с осени 1943г. в это время в лесах Беларуси находилась большое количество мирного населения, которое из-за жестокого террора побросала свои дома и ушло к партизанам. Поданным, сверх миллиона жителей Беларуси довольно долгое время прятались в лесах.

   Среди лесных жителей  находилась и большое количество детей школьного возраста. Только в Налибокской пущи, под охраной партизан находилась 1480 жителей, с их 240 детей. В семейном лагере партизанского отряда имени Димитрова среди 455 его жителей было 187 детишек.[7,c.50].

    Сегодня известно о нескольких десятках лесных школ, которые действовали в лесах Брестской, Витебской, Минской и других областях республики. При лесных школах были организованы даже подготовительные группы детей дошкольного возраста. "С детьми дошкольного возраста,- указывалась в постановлении Барановичского обкома комсомола от 26 апреля1944г." О работе ЛКСМБ в партизанских лагерях, - необходимо проводить двигательные игры, разучивать новые танцы, советские песни, стихотворения, повествования, положивши в основу работы советскую учебную программу "[7,c.50].в этом же постановлении отмечалась:"Одобрить инициативу Воложинского РК ЛКСМБ о организации в семейном лагере бригады "За Советскую Беларусь" общеобразовательной школы для детей. Предложить всем  ЛКСМБ, на территории которых есть семейные лагеря, организовать обучение детей школьного возраста. Райкомам комсомола и комсомольским организациям семейных лагерей обеспечить школы

письменными инструментами" это постановление, утвержденная Барановичским РК КП(б)Б, стала известной каждой комсомольской организации области, которые сразу взялись за ее выполнение. [7,c.50].

   Архивные документы свидетельствуют о том, что подпольные партийный и комсомольские органы, придавали большое внимания воспитанию и обучению детей, в деревнях, семейных лагерях, партизанских зонах, и в других местах, где  позволяли обстоятельства, открывались советские школы. Эти школы были представлены  разветвленной сетью, которая охватывала значительное количество детей. Деятельность в тыле врага советских школ служила не только объединению и воспитанию детей, но и укреплению веры взрослых в неизбежное изгнание немцев.

   С первых дней  организации советских школ началось напряженное обучение детей. Учителя учили школьников чтению и письму, знакомили  с другими дисциплинами. Занятия проходили на основе самостоятельно разработанных планов, на основе каких были положены программы, утвержденные наркоматами просвещения БССР еще в 1940г. большое внимание придавалось изучению русского, белорусского  языка и литературы, арифметике, истории, географии и физическому воспитанию.

   Основной формой обучения была классно-урочная система. Но что касается тайных школ, то там в основным планом была  индивидуально-групповая система.

   Лесные школы, как и школы партизанских зон, в своем  большинстве  были начальные:2- комплектная, 3- комплектная и даже 4- комплектная. В отдельных местах работали семилетки. В их записывали детей от 7 к 15 лет. Основной контингент учеников складывался из  первоклассников. Так, с 58 учеников начальной школы при семейном лагере имени А.А.Жданава бригады имени Я.М.Свердлова насчитывалась 30 первоклассников. В школе №2 отряда имени Макаревича тот же бригады было 98 учеников. С их 61 человек училось в 1 классе. Такое большое количество учеников  в 1 класс объяснялось  увеличением количества детей, которым по возрасту надо было посещать другие классы.

   На уроках письма и чтения ученики младших классов усваивали букварь, учились правильно складывать простые предложения. На таких уроках педагогами проводилась работа по развитию языка: заучивание небольших стихотворений, пересказов оглавления, рассмотрение картинок и так далее. Значительное внимание придавалась наглядности, глубокому и прочному освоению знаний учащимися. Важное место отводилась самостоятельной работе.

   На уроках арифметики ученики младших классов обучались сложению и вычислению в границах 20, решали устные задачи. С большим желанием дети решали задачи, которые касались боевых действий партизанских отрядов. Подсчитывали, сколько бойцы их соединения убили, взяли в плен немецких солдат, а также количество трофея.

   На уроках географии учителя учили школьников теоретическим и практическим навыкам правильно ориентироваться на местности. Эти знания были нужны не только для изучения географии. Но и имели важное военное значение. Ученики знакомились с методами маскировки и жизни в лесу.

   Немаловажное значение имели  уроки песен. Так, учительница одной с лесных школ Брестчины А.Н.Караткова вспоминала, что дети очень любили петь патриотические песни, в особенности про партизан. [7,c.51].

    Условия военного времени наложили отпечаток на характер преподавания  в советских школах. Большинство уроков, когда была возможность, всегда начинались со сводки  Совинфорбюро. Дети не только усваивали информацию, но и записывали, распространяли ее среди своих родителей, родных и знакомых. Сводки нередко служили материалам для изучения географии и истории СССР. Сообщая о продвижения войск Советской Армии на запад, учителя рассказывали школьникам о городах, озерах, реках, промышленных центрах страны, о тех богатствах, что находятся в недрах земли.

   Конечно, в итоге военно-идеологической борьбы учебный процесс в советских школах был пропитан глубокой идейностью, политической заостренностью. Педагоги прививали  детям ненависть к врага, преданность сваей  Родине и веру в победу советского народа над немецкой Германией.

       Несмотря на невзгоды, исключительно тяжелые материальные и бытовые условия, советские школы добивались значительных успехов в учебно-воспитательной работе. Ученики в  большинстве окончили 1943/44 учебный год с хорошими отметками. Так, с 490 учеников, которые занимались в школах при партизанских отрядах имени М.И.Калинина и  имя А.М.Василевского Брестской области, 430 успешно окончили 1943/44 учебный год и были переведенный в следующий класс. В одной со школ отряда имени М.И.Калинина, где работали учителя П.И.Ивановски и Ф.П.Карабецян, с 50 учеников 42 были переведены в следующий класс, 22 с их - с отличными отметками. [7,c.52]

   Вместе с ответственными партийными и комсомольскими работниками, учителя в партизанских зонах регулярно проводили педагогические советы и совещания, на которых обсуждались  вопросы школьной жизни, осуществлялся обмен опытам в деле организации учебно-воспитательной  работы. Для улучшения работы лесных школ Брестский области, подпольный обком партии и обком комсомола провели собрание учителей  области. На нем большое внимание уделялась первоочередным задачам - задачам воспитания детей и дальнейшей организации советских школ. Похожее заседание с учителей лесных школ было проведено в Барановичской области.

Информация о работе Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг