История развития английского парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:06, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить процесс возникновения и развития высшего органа власти – английского парламента.

Содержимое работы - 1 файл

парламент.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

Введение

Великобритания – страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также  прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру  правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить  и роль традиции во всех сферах отношений  государства и общества Англии, например, существует черновой вариант конституции, который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного претворения  его в жизнь пройдет еще  много времени, потому что нет  единого мнения о существующей «неписаной»  конституции и о том, надо ли ее изменять. Сказанное выше говорит  о том, насколько сложна и, тем  более, интересна в изучении эта  страна.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить процесс возникновения и развития высшего органа власти – английского парламента.

Парламент в Средние века

Возникновение парламента

В начале устройство Англии имело скорее черты  сходства со строем соседних варварских государств, но мало-помалу общие западноевропейские учреждения получают на острове своеобразную постановку, среди которой и слагаются  зародыши парламентского устройства.

Уже в  англосаксонский период можно указать  кое-какие подготовительные факты. По описанию германских племен у Тацита, верховная власть принадлежит не королю, а народу, и это народное верховенство осуществляется в деятельности двух учреждений — веча и совета племенных начальников. У англосаксов, в эпоху разделения их на мелкие королевства, имеются оба указанные учреждения: племенное собрание — фолькмот — и совет мудрейших — витенагемот. Когда мелкие королевства слились в одно, племенные собрания обратились в областные, по графствам. Витенагемот стал как бы двухсторонним учреждением: с одной стороны он действовал как государева дума и пополнялся в значительной степени по воле короля; с другой стороны, он ограничивал власть короля.

Норманны, завоевав Англию в 1066 г., сохранили древние областные  учреждения, а также и витенагемот. Первые норманские короли созывали обыкновенно  три торжественных сессии совета, для отправления важнейших дел. Норманское завоевание было, однако, для Англии началом нового, феодального периода, и под влиянием феодализма формы и сущность совещаний изменились. Вместо слабо организованного "племени" и более или менее подчиненных советников, короли очутились лицом к лицу с могущественной феодальной аристократией.

Везде в Зап. Европе этого  времени возникают сеймы или  съезды феодалов. Когда феодалы смыкаются в сословие и вступают в систематическую борьбу с королями, одно из их главных требований касается созвания съездов для разрешения чрезвычайных субсидий. В Великую хартию вольностей, данную в 1215 г. Иоанном Безземельным, был внесен параграф, по которому в таких случаях созывается Commune consilium королевства. При утверждении Великой хартии Генрихом III статья эта была опущена, но общий взгляд, что феодалов нельзя облагать чрезвычайными субсидиями без их согласия, коренился в самих основах феодального строя, и королю приходилось с ним считаться. При дворе также сложились воззрения, по которым король являлся источником всякой власти в стране и не обязан был сообразоваться с желаниями и советами подданных. Во все время царствования Генриха III идет борьба между указанными взглядами и представляющими их общественными силами.

В 1264 г. бароны нанесли королю поражение при Льюисе и Симон  де Монфор, организовал совет из 9 членов, который фактически взял короля под опеку и присвоил себе высшее руководство государственными делами. В подспорье этому совету Монфор в начале 1265 г. созвал П., который  по своему составу отличался от прежних  феодальных съездов: вызваны были бароны, епископы и аббаты, поддерживавшие партию Монфора, и кроме того по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от важнейших городов.

Противник и победитель Монфора, Эдуард I, постоянно занятый войнами, принужден был вернуться к той же системе, чтобы обеспечить себе достаточные субсидии. Начиная с 1295 г. он стал созывать П. по образцу 1265 г.

Состав парламента в средние века

Парламент в XIV веке можно  рассматривать как собрание государственных  штатов или чинов: вместо курии вассалов, созванных сеньором, он является собранием  сословий королевства.

Первым чином считалось  духовенство. Оно добилось права платить особые подати и обсуждать их отдельно от других сословий. Тем самым оно отказалось от права участвовать в общем законодательстве и, за исключением прелатов, выступило из П.

