Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:09, курсовая работа
Выбор этой темы обусловлен желанием самостоятельно изучить историю Древнего Китая, в особенности государственный и общественный строй этого великого государства.
Введение 3
Основная часть:
Период Шан-Инь 6
Период Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) 11
Период Чуньцю, «весны-осени» (VIII–V вв. до н.э.) 15
Период Чжаньго, «Борющиеся царства» (V–III вв. до н.э.) 19
Империя Цинь (221 — 207 гг. до н.э.) 22
Империя Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) 25
Заключение 29
Список литературы 31
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
Кафедра
истории и теории государства
и права
Тема: Государственный
строй Древнего Китая.
Курсовая работа
по истории государства
и права зарубежных стран
студентки 1 курса
группы
Научный
руководитель:
2009
Оглавление
Введение 3
Основная часть:
Период Шан-Инь 6
Период Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) 11
Период Чуньцю, «весны-осени» (VIII–V вв. до н.э.) 15
Период Чжаньго, «Борющиеся царства» (V–III вв. до н.э.) 19
Империя Цинь (221 — 207 гг. до н.э.) 22
Империя Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение
Выбор этой темы обусловлен желанием самостоятельно изучить историю Древнего Китая, в особенности государственный и общественный строй этого великого государства. В частности, поставлены задачи:
В истории Древнего Китая можно выделить следующие периоды:
Так как рассматриваются именно государственные структуры, анализ начнется с периода Шан-Инь и закончится на периоде Хань. Следственно, временные пределы анализа будут составлять с XVIII века до н.э. по III век н.э.
Сначала предполагалось рассмотреть периоды не слишком подробно: протогосударство, политическая раздробленность, империи. Но, изучив более детально историю Древнего Китая, было решено, что это не будет отображать детальных изменений государственного строя и причин этих изменений. Поэтому было сделано деление по династиям (период империй на Цинь и Хань) и подпериодам (Чжоу на Западное Чжоу, Чуньцю, Чжанго).
Изучение истории Китая облегчает то, что с древнейших времен там велись летописи. Начиная с глубокой древности, умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что заслуживало упоминания. Одной из главнейших источников считается летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. э.
Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Они составлялись хорошими специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести читателя к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Но тут крылся и один недостаток китайского летописания: ради подтверждения легитимности династии часто использовались несуществующие факты. Например, по преданиям считается, что возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени Ся племенем Шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. «Следует заметить, что аутентичные иньские источники, надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, ничего не говорят о подобного рода преданиях. Более того, вообще не упоминают о Ся, не используют этого знака для обозначения государства либо династии и не содержат никаких данных о том, что такого рода государство (или династия) когда-либо существовало в Китае до Шан-Инь, даже под иным именем»1. Стоит это учитывать.
Также наряду с летописями для изучения древнего Китая использовали иные особые источники. «С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. … Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шицзин» — свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.»2
Чтобы понять, почему китайское государство развивалось именно так, одного описания государственного строя мало. Нужна была информация о реформах, идеологии, некоторых важных событиях.
Период
Шан-Инь.
Чтобы лучше понять процесс политогенеза, рассмотрим его деление на ряд ступеней. «Первая из них — это простое протогосударство (антропологи именуют его английским термином chiefdom, чифдом — вождество), в котором над коллективом четко возвысился лишь вождь с небольшой группой его помощников. … Вторая — протогосударство сложное или составное с его многочисленными региональными подразделениями, каждое из которых являло собой простое чифдом-вождество. Третья ступень — раннее государство, т.е. многоступенчатая иерархически организованная административно-политическая структура, основанная на клановых и внеклановых патронажно-клиентных связях, обеспечивающая управление обширной территорией с этнически гетерогенным населением и к тому же обычно уже хорошо знакомая, с престижным потреблением правящих привилегированных верхов за счет ренты-налога со своих производителей и дани с зависимых соседей.»3 И, наконец, позднее государство – централизованная империя. В принципе империя – это высшая ступень процесса политогенеза. Существовать она может лишь на основе централизованного аппарата власти, который в свою очередь должен опираться на силу.
К чему же отнести Древний Китай в период Шан? Это можно понять, если рассмотреть детально государственный строй и особенности того периода.
