Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Не будет преувеличением сказать, что как в советской, так и в западной литературе долгое время не существовало трудов, в которых на должном научном уровне были бы представлены внутренняя жизнь на оккупированных гитлеровцами советских территориях и деятельность оккупационной администрации. Причина этого понятна: при обращении к указанной проблематике обнаруживалось слишком много "неудобных" для советских властей фактов, которые не вписывались в рисуемую пропагандой идиллическую картину морально-политического единства, советского патриотизма и дружбы народов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
1Глава. Политика оккупационных властей в сфере культуры...............................7
2.Глава. Работа общественных и культурных организаций в условиях оккупации………………………………………………………………………………………. 12
а. Молодежная политика германских оккупационных властей……………………12
б.Деятельность Белорусской Рады доверия и Белорусской Центральной Рады………………………………………………………………………………………………16
3.Глава. Деятельность советских организаций в период немецкой оккупации………...23
а. Деятельность советских организаций ………………………………………………..23
б. Деятельность Компартии Белоруссии……………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………………………………37
Список литература………………………………………………………………………………39

Содержимое работы - 1 файл

курсач0.rtf

— 603.80 Кб (Скачать файл)

Территория Беларуси, целиком или частично, находилась под оккупацией с июня 1941 г. к июля 1944 г.Оккупационный режим в Беларуси - это система политических, экономических, военных и идеологических мер, направленных на ликвидацию советского общественно-государственного строя, грабеж национальных богатств и ресурсов, заключение и уничтожение белорусского народа. Оккупационная политика была итогам государственного курса фашистской Германии, разработанного в директивных документах и программных выступлениях нацистских руководителей.

Идеологической основой оккупационной политики были  человеконенавистнистнической

теории нацистов: о "расовому перевесу" немецкой нации над всеми другими; о "исторической необходимости" расширения "жизненного пространства" для немцев и их "неотъемлемом праве" на мировое господство.

В соответствия с планом "Барбаросса" оккупанты уничтожили государственность белорусского народа и территориальную целостность республики. Территория генерального округа Беларуси, которая состояла  примерно 1/3 территории БССР, была включено в рейхскомиссариат "Остланд" с резиденцией в Риге и разделена на 10 "округов. Для руководства генеральным округом, округами и районами создавался центральный административный аппарат гитлеровцев.

Во главе генерального округа Беларуси стоял генеральный комиссариат, который возглавлял один с соратников Гитлера Вильгельм Кубэ. После уничтожения Кубэ минскими подпольщиками 22 сентября 1943 г. его места занял групенфюрер войск СС Курт фон Готберг.

Фашисты утвердили бело-красно-белое знамя и герб "Погоня" - символы эмигрантского правительства БНР, которое сотрудничал с немцами. Сделал это гаулейтер Беларуси Кубэ: "Цвета бело-красно-бело должны быть в будущем признаком Белорутении".Вся полнота власти принадлежала фашистской военной и штатской оккупационной администрации. Главным средствам поддержания "нового порядка" были армии и разные службы: СС (охранные отряды); СО (штурмовые группы); СД (служба безопасности); гестапо (политическая полиция); жандармерия и др.

Стремясь духовно поработить народ, гитлеровцы разграбили все ВУЗ, НИИ, Беларуски государственный исторический музей, Государственную картинную галерею, уничтожили тысячи памятников древности, истории, культуры, архитектуры Беларуси, разорили музеи, театры, клубы, более чем 7 тыс. школьных зданий и г.д.

Посредством специально созданных школ, газет, журналов, радио, кино и других средств агитации и пропаганды гитлеровцы стремились привить населению Беларуси дух покорности, послушание, развить национальную враждебность, сломать их свободу к борьбы за независимость, против фашистской Германии.

Чтобы расколоть единство белорусского народа, найти в нем опору, гитлеровцы пробовали создавать националистические организации. Да, 22 октября 1941 г. была создано Белорусская народная самопомощь (БНС). Ее статус был утвержденный Кубэ. БНС хотела признания за собой право на самоуправление и делала попытки создать своего военизированное формирование - Белоруски корпус самоохраны (БКС).

С разрешения оккупантов в июни 1943 г. был созданный Союз белоруской молодежи (СБМ), который объединял около 8 тыс. юношей и девчат. Руководители третьего рейха стремились готовить юношей к службы в вермахте, были сформированный даже роты СС для борьбы с партизанами. Союз белоруской молодежи в многом напоминал немецкий "Гитлерюгенд".

