Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Правление Екатерины I
1.1. Детство. Становление личности. Приход к власти…
1.2. Историческое значение деятельности Екатерины Великой…
ГЛАВА 2. Городская реформа Екатерины II…
2.1. Предыстория городового положения в России…
2.2. «Жалованная грамота городам» 1785 года
Екатерининская городская дума оказалась на деле таким же купеческо-ремесленническим учреждением, каким ранее были городовой магистрат и посадский сход. Идея всесословности городского самоуправления была торжественно провозглашена, но не была осуществлена.
Посмотрим теперь, какова была судьба другой руководящей идеи этого положения.
Явились ли созданные Екатериной II городские учреждения действительно самостоятельными органами городского самоуправления, перешло ли на самом деле заведование городским общественным хозяйством в руки представителей городского населения?
По Городовому положению 1785 года предметы ведомства городских дум сведены к следующим восьми рубрикам:
1)
прокормление и содержание
2) предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями,
3) сохранение в городе мира, тишины и согласия,
4)
наблюдение порядка и
5) обеспечение города привозом необходимых припасов,
6) охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов,
7) приращение городских доходов
8)
разрешение сомнений и
В какой мере думы получили фактическую возможность развивать самостоятельную деятельность во всех этих самим законом указанных им направлениях? Выполнение четвертого пункта этой программы - надзора за порядком и благочинием в городе - с самого начала приняло характер несения членами шестигласной думы полицейских служб по наряду местной коронной администрации. Губернаторы и губернское правление предъявляли требования, чтобы члены шестигласной думы являлись на дежурство на рынках вместе с частными приставами для смотрения за тем, чтобы при покупках не было обмана или обвеса; вызывали тех же гласных на дежурство у речных перевозов и т. п. Замечательно, что Городовое положение прямо освобождало на будущее записанных в гильдии купцов от несения разных казенных служб, которые были столь распространены в доекатерининской посадской общине. Однако администрация совершенно игнорировала эту статью Городового положения и не переставала предъявлять к членам дум требования личного отправления ими разных посылок и командировок по усмотрению полицейских властей.
Вопреки попыткам самозащиты со стороны дум губернское начальство упорно отказывалось различать распорядительные и исполнительные функции применительно к городским учреждениям или, правильнее сказать, присвоя распорядительную власть самому себе, требовало от думских гласных лишь личного исполнения различных служебных посылок по нарядам губернского правления.
Расходование сумм, собиравшихся в порядке самообложения, Городовое положение всецело предоставляло усмотрению городских обществ. Суммы, поступавшие из указанных доходов, выше перечисленных, городские общества также могли издерживать "собою", но лишь на определенные предметы: на содержание магистратов и прочих должностных лиц по городскому управлению, на содержание школ и других заведений, вверенных Приказу общественного призрения, и на строение и починку городских зданий и прочих городских сооружений. И только для расходования указанных сумм на какие-либо, иные предметы, сверх исчисленных в Городовом положении, требовалось разрешение губернатора. Таким образом, пределы вмешательства губернской администрации в распоряжение городскими финансами были указаны совершенно точно. Но все эти постановления, гарантировавшие для общества градского значительную самостоятельность в распоряжении городскими финансами, остались лишь на бумаге, а в действительности были стремительно и беспрепятственно опрокинуты самовластием коронной администрации. В Москве уже в марте 1787 года губернское правление прислало в думу указ, в котором говорилось, чтобы дума впредь не производила никаких расходов "самовольно, без истребования от высших начальств повелений". И делопроизводство московской думы за время царствования Екатерины II показывает, что это распоряжение губернского правления, шедшее вразрез с законом, применялось с неукоснительною точностью.