В конце эпохи неолита среди земледельцев бассейна Хуанхэ появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь. По имеющимся историческим данным, можно сказать, что в XII-XII в. до н.э. политическая структура Инь подразделялась на три части. Первая – внутренняя зона с центром в столице под непосредственной юрисдикцией правителя-вана и его центральной администрации. О ее облике свидетельствуют обнаруженные археологами изделия из царских гробниц и материалы в гадательных надписях. В центре зоны жили ван и его приближенные, воины и чиновники, ремесленники и слуги. Здесь располагались дворцы и мастерские, амбары и склады, казармы и поля, прежде всего «большие поля», о которых не раз упоминалось в гадательных надписях. Вторая зона – промежуточная – состояла из окружавших столицу Шан многочисленных региональных подразделений, управлявшихся титулованными местными правителями, подчиненными непосредственно вану (в их числе были также родственники и жёны вана). Владений насчитывалось несколько десятков, может быть сотня-две, каждое со своим клановым именем и поселениями. В крупных владениях количество поселений могло, видимо, исчисляться десятками, так что они практически представляли собой небольшие протогосударства, входившие в состав Шан. Третья, внешняя зона состояла из различных племен, правители которых хоть и признавали авторитет вана, но действовали независимо от него. Примечательно, что четкой границы между второй и третьей зоной не было, вчерашний вассал-администратор мог выступить сегодня против вана в союзе с вождями внешней зоны. Войны с племенами третьей зоны практически не прекращались.
Но была обнаружена и интересная заметка о административном делении Ся. «Еще при ванах династии Ся вся территория Китая была разделена на 12 областей и 5 поясов. Первый пояс условно представлял собой квадрат, который имел в центре столицу и простирался во все стороны от нее на 500 ли. Все доходы, получаемые с населения, проживавшего в этом центральном поясе, поступали в распоряжение вана. Второй пояс был такой же ширины и состоял из земель, которые ван раздавал своим приближенным, полководцам и правящей верхушке. Эти два пояса являлись наиболее густонаселенной частью государства. Третий пояс, который простирался тоже на 500 ли во все стороны, делился на две части: доходы с ближайших к центру 300 ли использовались для просветительных целей, а с остальных 200 ли – для содержания войска. Этот пояс носил название «покоренные земли» и имел по своей внешней границе так называемую «пограничную полосу». За покоренными землями находился такой же глубины пояс «беспокойных земель». Он оставался в пользовании завоеванных племен и, кроме того, служил местом для ссылки преступников из центральных районов. Пятый, последний, пояс носил название «диких земель». Его заселяли кочевые племена, признававшие себя номинально зависимыми от китайских ванов»4.
В
Китае периода Шан-Инь
Система администрации в Шан-Инь свидетельствует о том, что в центральной столичной зоне на долю вана и его аппарата администрации выпадали заботы об урожае, подготовке и расчистке полей, о решении других важных хозяйственных вопросов, а также о защите тех или иных региональных подразделений и окраин от вторжений варварских племен. Администрация делилась на три основные категории – высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, а также должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. Содержался весь этот аппарат администрации и обслуживания верхов за счет избыточного продукта коллектива. За этот же счет содержались многочисленные ремесленники разных специальностей, работавшие под началом своих старшин, которые включались в число чиновников вана и отвечали перед ним за работу своих подопечных. Вся ремесленная продукция использовалась в централизованном порядке: во время раскопок близ Аньяна был обнаружен склад, в котором хранилось до 3,5 тыс. каменных серпов, и это, безусловно, свидетельствует о централизованно регулируемом характере земледельческих работ на больших полях. «Книга песен «Шицзин» также упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем надсмотрщиков». 5
Хотя
гадательные надписи почти
Судя по всему, иньцы жили компактным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Иньцы практиковали человеческие жертвы, для чего использовались чаще всего пленные иноплеменники из числа западных соседей иньцев – цян. В промежутках между очередными жертвоприношениями пленных цян подчас использовали на тяжелых работах, как, например, для расчистки земли под пахотные поля, но сообщения на эту тему единичны и не очень понятны.
Жертвоприношениям в честь умерших предков-правителей, обожествленных ванов, иньцы уделяли огромное внимание – как и вообще ритуалам и обрядам, в частности обряду общения с теми же умершими ванами. Только действующий ван имел право провести обряд жертвоприношения, и только он мог выступать в качестве связи с потусторонним миром.
Можно сделать вывод, что Китай в период Шан являлся протогосударством второй ступени, состоящим из столицы-центра и удельных владений, управляемых родственниками и соклановцами императора. Также стоит указать, что Китай пошел по восточному пути развития: преобладание коллективной собственности; монарх-ван сочетает всю полноту власти и являлся главой религиозного культа; не было широко распространено рабство, однако на крестьян накладывались натуральные повинности.
Период
Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.).
Будучи сильным и процветающим протогосударством, окруженным разноплеменным населением, более отсталым как в военном, так и в других отношениях, иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. К числу таких соседей, племен внешней зоны, вступивших в контакт с Шан-Инь и многое заимствовавших у иньцев, относились чжоусцы. Чжоуские предводители, признав сюзеренитет иньского вана, получали от него утверждение в их титулах, а в конце приобрели даже весьма престижную должность си-бо («властитель Запада»). Благодаря этому они сумели укрепиться и затем создать коалицию племен, которая в конечном счете и разгромила Шан-Инь.