В декабри 1943 г. была создано Белорусский центральный совет (БЦР). Совет ставила целью мобилизацию всех сил белорусского народа для уничтожения большевизма.

В марте 1944 г., когда армии Германии оказались в катастрофическом положении, оккупанты разрешили создать в Беларуси большие, чем раньше, вооруженные национальные формирования. Было организованно 55 батальонов Белоруской краевой защиты. Но широко развернуть свою деятельность БЦР, БКА уже не удалось. Красная армия начинала подготовку операции по высвобождению Беларуси.

Во время оккупации, как бы не хотелось немецким оккупантом продолжали действовать советские организации. Гитлеровцы активно стремились уничтожить все большевистские организации.

Советские организации комсомол и Компартия активно  проводили агитацию населения, создавали школы по советскому образцу, выпускали газеты на оккупированной территории. Не находились и в стороне и от культурной жизни Беларуси, хоть некоторым стоила жизни, так как оккупационные власти безжалостно уничтожали всех подсобников советской власти.

В результате всего выше сказанного, возникают следующие задачи, какие мероприятия были проведены немецкими  властями в сфере культуры Беларуси, как повлияли коллаборационисие и советские организации на историю культуры Белоруссии с 1941-1944 гг..  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1Глава. Политика оккупационных властей в сфере культуры.

"Когда я слышу слово культура, я снимаю предохранитель своего браунинга", -заявил герой одной из пьес Ганса Йоста, принадлежавшего к числу ведущих официозных драматургов фашистской Германии.В этих словах - едва ли не кредо нацистов. Гитлер в своих рассуждениях о культурном процессе в самой Германии и на завоеванных землях только чуть более широко  выражал эту же позицию:"Культура и знания  представляют определенную опасность для класса господ.Но свободный доступ к культуре является еще более опасным для сохранения класса рабов.Идеал культуры,доступной только привилегированным"[16,c.45].

Опыт удушения культурной среды, не устраиваивавшей нацистов, они приобрели еще задолго до вторжения в Беларусь. В Германии и в захваченных странах Западной и Центральной Европы обыденностью стали убийства и  изгнание творческих работников,запрет произведений неугодных авторов,сжигание "вредных" и "опасных" книг, уничтожение других культурных ценностей, объявленных ненужным хламом.

Глумлению подвергалось культурное достояние народов Беларуси.Поведение германских солдат было сформулировано в  приказе генепал-фельдмаршала фон Рейхенау войскам, где подчеркивалось, что "никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения"[4,c.78].Эти указания в полной мере претворялись оккупантами и на белорусской земле.За 1941-1945гг. нацисты уничтожили в Беларуси свыше 500 крупных памятников культурного и научного характера, нанесли огромнейший урон культурным учреждениям республики. Ими было разрешено свыше 5300 клубов и красных уголовков, более 200 библиотек, 26 музеев, много других очагов культуры.Ущерб, причиненный захватчиками только учреждениями сферы искусства, исчислялся в 163,4 млн. рублей  в ценах того времени.Разрушались и разграблялись вузы, средние специальные учебные заведения и  школы.Оккупанты полностью уничтожили в Беларуси 6177 школ и повредили 2648, уничтожили в школах республики 20-миллионный книжный фонд, разорили около 2200 медучреждений, свыше 2600 детских заведений.

В Минске захватчики уничтожили государственную картинную галерею, расхитили представлявшие значительную ценность картины и скульптуры (более 500 произведений).Были разгромлены Белорусский театр и балета, 1-й Белорусский драмтеатр,Дома союзов писателей, художников и композиторов.Все, что представляло ценность, объявлялось собственностью рейха, вывозилось и растаскивалось различными конкурирующими ведомствами и службами оккупантов. Остальное бросалось бесхозным, просто уничтожалось на месте. Генеральный комиссар Беларуси В.Кубе, в частности, в письме к Розенберг,датированном 29 сентября 1941г., признавал, что в Белгосуниверситете бессмысленно "уничтожены и разграблены  приборы стоимостью в миллионы марок"[18,c.46].

Оккупанты разграбили хранилища культурного достояния и во многих других городах республики, а также старинные замки Беларуси, храмы и памятники старины.Так, только из Витебска они вывезли 25 вагонов культурных ценностей, из Могилева -13 вагонов.

