Леонтьев как основоположник русского консерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:16, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Реформы 1990-х гг. стали важным этапом в истории нашей страны. Наблюдаемые в настоящее время процессы модернизации российского общества, его политической либерализации, самим обществом оцениваются неоднозначно. Все чаще высказывается мнение, что необходим переход от радикальных реформ и перемен к стабильному и устойчивому развитию. В этих условиях актуальным представляется обращение к публицистическому наследию русского идеологического консерватизма 1870-1890-х гг. Интерес представляют не только идеологические разработки и теории пореформенных российских консерваторов, но также опыт ведения общественной дискуссии в период, последовавший вслед за коренным переломом в жизни страны.

Содержимое работы - 1 файл

леонтьев как основоположник русского консерватизма.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

На  правах рукописи 
 
 
 
 
 

КОТОВ Александр Эдуардович 

ПРОБЛЕМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА  В РУССКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПЕЧАТИ 70 - 90-х гг. XIX в. 
 

Специальность 07.00.02 – Отечественная история 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2006

Работа  выполнена на кафедре истории  России и зарубежных стран

Республиканского  гуманитарного института

Санкт-Петербургского государственного университета. 

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Флоринский Михаил Федорович. 

Официальные оппоненты:

доктор  исторических наук, профессор Цамутали Алексей Николаевич;

кандидат  исторических наук, доцент Рябова Людмила  Константиновна. 

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский  государственный университет экономики и финансов. 

Защита  состоится «_____»______________________2006 г. в  «___» часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.52 по защите диссертаций  на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199155, г. Санкт-Петербург, пер. Декабристов, 16. Зал заседаний Ученого совета). 

С диссертацией можно ознакомиться в научной  библиотеке им. А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. 
 

Автореферат разослан  «____»________________2006 г. 

И.о. ученого  секретаря

диссертационного  совета

доктор исторических наук

профессор                                                                                           Е.П. Алексеев

     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

     Актуальность  темы исследования. Реформы 1990-х гг. стали важным этапом в истории нашей страны. Наблюдаемые в настоящее время процессы модернизации российского общества, его политической либерализации, самим обществом оцениваются неоднозначно. Все чаще высказывается мнение, что необходим переход от радикальных реформ и перемен к стабильному и устойчивому развитию. В этих условиях актуальным представляется обращение к публицистическому наследию русского идеологического консерватизма 1870-1890-х гг. Интерес представляют не только идеологические разработки и теории пореформенных российских консерваторов, но также опыт ведения общественной дискуссии в период, последовавший вслед за коренным переломом в жизни страны.

     Во второй половине XIX в. многим представителям государственной и культурной элиты стало очевидно, что модернизационные процессы угрожают существующим формам российской государственности. Сказывался и определенный идеологический вакуум, вызванный крахом легитимистской политики Николая I. Самодержавие было вынуждено не только искать опоры в тех или иных общественных классах. Ему требовалось определить принципы, на которых основывалась бы государственная и национальная идеология. Исходной формулировкой стала «уваровская триада», предопределившая три основные направления консервативного идеологического поиска – обсуждение национального, церковного и сословного принципов государственного строительства, - а также указавшая на существовавшую между ними взаимосвязь. Закономерно было и возникновение спора о том, какой из заявленных в «триаде» принципов считать для государства приоритетным. Дискуссии того времени о национализме и о церковно-государственных отношениях не утратили своего значения и поныне.

     Степень изученности разрабатываемой темы. Проблематика государственного строительства затрагивается практически во всех работах, посвященных истории русского консерватизма. В его изучении принято выделять пять этапов:

     1. Дореволюционный этап. Первые публикации, посвященные анализу истории отечественного консерватизма, принадлежат перу самих его идеологов, а также их оппонентов. Особо выделить следует полемику В.С. Соловьева с последователями Н.Я. Данилевского, имевшую широкий общественный резонанс и в значительной степени способствовавшую консолидации литературного «охранительства». В споре с Соловьевым, отрицавшим самостоятельность философии истории Данилевского и обвинявшим М.Н. Каткова и славянофилов в «китайщине», участвовали Н.Н. Страхов, К.Н. Бестужев-Рюмин, Л.А. Тихомиров, А.А. Киреев, К.Н. Леонтьев, Ю.Н. Говоруха-Отрок и др. Особую группу литературы составляют посмертные памятные издания, выпускавшиеся различными кружками и обществами1.

