Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:33, реферат
Целью данной работы является изучение истории развития норманнской теории.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
Определение авторства норманнской теории, основных источников, на которые опирались авторы, восстанавливая процесс создания Древнерусского государства.
Введение…………………………………………………………………..….3
Раздел I. Краткая биография Г. З. Байера, Г. Ф. Миллера……………..…8
Раздел II. «Норманизм» в трудах Г. З. Байера Г. Ф. Миллера…………....11
Вывод………………………………………………………………………....19
Список использованных источников и литературы…………………….…22
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Краткая биография Г. З. Байера, Г. Ф. Миллера……………..…8
Раздел II. «Норманизм» в трудах Г. З. Байера Г. Ф. Миллера…………....11
Вывод…………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………….…22
ВВЕДЕНИЕ
Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги», отождествляемые русскими летописями с «русью».
Письменные источники относят возникновение Древнерусского государства к IX веку. По данным Повести временных лет ильменские словене и их соседи - финские племена мери - платили дань варягам, но затем, не желая терпеть насилия, «...В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.". [Повесть временных лет. Л., 1983. С. 25.]
Далее Повесть временных лет сообщает о том, что бояре Рюрика Аскольд и Дир "отпросились" у своего князя в поход на Византию. По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег, родственник и воевода Рюрика, в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем. Таким образом, в 882 году под властью одного князя объединились Киев и Новгород, и было образовано Древнерусское государство Киевская Русь. [Повесть временных лет. Л., 1983. С.26.]
Таково летописное предание о начале русской государственности. Издавна вокруг него ведутся бесконечные споры. Рассказанная летописцем история послужила основанием для создания в XVIII веке «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства. Основоположниками этой теории были работавшие в России в ХVIII веке немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер. Они считали, что главную роль в становлении Киевской Руси сыграли варяги, под которыми понимали норманнов.
Норманнская теория практически сразу после своего создания вызвала резкую критику. Впервые она была высказана в рамках антинорманнской теории, сформулированной М.В. Ломоносовым и основанной на гипотезе об абсолютной самобытности славянской государственности.
С момента создания норманнской и антинорманнской теорий прошло уже более двух с половиной столетий. За это время накоплено огромное количество нового источникового материала, а надежды на то, что вопрос будет окончательно решен не оправдываются. И норманнская, и антинорманнская теории развивались с разной интенсивностью все это время и по сию пору каждая имеют большое количество сторонников. При этом среди «антинорманнистов», некоторые соглашаются с тем, что варяги - скандинавы, и одновременно утверждают, что они не принесли государственность на Русь, а лишь сыграли некоторую политическую роль как наемники при княжеских дворах и были ассимилированы славянами. Другая часть «антинорманнистов» нашли и отстаивают свидетельства того, что варяги и тождественные им русы - славяне.
В то же время, среди гипотез, выдвигавшихся в процессе изучения варяжской проблемы, предположение о происхождении варягов не из Скандинавии, а с южного побережья Балтийского моря, занимает видное место.[Вилинбахов В.Б. Об одном аспекте историографии варяжской проблемы // Скандинавский сборник. - Таллинн, 1963. Т.7. - С. 333.] Сторонники этой версии обращают внимание на то, что летописец указывал не на скандинавское, а на северогерманское «заморье». [ Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов // Вопросы истории. 1974. № 11. - С. 54. ] Безусловным корифеем в этом направлении является профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин. Он создал целую научную школу, последователи которой сегодня практически в одиночку пытаются противостоять норманистской экспансии в России.
В настоящее время вопрос о происхождении русского государства так и не прояснен до конца. В Скандинавии история Руси излагается как история Большой Швеции, возникшей в результате завоеваний конунгов в Восточной Европе. Великий путешественник Тур Хейердал выступал спонсором археологических экспедиций на юге России, обнаруживших многочисленные материальные свидетельства присутствия на территории Руси викингов на протяжении Х- ХII веков: оружие, утварь и т.п. Из-за недостатка данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту: варяжские дружины оказали серьезное влияние на становление славянской государственности.
Историография варяго-русской проблемы настолько обширна, что ей можно посвятить не один том фундаментального исследования. Тем не менее, в науке давно отмечалось, что и поныне споры идут в основном вокруг тех же фактов и аргументов, что три столетия назад.[Кузьмин А.Г. Правильная постановка вопроса и есть его решение // Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. - М., 1998. - С.430.] «Горячая» актуальность варяго-русской проблемы порождает обилие концепций, зачастую однообразных, за которыми пропадают новые факты и источники. Значительное увеличение количества публикаций происходит без существенного расширения источниковой базы, и многие современные работы оперируют давно введёнными в научный оборот документами. Поэтому оценки событий и процессов принципиально не меняются на протяжении столетий.
Можно согласиться с мнением М.А. Алпатова, который писал, что «варяжский вопрос родился не в сфере самой науки, а в сфере политики».[Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XVIII - первая половина XIX вв. - М., 1985. - С. 9.] Вплоть до сегодняшних дней научное изучение варяго-русской проблемы сохраняет прямую связь с основными политическими и национальными проблемами современности. Её научная актуальность определена ещё и тем, что в последнее время снова обострилась дискуссия вокруг вопроса о роли варягов в русской истории. Это вызвано и обусловлено различными причинами, в том числе на высоком государственном уровне.