В военных условиях верховным функционерам гитлеровской клики, и нацистским деятелям, задействованным непосредственно в оккупационной администрации на местах, приходилось вырабатывать хоть какие-то временные ориентиры в социально-культурном процессе в захваченных областях. Насчет  долговременных перспектив в этой сфере некоторую ясность вносили директивы и установки нацистских "бонз",касающиеся общего подхода к разрешению "славянской","восточной" проблемы и Беларуси."Если мы будем обучать русских, украинцев  и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Образование даст более развитым из них возможность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших интересов ...- предостерегал своих приверженцев Гитлер.-Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области географии может быть ограничено одной -единственной фразой-"столица рейха-Берлин"...Математика и все прочее совершенно не нужно"[18,c.54].Гиммлеру "культурный" уровень людей в захваченных областях в идеале виделся таким:"...простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том,чтобы повиноваться немцам, быть честными, старательными. Умение читать я считаю не нужным"[18,c.54].Такими главари нацистов видели будущих своих рабов на Востоке, поставляющих рейху всевозможные жизненные блага.

Однако меняющаяся  ситуация в оккупированной Беларуси, военная обстановка на фронтах, которая складывалась не в пользу немцев, заставляли непосредственных проводников в жизнь германской политики на Востоке  действовать не совсем так, как это требовалось в вышеизложенных сентенциях фашистских вождей. Часть гитлеровцев, и в первую очередь гауляйтер Кубе, для достижения своих целей избрали "гибкую" тактику как наиболее надежный путь к освоению захваченных военной силой пространств, к победе в длительной тяжелой войне. Только этим можно объяснить, что в условиях тотального террора и зверств  СС,СД и гестапо, других карательных служб в Беларуси все же предпринимались  попытки налаживания школьного дела, в условиях военной разрухи выходили некоторые газеты, другая печатная продукция, обращенная к населению.

В оккупированной Белоруссии издавалось множество коллаборационистских газет и журналов: «Беларуская газета» ( "Белорусская газета "), «Пагоня» ( "Погоня "), «Bieіaruski hoіas» ( "Белорусский голос "), «Новы шлях» ( "Новы путь ") и т. д. Эти издания вели антисемитскую, антисоветскую и профашистскую пропаганду. В специальной статье, опубликованной 25 сентября 1943 года после уничтожения Кубе в «Белорусской газете», редактор этой газеты Владислав Козловский писал: «Сердце сжимает скорбь… Его  нет больше среди нас. Генеральный комиссар Вильгельм Кубе был одним из наилучших, наисердечнейших друзей…, который думал и говорил так, как каждый белорусский националист…».[13,c.25]

Переполненные апологией "нового порядка",теплились некоторые другие  очаги белoрусской культурной жизни. Эту возможность дало сочетание разных тенденций в практике германской оккупационной политики на белорусских землях.

Беспощадно жесткий, варварский подход возобладал в безудержном уничтожении еврейского населения, а также его духовно-культурных ценностей, нарабатывавшихся веками. Ярко проявился и в уничтожении носителей знаний и интеллекта, традиций и опыта народа - интеллигенции. Истребление  интеллигенции было одним из методов подрыва "биологической силы" славянских народов. Не делалось исключения и для народа Беларуси.

По замыслам гитлеровцев, в первую очередь подлежала исчезновению новая генерация интеллектуалов выросшая и сформировавшаяся в условиях советской действительности. В ней нацисты  не без оснований видели серьезного политического противника. Генеральный план "Ост" предусматривал полное уничтожение "коммунистической интеллигенции".

По большому счету, гитлеровцы опасались не только интеллигенции, активно способствовавшей утверждению  советского строя и вошедшей  в состав ВКП(б),но и всей интеллигенции захватываемых областей как таковой. Есть немало свидетельств этому. Так, нацистские идеологи заявили:"Мы должны вырвать их мозг. Мы должны уничтожить культурные слои" [18,c.61].Как написала гитлеровская газета "Национальцайтунг", после победы Германии на Востоке придется "медленно истребить и уничтожить и ту часть интеллигенции, которая сохранится на оккупированной немцами территории"[16,c.27].

По воспоминаниям профессора-медика Д.А.Маркова, принудительно вывезенного в Германию и оказавшегося в лагере Ноймаркт, фашистами, которые временами были склонны поговорить с образованными заключенными, почти всегда приводился аргумент:"Ваша страна, эта страна чернорабочих...И нам не нужна ваша неполноценная, не арийская интеллигенция, а нужны только рабочие руки"[16,c.38].

Информация о работе Общественно-культурная жизнь Беларуси во время немецкой оккупации 1941-1944 гг