     Роль  М.Н. Каткова как публициста-охранителя пытались проанализировать Н.А. Любимов2 и Р.И. Сементковский3, однако наиболее известна книга С. Неведенского (Щегловитого)4, представляющая собой обстоятельное и объективное изложение взглядов и биографии редактора «Московских ведомостей». В ведущих консервативных изданиях – прежде всего, «Русском вестнике» и «Русском обозрении» неоднократно публиковались статьи с подробным анализом творчества К.Н. Леонтьева5. Наиболее объективной оказалась статья, написанная В.С. Соловьевым6. Место К.Н. Леонтьева в русской общественной мысли стало предметом полемики, в которой участвовали литераторы как консервативного, так и либерального направлений. Эта полемика разобрана в статье А. Козырева, внимательно проследившего, как менялся образ Леонтьева в «отражениях (и искажениях)» его «наследников»7.

     Из  либеральных историков к истории консервативной мысли обращались А.Н. Пыпин8 и П.Н. Милюков9. Наиболее важным направлением для философов и публицистов конца XIX – начала XX вв. оставалось изучение славянофильства10. Причина этого интереса понятна: в деятельности тогдашних религиозно-философских обществ, как показал Е.А. Голлербах, сочетались либеральные и националистические начала11.

     Дореволюционная традиция осмысления истории консервативной мысли была продолжена в эмиграции. Тема была затронута в ряде общих работ по истории философии12. Отдельным проблемам и персоналиям были посвящены книги и статьи Н.А. Бердяева, Н. Устрялова, Б. Нольде, Ю. Иваска, Ф. Степуна и др.; выходили статьи в различных периодических изданиях. Как пример дальнейшей эволюции либеральной интеллигенции в сторону положительного отношения к консерватизму можно привести книгу Н.А. Бердяева «Философия неравенства»13.

     2. Советская историография до начала 1940-х гг. не нуждалась в полемике с монархистами - представители этого идейного лагеря уже не представляли для советской власти реальной угрозы. Историки (пусть далеко не все) могли себе позволить отношение к консервативной публицистике как к историческому источнику. В 20-е и 30-е гг. публиковались материалы, связанные с деятельностью Ф.М. Достоевского14, К.Н. Леонтьева15, Л.А. Тихомирова16, М.Н. Каткова17, К.П. Победоносцева18, Е.М. Феоктистова19. Удобной для пропагандистских выпадов оказалась фигура К.Н. Леонтьева, которого сочли типом «обреченного на вечное неисполнение своих исканий мечтателя, который так характерен для эпох культурного умирания»20. Стандартным ходом было отождествление взглядов Леонтьева с фашизмом21.

     3. Советская историография  1939-1970 гг. характеризуется постепенным поворотом к научному осмыслению проблематики. Собственно «охранительное» направление в этот период практически не изучается, зато в связи с отходом власти от однозначно негативного отношения к русскому патриотизму и установлением после войны коммунистических режимов в балканских странах усиливается интерес к славянофильству – идейному течению, не связанному напрямую с самодержавием22.

     4. Советская историография с начала 1970-х гг. и до 2-й половины 80-х во многом была реакцией на публикацию ряда западных исследований. За рубежом в свет выходят монографии Г. Кона23, Р. Бирнса24, Э. Тадена25, Р. Макмастера26 и ряд других. Уровень этих работ разный: книга Тадена до сих пор остается одной из лучших общих работ по истории отечественного консерватизма, исследование же Р. Макмастера – во многом тенденциозно.

     В этот период вышли серьезные работы советских историков – в первую очередь, П.А. Зайончковского, в которых уделено внимание ведущим деятелям периода контрреформ27. Не мог обойти консервативную печать П.А. Балуев, изучавший политику правительства Александра III в отношении печати28. Вслед за этими монографиями стали появляться публикации, посвященные собственно консерватизму. На общем фоне выделяется статья Б.В. Ананьича и Р.Ш. Ганелина, в которой исследована закулисная подоплека публикации сочинений Р.А. Фадеева29. Наибольшей известностью пользуется монография В.А. Твардовской о М.Н. Каткове30. Общественно-политической деятельности И.С. Аксакова посвящена первая монография Н.И. Цимбаева, отделявшего славянофильство от консерватизма и считавшего «поиски «исторических преемников» славянофилов научно несостоятельными»31. Затрагивается история консервативной мысли в монографии А.Н. Цамутали32.