Второй чин составляли бароны. Эта группа представляла внушительную боевую силу, всегда готовую отстаивать свои интересы. Разграничение между баронами и простыми рыцарями в течение долгого времени подвергалось колебаниям. Мало-помалу, однако, порядок вызова в П. привел к тому, что за известными домами утвердились титулы и привилегия "пэрии". Случалось, что король созывал их вместе с прелатами на особый "великий совет". На этих советах обсуждались многие вопросы внешней и внутренней политики, но, как только заходила речь о денежных средствах и субсидиях, приходилось обращаться к П.

Третьим чином являлись общины. Этим общим названием уже в XIII в. стали обозначать две группы лиц, вызывавшихся в П. — представителей графств и представителей городов. В феодальную эпоху рыцари тесно  примыкают к баронам. Когда Монфор и Эдуард III стали вызывать в П. депутатов от графств (рыцарей графства — Knights of the shire), последние представляют уже всех свободных собственников графства (фригольдеров). Землевладельцы графства привыкли собираться для общих дел раз в месяц, а иногда и чаще: естественно было обращаться к этим организациям и при созвании П. Группа рыцарей графств, по 2 от каждого (всего 74 человека), особенно характерна и важна в истории английского П., потому что она опирается на начало земского всесословного представительства, предполагает солидарность между различными классами, населяющими графство, и тем самым выступает из тесных рамок системы государственных чинов. Городское население также посылало депутатов. Избирались они так называемыми бургами, т. е. городами, получившими корпоративные права. Список "бургов" составлялся в королевской канцелярии. Кроме перечисленных чинов иногда приглашались короной к участию в П. юристы, преимущественно судьи, и купечество.

Самой существенной стороной в истории парламентского состава  в XIV в. является постепенный переход  от системы чинов или штатов к  системе национального представительства. Переход этот намечается уже в  том, что в состав П., начиная с 1265 года, вступает характерная группа рыцарей графств, опирающаяся на всесословную область — графство, и что группа эта рассматривается  как часть "общин", отделяясь, тем  самым, от своих сословных братьев  — магнатов — и примыкая к  городам.

Около половины XIV в., в царствование Эдуарда III, течение, сближающее депутатов графств и городов, приводит к образованию палаты общин, которая объединяется как национальное представительное учреждение в противоположность палаты лордов, т. е. светских и духовных магнатов, заседающих в П. в силу своего личного достоинства, а не в качестве представителей местных подразделений нации. П. приобретает присущую ему доныне действенную форму: он является комбинацией совета магнатов и представительства местных организаций.

Права Парламента в средние века

Влияние П. на законодательство и управление было в XIV веке весьма значительно. Его расширению содействовали, главным  образом, обширные предприятия внешней  политики, отвлекавшие внимание энергичных королей и принуждавшие их постоянно обращаться к П. за субсидиями. В царствования слабых и непопулярных королей — Эдуарда II и Ричарда II — парламентская организация давала общественным классам возможность ограничивать корону и присваивать себе руководящую роль в государстве.

В 1297 г. Эдуард I подтвердил великую хартию и в особенности обещал не взимать налогов без согласия П. В 1322 г., при Эдуарде II, был издан статут, формально устанавливавший, что "дела, касающиеся положения короля и его наследников, а также состояния королевства и народа, должны быть обсуждены, договорены и установлены в П., королем, с согласия прелатов, графов и баронов, а также общин королевства, по старине". В 1327 г. Эдуард II был свергнут.

В конце царствования Эдуарда III образовалась в П. могущественная оппозиция против короля и его любимцев, и во главе этой оппозиции палата общин, с ее спикером. Общины требуют, чтобы П. был представлен обстоятельный отчет о расходовании денежных средств государства и чтобы личный состав администрации был преобразован согласно указаниям П. В малолетство Ричарда II П. удается приобрести влияние на замещение высших должностей, а в конце царствования этого короля, после ряда смут, повторяется случившееся в 1327 г. — низложение короля парламентом и возведение им же на престол нового монарха, в лице Генриха IV (1399).

Несмотря на выдающуюся политическую роль, которую, таким образом, пришлось играть П. в XIV в., его отношение к  законодательной деятельности было облечено в такие формы, в силу которых источником законодательства признавался король, а П. была отведена роль советника и просителя. Статуты  издавались коронными судьями от лица короля, а парламент лишь подготовлял  их "челобитными". Вследствие этого, в статуте могли быть отклонения от того, что было решено в парламенте. В устранение этого неудобства около  половины XV в., вырабатывается законодательная процедура "билля"; предложения о законодательных мерах обсуждаются, при троекратном чтении, сначала в одной из палат, затем подобным же порядком в другой, и наконец, в окончательно установленной П. редакции, передаются на утверждение короны, которая дает это утверждение или отказывает в нем, до закрытия сессии.

