Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:33, реферат
Целью данной работы является изучение истории развития норманнской теории.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
Определение авторства норманнской теории, основных источников, на которые опирались авторы, восстанавливая процесс создания Древнерусского государства.
Введение…………………………………………………………………..….3
Раздел I. Краткая биография Г. З. Байера, Г. Ф. Миллера……………..…8
Раздел II. «Норманизм» в трудах Г. З. Байера Г. Ф. Миллера…………....11
Вывод………………………………………………………………………....19
Список использованных источников и литературы…………………….…22
Однако
проблема состояла в том, кем
были летописные варяги и где
они жили изначально. Как уже
отмечалось, некоторые авторы, предшественники
Байера, начиная с эпохи Ивана
Грозного, выводили варягов из
Пруссии. Именно поэтому Байер
критиковал версию родословной
российского правящего дома от
римского императора Августа.
Однако в первой половине XVIII века
был вполне очевиден вымысел
этой родословной легенды,
Дальнейшая логика байеровских рассуждений была чрезвычайно проста. Упомянутых в летописи варягов он признал скандинавами, из чего следовало, что основателем княжеской династии Древнерусского государства был варяжский (то есть норманнский) князь (конунг) Рюрик, который приплыл с дружиной по приглашению славянских послов. И после этого название Русь перешло на восточных славян.
Правда, Байер
приводил в подтверждение
Варягами, по мнению Байера, на Руси называли шведов, готландцев, норвежцев и датчан. В «доказательство» он приводит «скандинавские» имена варягов, коверкая их по собственному усмотрению так, что имя Святослав, например, получалось производным от шведского Свен со славянским окончанием «слава». Русского языка Байер не знал.
Такой была первоначальная научная основа норманизма, которая не могла быть достоверно подтверждена даже в первой половине XVIII века, используя весь комплекс известных на то время данных. Но основывалась на сомнительных во всех отношениях шведских источниках и научном невежестве, подкреплённым политическим интересом. В научном отношении концепция Байера представляется совершенно нелогичной на том фоне, который существовал в тогдашней немецкой исторической науке.
Норманнская теория в первой половине XVIII века получила закономерное развитие в трудах Герарда Фридриха Миллера, работавшего также в Петербургской Академии наук. Миллер, которого называли «историографом и апологетом дворянской России», правда, занимался не только историей начала Руси. Широта его интересов вполне соответствовала духу времени (труды по истории и географии, этнографии и археологии, филологии и источниковедению).
В 1732 году в своём журнале «Sammlung russischer Geschichte» он опубликовал статью «Известие о древней рукописи русской истории Феодосия Киевского». Эта статья и содержала, собственно, истоки норманизма Миллера. Здесь он дал подробный пересказ содержания «Повести временных лет» с элементами исследовательского характера в виде авторских пояснений, а главное — проводил мысль о том, что варяжские князья были выходцами из Скандинавии, то есть были шведского происхождения.
Миллер
сформулировал проблему, вполне
типичную для историографии
Во второй части первого тома Миллер перепечатал «Историю северных королей» Снорри Стурлусона. В этом произведении вообще преобладает линия на пояснение скандинавско-русских династических связей, поэтому нет ничего удивительного, что Миллер обратил на него внимание.
Главный эпизод «Истории» Снорри касался женитьбы киевского князя Ярослава Мудрого на шведской принцессе, дочери Олафа Шведского, Ингигерде. Но в примечании Миллер называл её варяжской принцессой. Он воспользовался путаницей, так как Ингигерда родилась от брака Олафа с ободритской принцессой Естред. [Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви // Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX - первая половина XII в. - М.; Л., 1989. - С. 138. ] Так что можно было считать её и скандинавского, и варяжского (ободритского) происхождения.
Важную
проблему представляет вопрос
о том, как журнал Миллера
оценивался в Западной Европе
и, прежде всего, в Германии.
Конечно, он был известен в
немецких научных центрах. Как
следствие, в Германии и
Но в
то же время, ссылки на
Широкая
проблематика исторического
Миллер
систематически собирал данные
по родословию различных
«И прежде
и после Сибирского моего
Поэтому когда в 1746 году историк-любитель П.Н. Крекшин подал на рассмотрение Сената «Родословие великих князей, царей и императоров», в котором род Романовых возводился к Рюрику, работа была передана в Академию наук и попала на отзыв к Миллеру. Крекшин выводил родословную Романовых из ветви древних великих князей через ярославских князей Романовичей.
Однако
Миллер замечал, что «не
Но в
этом вопросе, затрагивавшем
Серьёзная дискуссия по варяго-русской проблеме разгорелась в Петербургской Академии наук после предложения обсудить «диссертацию» Миллера «Происхождение народа и имени российского». Инициаторами дискуссии стали фактические руководители Академии И.Д. Шумахер и Г.Н. Теплов. Последний обвинял Миллера в высказываниях, «что скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили…». [ Пекарский П.П. История императорской Академии наук в Петербурге. - СПб., 1870. Т.1. - С. 360. ]
«Диссертация»
Миллера в целом обобщала и
систематизировала взгляды
Основная
идея этого произведения была
связана с доказательством
Важнейшую
роль в концепции Миллера
Против
Миллера и его концепции
Ломоносов
особенно возражал против
Таким образом,
тезисы немецкой норманнской
теории уже к середине XVIII века
столкнулись с жёсткими
ВЫВОДЫ
В XVIII в. российские ученые немецкого происхождения, служившие в XVIII в. в России, академики Петербургской академии наук Готлиб Зигфрид Байер, Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлецер предложили так называемую «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства. В основу теории была положена из "Повести временных лет" о призвании славянами варягов, норманнов, викингов или скандинавов. Согласно этой теории славяне, опасаясь внутренних усобиц, пригласили для управления отряд варягов во главе с конунгом, князем Рюриком. Ф. Миллер считал, что скандинавское вторжение на земли славян стало решающим фактором возникновения государственности. Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов, который доказывал главенствующую роль славян в создании древнерусского государства. Утверждения Ломоносова получили название антинорманнской концепции и положили начало спорам, продолжающимся и, по сей день.
Наступление на норманнскую теорию началось в 30-е годы советские ученые. Она была провозглашена антинаучной, объявлена ее политически вредной и непатриотической. При этом отмечалась тенденциозность и «немецкий ученых: Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и А.Л. Шлецера, которые стремились с помощью истории оправдать засилье немцев при русском дворе в XVIII -ХIХ вв.».
Западные исследователи до сих пор по преимуществу придерживаются «норманнской теории», объявляя славянскую теорию искусственной конструкцией.
Одним из важных поводов живучести норманской теории следует признать отсутствие полного критического свода источников, касающихся появления и деятельности норманнов на Руси.
Обзор обширной и бурной дискуссии позволяет утверждать, что норманисты при значительных расхождениях в деталях единодушны в двух принципиальных вопросах:
1)Считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего захвата, как полагают один, или, по мнению других, с помощью «мирного покорения», которое состояло в заключении славянскими племенами добровольного соглашения с норманнами и признании их власти, или же в проникновении норманнов в славянскую среду и захвате власти изнутри. И в том, и в другом случае норманны должны были организовать местное население, представляющее скорее пассивную, с политической точки зрения, массу;