Значение
«Жалованной грамоты городам» не
ограничивается введением городского
самоуправления. По своим задачам и составу
статей этот сложный законодательный
акт с равным успехом можно назвать как
городской, так и сословной реформой городского
населения. Действительно, наряду
с организацией городского общественного
управления, Грамота определяла сословно-корпоративный
строй купечества и особенно большое внимание
уделяла ремесленному устройству. Не вдаваясь
в детали сословного вопроса, отметим
лишь общую направленность этого документа,
которая прослеживается и в ремесленном
положении, и в статьях о правах и привилегиях
купцов каждой из трех гильдий: стремление
законодателей превратить тяглые сословные
группы в «регулярные» сословия. Грамота
обеспечивала ряд важных привилегий городского
населения, особенно для купцов 1-й и 2-й
гильдий (в том числе освобождение от телесных
наказаний). Сословное самоуправление
купцов и ремесленников получило более
четкую организацию и фактически подменяло
собой городское самоуправление.
2.3. Результаты реформы
Причин тому, что положения Городового положения 1785 не были воплощены в жизнь, было много. Это и жесткий контроль со стороны администрации за деятельностью городских дум, и несовершенство самого положения, и неготовность общества к совместной деятельности, и воспитанный вековой практикой страх перед каждым административным лицом и учреждением. Не последнюю роль сыграла и законодательная неопределенность сферы деятельности городских дум. Жизненное пространство, которое впоследствии принадлежало органам городского самоуправления, уже было распределено между городовыми магистратами (сбор налогов), приказами общественного призрения (социальная сфера) и управами благочиния (городское благоустройство).
Русское общество не было готово принять идею всесословности, заимствованную Екатериной II из европейского законодательства, - дворяне и интеллигенция ("именитые граждане") на выборы не являлись и в городских делах не участвовали. Насколько закономерным было это явление для XVIII в., говорит тот факт, что в 1840-е гг., когда вновь встал вопрос об участии дворян в городском управлении, законодателям пришлось доказывать, что такое право они получили еще в 1785 г.
Одним из условий формирования всесословного общества является завершение процесса формирования городских сословий. "Жалованной грамотой городам" законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой - разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская служба по-прежнему оставалась уделом торгово-промышленного населения, а думы по своему составу ничем не отличались от магистратов и посадских сходов времен Петра I.
Характер посадской общины градское общество сохраняло в Петербурге до 1846 г., в Москве до 1863 г., в Одессе и Тифлисе до 1866 г., а в остальных русских городах до 1870 г. Тем не менее «Жалованная грамота» 1785 г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так как заложенные с ней начала в той или иной форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.
Подводя
итог, отметим, что положения Городового
положения 1785 не были воплощены в жизнь,
и тому свидетельствуют множество причин,
которые мы рассмотрели в данной главе.
Заключение
В данной работе мы проанализировали деятельность императрицы на примере проведения реформы 1785 года, рассмотрев Екатерину Великую как императрицу и проанализировав её городскую реформу.
34-летнее
царствование Екатерины
У Екатерины нельзя отнять той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Пётр. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали её имя.
Городская реформа Екатерины II была чисто бумажной реформой, не изменившей реально прежних основ муниципального строя. Всесословность и самостоятельность муниципальных учреждений были громко провозглашены в Городовом положении 1785 года, и в этом отношении названный законодательный памятник резко порвал со старинной исторической традицией. Но эти лозунги не гармонировали с общими, условиями русской жизни того времени, и потому на практике они должны были потерпеть полное крушение при встрече с противоположными началами стародавнего происхождения. Для осуществления всесословности городского самоуправления надлежало предварительно если не уничтожить совершенно, то, по крайней мере, обессилить, сгладить разобщение сословных групп в строении самого общества. Эта задача была достигнута с большим или меньшим успехом лишь после падения крепостногоправа.
Для осуществления независимости и самостоятельности городского самоуправления в кругу присвоенных ему по закону задач необходимо было предварительно утвердить весь строй общегосударственного управления на незыблемых началах строгой закономерности. Эта задача не достигнута во всей мере и посейчас, и потому и современное нам городское самоуправление далеко от той постановки, которая соответствовала бы истинному существу этого понятия.
Городовое
положение Екатерины II, таким образом,
в своих основных руководящих идеях
было обращено лицом к отдаленному будущему.
Немудрено, что введенные этим положением
учреждения в своей практической постановке
нисколько не отразили этих руководящих
идей.
Список
использованной литературы