 

 

 

Парламент в Новое время

Преобладание  монархии

Переход от средних веков  к новому времени характеризуется  ослаблением аристократии и усилением  королевской власти. Высшая аристократия, сосредоточившаяся около палаты лордов, понесла особенный ущерб  вследствие долголетней междоусобной борьбы "Роз". С другой стороны  выдвигался средний помещичий класс, сильно представленный в палате общин. Результаты этого процесса обнаружились с полной силой, когда Тюдоры воцарились в замиренной стране: Генрих VIII пользуется такой властью и ведет себя так самовольно, как ни один из его  предшественников со времени Вильгельма Завоевателя. Проведение реформации дало ему возможность секуляризировать громадные массы монастырской собственности, которая частью попала прямо в  руки короля, частью употреблена была им на усиление класса зависимых от него средних и мелких помещиков. Само проведение колоссальной и в  общем популярной церковной реформы  увеличило авторитет короля. Из верхней  палаты исчезло около 27 аббатов и  приоров; оставшиеся в ней епископы привыкли послушно следовать за своим  новым светским главой. При Елизавете к этому присоединилось влияние успешной национальной политики в борьбе с Испанией и католической реакцией.

В течение всего XVI в. П. играют роль ревностных исполнителей королевских  предначертаний. В религиозных делах  они утверждали друг за другом умеренную  реформу Генриха VIII, кальвинистическую  реформу Эдуарда VI, католическую реставрацию  Марии и протестантскую реставрацию  Елизаветы. От них исходили акты, положившие основание англиканской государственной  церкви; к ним же обращался Генрих VIII при проведении своих законов  об опале против министров и фаворитов, Елизавета — в своей борьбе с Марией Стюарт.

Генрих VIII провел статут (31 Henry VIII), по которому за королевскими указами  признавалась сила законов, но постановление  это было отменено при Эдуарде VI. Опаснее было то, что Тайный совет и выделившаяся из него Звездная палата чрезвычайно расширили в это время область непосредственного вмешательства короны в дела администрации и суда. По делам церковным присоединена была к Звёздной палате еще "Высокая Комиссия" (при Елизавете). Духовное брожение реформационного периода вызвало эти учреждения на целый ряд полицейских и карательных мер, которые находили себе оправдание не в законах и не в практике общих судов, а в благоусмотрении и прерогативе короны. Но во всяком случае Тюдоры не думали об устранении или преобразовании П.; в некоторых второстепенных случаях они даже отказывались от своих проектов, ввиду его возражений (Генрих VIII — в 1532 г., Елизавета — в вопросе о монополиях).

Как раз в это время  устанавливается основное правило  парламентской привилегии — неподсудность  членов П. общим судам во время  сессии (дело Строда, при Генрихе VIII), и, соответственно этому, вырабатывается карательная юрисдикция самого П. по отношению к его членам. В общем деятельная королевская власть Тюдоров уживалась с самостоятельной организацией и значительными правами подчиненного ей парламента. В государственном праве противоречия разрешались благодаря понятию "королевской прерогативы", возвышающейся над обычным правовым порядком.

Борьба с королями из-за прерогативы

Стюарты, заменившие Тюдоров  в XVII в., не только усвоили себе высокое  понятие своих предшественников о значении королевской власти, но еще преувеличили его. Кроме того, англиканская церковь стала развивать взгляд на монархию.

Общество вышло из того униженного состояния, в котором  оно находилось в течение XVI в. Самосознание всех его классов окрепло. Наконец, наперекор монархическим тенденциям англиканства и его вероисповедным преследованиям, все сильнее выступали требования полной свободы религиозного убеждения и республиканские тенденции крайних сект. Среди пуритан были широко распространены взгляды, диаметрально противоположные канонам 1640 г.: характеризовать их можно, между прочим, текстом, который часто приводили англиканские сектанты того времени (и до сих пор приводят иные из русских сектантов): "Бог сотворил нас царями и иереями" (Апокалипсис, I, 6 и V, 10).

Информация о работе История развития английского парламента