Немецкая историография России первой половины XVIII века чрезвычайно важна тем, что сейчас она ассоциируется преимущественно с именами основоположников норманизма Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера. Тем не менее, многие немецкие историки более или менее подробно изучали различные вопросы русской истории. В Германии варягов (варинов) связывали с вандалами и вендами, многие авторы, основываясь на более ранних хрониках и генеалогиях, считали их родственниками. В связи с этим упоминали и несколько «русских» областей (Руссий) на южно-балтийском побережье, среди которых была и Вагрия, родина варягов. Особый интерес, конечно, вызывало происхождение Рюрика. Немецкие исследователи считали его ободритским князем, потомком древней вендской, вандальской династии. Эта версия в источниках и в историографии была весьма популярна до времени зарождения немецкого норманизма, да и после получила серьёзное научное обоснование. В целом, изучение немецких концепций может привести к существенному пересмотру и переоценке известных фактов.
Целью данной работы является изучение истории развития норманнской теории.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
1. Определение авторства
норманнской теории, основных источников,
на которые опирались авторы,
восстанавливая процесс
Раздел I
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Г. З. БАЙЕРА, Г. Ф. МИЛЛЕРА
Готлиб Зигфрид Байер — немецкий филолог, историк, один из первых академиков Петербургской академии наук и исследователь русских древностей.
В 1710 он поступил в Кёнигсбергский университет, где стал изучать восточные языки, в особенности китайский, затем отправился в путешествие по Германии и, возвратившись оттуда, начал в 1717 г. читать в Кёнигсбергском университете лекции по греческой литературе. В 1725 г. Байер переселился в Петербург, где в Академии наук занял кафедру по восточным древностям и языкам; кроме работ по этим предметам, он занимался также устройством Академической гимназии.
В русской историографии Байер, не знавший русского языка, является основателем скандинавской школы. За всё время своего пребывания в Петербурге Байер принимал живое участие в судьбах Академии и ратовал за свободное её развитие. Так, он, например, составил жалобу, которую академики подали Петру II в 1729 г. на секретаря Академии Шумахера и в которой они, между прочим, ходатайствовали об утверждении академического регламента; в 1732 году разработал академический устав; в 1727 году принял на себя надзор над Академической гимназией.
Будучи недоволен академическими порядками и находясь постоянно в ссоре с Шумахером, который не допускал его даже до пользования нумизматическими коллекциями Академии, Байер постоянно хлопотал о возвращении на родину. Получив наконец в 1736 г. увольнение, он отправил в Кёнигсберг свою библиотеку, намереваясь следующей зимой уехать из Петербурга, но в феврале 1738 г. он скончался от горячки.
Герхард Фридрих Миллер (Мюллер), (1705—1783) — российский историограф немецкого происхождения.
Школьное образование Герхард получил в гимназии своего отца. Затем будущий российский академик посещал Лейпцигский университет.
5 (16) ноября 1725 года Миллер приехал в Россию и был определен адъюнктом в только что основанную Академию наук и художеств. Поддерживаемый влиятельным Шумахером, он первые годы по приезде преподавал латинский язык, историю и географию в Академической гимназии, вёл протоколы академических заседаний и канцелярии (1728—1730), издавал «СПб. Ведомости» с «Примечаниями», рассчитанными на более обширный круг читателей.
В июле 1730 года Миллер назначен профессором Академии наук и художеств (контракт начался с 1 (12) января 1731 года), но лишился расположения Шумахера, с которым у него с тех пор возникла непримиримая вражда. С 1732 года он стал выпускать сборник статей, касающихся России. Это было первое издание, основательно знакомившее иностранцев с русской землей и её историей.
После возвращения в Санкт-Петербург из Камчатки и Сибири, Мюллер написал историю российских исследований. Вернулся в самый разгар академических интриг и, кроме Шумахера, нажил себе другого непримиримого врага — в Ломоносове.
В 1747 году Миллер принял русское подданство и 20 ноября (1 декабря) назначен историографом Российского государства.
6 (17) октября 1750 года Миллер за ссору с Ломоносовым был разжалован, на год, президентом Императорской Академии наук и художеств, графом К. Г. Разумовским из профессоров в адъюнкты Академии. Скоро, однако, Миллер был прощён, под условием предварительно подать прошение о прощении. Сам Миллер, впрочем, далеко не всегда оказывался безупречным в своих отношениях к сочленам.
В 1765 году Миллер был назначен главным надзирателем Московского Воспитательного дома, с оставлением при Академии наук и художеств в звании историографа, а через год определен начальником Московского архива Коллегии иностранных дел (ныне Московский главный архив министерства иностранных дел). Пораженный параличом (1772 год), Миллер продолжал неустанно работать до самой смерти (11 (22) октября 1783 года). Назначая Миллера в архив иностранной коллегии, императрица Екатерина поручила ему составить «Собрание русской дипломатики» по примеру Дюмона. Миллер не мог уже сам много сделать, но он подготовил учеников; в его школе выработался такой прекрасный архивист и учёный издатель, как Н. Н. Бантыш-Каменский.
После смерти Миллера осталась коллекция автографов и рукописей (в 258 портфелях), важных для изучения истории, этнографии, статистики и промышленности России и в частности Сибири.
До нашего времене более половины сибирского архива Г.Миллера не опубликовано.
Раздел II
«НОРМАНИЗМ» В ТРУДАХ Г. З. БАЙЕРА Г. Ф. МИЛЛЕРА
Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным [Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам) — М., 2005. — С. 33-40]. Развить эту мысль попытался в 1615 году шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда. Его почин поддержал в 1671 году королевский историограф Юхан Видекинд. Большое влияние на последующих норманистов оказала «История шведского государства» Олафа Далина[Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам) — М., 2005].
Широкую известность в России норманская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.
По общепринятому мнению Готлиб Зигфрид Байер считается основоположником немецкого норманизма. Именно он всегда упоминается как первый исследователь варяго-русской проблемы в большинстве современной литературы. В зависимости от позиции того или иного автора зависит и отношение к Байеру. Действительно, этот немецкий академик оставил заметный историографический след в изучении варяго-русского вопроса.
Байер начал
с пересказа Начальной
«От начала
Руссы, или Россияне