     К 1980-м гг. изучение русского консерватизма выделяется в самостоятельное историографическое направление. Делаются попытки рассмотреть взаимоотношения представителей консервативного движения второй половины XIX в.33; всё чаще выходят статьи, посвященные отдельным забытым персоналиям34; К.Н. Леонтьеву посвящены ряд работ Л.Р. Авдеевой35 и Н.А. Рабкиной36, Л.А. Тихомирову – В.Н. Костылева37. Активно изучается славянофильство. Е.А. Дудзинская в своей монографии отмечает в нем черты уже не дворянского, а буржуазного либерализма38. В 1986 г. выходит ставшая классической монография Н.И. Цимбаева39. В 1989 г. выходит монография В.Г. Чернухи о правительственной политике в отношении печати40.

     5. Новейший этап в историографии консерватизма является наиболее плодотворным. Изучение славянофильства отступает на второй план: очередной кризис российской государственности заставляет историков сосредоточить внимание на тех идеологах, для которых эта государственность была приоритетом. Подробно новейшая историография рассмотрена в обзорах И.Л. Беленького41, А.В. Репникова42 и А.Ю. Минакова43. В настоящее время существует ряд научных центров, занятых изучением консерватизма. Первый из них сложился в начале 1990-х гг. в Перми под руководством П.Ю. Рахшмира. Второй центр возник на историческом факультете Воронежского университета. Существуют исследовательские коллективы в Самаре, Ростове-на-Дону, разрабатывается проблематика консерватизма петербургскими и московскими историками.

     Из  работ, посвященным комплексному изучению русского консерватизма упомянем коллективную монографию «Русский консерватизм: идеология и практика»44. Биографиям ведущих консервативных политиков посвящен сборник под редакцией Н. Мещерякова45. Немало ценных статей содержится в сборнике под редакцией К.А. Смолиной46. Продолжает свою деятельность А. Янов47. Наряду с публикациями источников, М.Б. Смолин выпускает работы, посвященные биографиям и взглядам малоизвестных русских консерваторов конца XIX – начала XX вв.48  Периодизации и классификации различных направлений отечественного консерватизма посвящена работа В.А. Гусева49. Важные теоретические аспекты отечественного консерватизма разрабатывает А.С. Карцов50. Византийская составляющая русского консерватизма рассматривается в монографии В.Г. Скотниковой51. А.В. Репников в своей монографии выделил «в комплекс, подлежащий целостному изучению» «проблемы государственной власти в концепции отечественных идеологов консерватизма»52. Также во второй половине 1990-х и начале 2000-х гг. защищен целый ряд диссертаций, посвященных комплексному изучению консерватизма.

     Отдельным направлениям и периодам истории русского консерватизма посвящены работы М.Н.Лукьянова53. И.А. Христофоров рассматривает в своей монографии пореформенный дворянский консерватизм54. Взаимосвязи русской внешней политики и общественной жизни страны посвящены работы В.М. Хевролиной55. Взаимоотношения между представителями консервативной мысли рассматриваются в целом ряде публикаций О.Л. Фетисенко56.

     Также в последние полтора десятилетия  вышло немало работ об отдельных консерваторах. Наследие К.Н. Леонтьева стало объектом исследований А.Ф. Сивак57, М. Брода58, Д.М. Володихина59, Р.Г. Пашко60, К.М. Долгова61, А.А. Королькова62, В.И. Косика63, Н.А. Рабкиной64, А.В. Репникова65, М.Ю. Чернавского66, С.В. Хатунцева67. Работы Л.А. Тихомирова изучали С.Н. Бурин68, О.А. Милевский69, А.В. Ремнев70, А.В. Репников71, М.Б. Смолин72. Государственная и общественно-политическая деятельность К.П. Победоносцева рассмотрена в работах Е.В. Тимошиной73, В.И. Жировова74, А.Ю. Полунова75. Наследию Н.Я. Данилевского и дискуссии вокруг него посвящены работы С.И. Бажова76, Б.П. Балуева77. Деятельности В.П. Мещерского посвящены работы М.М. Леонова78, С.В. Петрова79, И.А. Прониной80, Н.В. Черниковой81 и А.С. Карцова82. М.Н. Каткову – Г.П. Изместьевой83, А.Л. Брутяна84, Г.Н. Лебедевой85, А.А. Попова86. Р.А. Фадееву – монография О.В. Кузнецова87; Ю.Ф. Самарину – Т.А. Назаровой88; П.Е. Астафьеву – диссертация М.А. Прасолова89; С.Ф. Шарапову – М.Ю. Конягина90.

Информация о работе Леонтьев как основоположник русского консерватизма