Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:44, реферат
Первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Петр поощрял всякую фабричную и заводскую предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева фабрик и заводов освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Это называлось "чинить капиталом вспоможение".
На прибыль влияла не только стоимость, но и длительность перевозки. На доставку барки с кладью с низовьев Волги до Петербурга требовались две навигации, два лета, т.е. один оборот капитала происходил за два года. Но это крайний случай. Обычно полный оборот капитала происходил за год.
Вот как, например, перевозились товары из Москвы до Архангельска и обратно. Товары, купленные в Москве, сначала доставлялись по санному пути до Вологды. Здесь они дожидались весны, и на судах по Сухоне и Северной Двине доставлялись в Архангельск. Здесь их продавали, закупали иностранные товары и речным путем доставляли в Вологду, где ждали санного пути. В Москву товары прибывали в январе.
Чтобы сократить время оборота капитала, крупные купцы действовали через своих приказчиков и комиссионеров. При этом торговые операции в Москве и Архангельске совершались одновременно: пока в Архангельске русские товары продавались и покупались иностранные, в Москве закупалась следующая партия товаров. Но так могли действовать только крупные купцы, а средние и мелкие должны были производить эти операции последовательно, одну за другой. Это замедляло оборот их капитала, а, следовательно, понижало прибыль.
Но когда мы говорим о перевозке купеческих грузов, мы должны выделить еще одну группу предпринимателей — подрядчиков из крестьян. Все гужевые перевозки (зимой по санному пути) выполнялись крестьянами. Но ни сам купец, ни его приказчики не нанимали крестьян: если груз будет утрачен, что возьмешь с крестьянина? Они имели дело с подрядчиками из крестьян, с «капиталистыми» крестьянами, которые гарантировали выполнения подряда денежным залогом. А подрядчики нанимали крестьян, составляли обоз. Естественно, подрядчик должен был получить свою прибыль. Чем крупнее был капитал, чем шире у его обладателя пыли торговые связи, чем больше на него работало приказчиков и комиссионеров на местах, тем выше были его прибыли.
Только купец 1-й гильдии мог одновременно везти русские товары заграницу, иностранные — в Россию и в то же время проводить торговые операции в разных городах страны.
Функции комиссионеров
чаще всего выполняли сами купцы
по отношению друг к другу. Если купцу
надо было совершить торговую сделку,
т.е. купить или продать какой-то
товар в другом городе, ему совсем
не надо было ехать в этот другой
город самому. Эти операции мог
по его просьбе выполнить его
знакомый купец в том городе. Иногородний
купец знал, что аналогичную услугу
для него выполнит и обратившийся
к нему с просьбой первый купец, поэтому
он не отказывался выполнить
Крупнейшим торговым предпринимателем и в XVIII в. оставалось государство. Сфера казенных монополий и откупов оставалась большой. Новым явлением стали вторичные откупа. Государство сдавало откупа знатным представителям дворянства, а те, в свою очередь, продавали эти откупа купцам. Например, в середине века продажа заграницу хлеба и льняного семени через Архангельск была сдана монопольно графу Воронцову и генералу Глебову. Монополию по льняному семени у них на 5 лет купил купец Евреинов с уплатой по 50 копеек с каждой вывезенной четверти. За три года он заплатил Воронцову и Глебову 63 тыс. рублей.
Информация о работе Государственная политика по отношению к предпринимательству