Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:49, контрольная работа
Тема моей работы по истории звучит следующим образом: «Екатерина II и «просвещенный абсолютизм». Из множества предложенных тем я выбрала ее неслучайно. Она заинтересовала меня своей актуальностью, фундаментальностью, сложностью и глобальностью поднимаемых в процессе ее изучения проблем, а также огромной значимостью, как в теоретическом, так и в практическом плане. На первый взгляд, данная тема может показаться банальной и достаточно легко усвояемой, но, погрузившись в нее более глубоко, убеждаешься в обратном.
1. Политический портрет Екатерины II . . . . . . . 4
1.1. Забота о благе страны и народа . . . . . . 4
1.2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II . . . . . . 5
1.3. Законодательная деятельность императрицы . . . . . . 6
1.4. Административно-территориальное деление и местное управление . . . 7
1.5. Екатерининские жалованные грамоты . . . . . . 8
2. Внешняя политика России в XVIII веке . . . . . 10
2.1. Внешнеполитическая деятельность Екатерины II . . . . 10
2.2. Дипломатическая деятельность императрицы . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы . . . . . 16
Деятельность
Комиссии об Уложении закончилась провалом.
Комиссия преподнесла Екатерине II предметный
урок о невозможности реализации теоретических
построений европейских философов на
русской почве. Шанс, который история давала
России, не был и не мог быть реализован.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила
Уложения, но зато она ознакомила Императрицу
с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии,
Екатерина II издала много важных законов.
Теперь она могла действовать вполне сознательно
и определенно5.
1.4.
Административно-
В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию – не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т. д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе – высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.
Была
создана система сословного суда: для
каждого сословия (дворян, горожан, государственных
крестьян) свои особые судебные учреждения.
В некоторых из них вводился принцип выборных
судебных заседателей. Коллегии были упразднены;
остались Военная, Морская, Иностранная
и Коммерц-коллегии. Созданная губернской
реформой 1775 года система местного управления
сохранилась до 1864 года, а введенное ею
административно-
1.5.
Екатерининские жалованные
грамоты
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам. Во-первых, имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления. Во-вторых, сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество. В-третьих, когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства, приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены.
Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию.. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.
Наряду с Жалованной грамотой дворянству в том же году увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» – владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией – попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). «Сельское положение» было вполне законченным проектом. Он не противоречил «Наказу». Однако этот проект не был воплощен в жизнь.
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.
2.
Внешняя политика России
в XVIII веке
2.1.
Внешнеполитическая
деятельность Екатерины
II
Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины II, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы. С другой стороны внешняя политика была поприщем, на котором Екатерина всего удобнее могла завоевать народное расположение: здесь разрешались вопросы понятные и сочувственные всему народу. Наконец здесь не нужно было придумывать программы, ни искать возбуждений: задачи были готовы, прямо поставлены вековыми указаниями истории и настойчивее других требовали разрешения. Потому наибольшее внимание императрицы было обращено в эту сторону. После Ништадского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики, один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта. Это восточный вопрос в тогдашней исторической постановке. Потом предстояло довершить политическое объединение русской народности, воссоединив с Россией оторванную от нее западную часть. Это вопрос западнорусский. По самому своему существу оба вопроса имели местное значение, возникли исторически взаимных отношений соседних государств, притом не имели никакой исторической связи между собой. Поэтому для их успешного разрешения их следовало локализовать и разделить, то есть разрешать без постороннего вмешательства, без участия третьих, и разрешать не оба вместе, а тот и другой порознь6.
Во внешней политике Екатерина II была прямой последовательницей Петра I. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи. Россия при Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трех разделах Польши и вследствие этого присоединила к себе все русские области кроме Галиции, завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, Западной Украине, Курляндии. Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России – охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции7.
Во внутренней политике Екатерина не подражала ни Петру, ни Елизавете, еще меньше она подражала немецким правителям, бывшим на Руси. При ней у дел стояли русские люди, и интересы России понимались чисто по-русски. Екатерина была национальной государыней не меньше, чем Елизавета. И во внешней политике Екатерина не стремилась подражать кому бы то ни было из своих предшественников и, вместе с тем, умела понять исконные задачи русской политики и потому была прямой подражательницей Петра. Из трех вопросов русской внешней политики, стоявших при Петре, – шведского, польского и турецкого – Петр разрешил только первый. Его преемники не разрешили ни второго, ни третьего. Их разрешила Екатерина II. Ко времени Екатерины задачи России состояли в том, чтобы взять у Турции Крым и северные берега Черного моря, иначе говоря, создать на юге естественные географические границы страны. По отношению к Польше задачи России состояли в том, чтобы освободить православное русское население Польши от католическо-польского владычества, т. е. взять у Польши Старорусские земли. Екатерина исполнила все это: Россия при ней завоевала Крым и берега Черного моря и присоединила от Польши все русские области, кроме Галиции. В этом заключались важнейшие результаты внешней политики Екатерины, увеличившей население империи на 12 млн. человек; но этим не исчерпывалось ее содержание.
Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России – охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, приготовления к войне с Данией, сделанные Петром III. Остановив приготовления и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила Прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Она хотела мира, для упрочения своего положения и избегала обстоятельств, чтобы развязать себе руки относительно Польши, где ожидали смерти Августа III, и где надо было посадить удобного для России короля. Между тем европейские дворы искали союза с Россией, чтобы с ее помощью получить выгодные условия для мира после окончания Семилетней войны. Екатерине нужно было большое искусство и немало труда, чтобы от всех отделаться и никого не обидеть. «Со всеми государями Европы я веду себя, как искусная кокетка», – говорила о себе Екатерина. Но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать с Польшей и принять войну с Турцией. Это были главнейшие внешние события первой половины царствования Екатерины. Все они находились в зависимости одно от другого и от внешнего положения дел в Европе8.
С первых лет ее политики у нее появилась известная политическая система, и, отзываясь на ту или другую политические случайности, она руководствовалась своей системой. Эта система родилась в голове русского дипломата – немца Корфа, она была разработана Паниным и принята Екатериной. Система была известна под своеобразным названием «Северного аккорда» и по содержанию была настоящей утопией. Корф и Панин хотели «на севере составить знатный и сильный союз держав» из России, Пруссии, Польши, Англии и других северных государств и с целью мира противопоставить его французско-австрийскому союзу. Невозможно было ждать, чтобы все северные государства, имевшие между собой много счетов и недоразумений, могли объединиться в прочный и долгий союз. Однако идея «Северного аккорда» была причиной разрыва традиционного союза России с Австрией, державшегося со времени Петра Великого. В 1764 г. Россия вступила в союз с врагом Австрии, Фридрихом Прусским, для совместных действий в Польше. Как европейская держава, соседняя с Польшей, Россия не желала никаких перемен в Польше и договором 1768 г. гарантировала польскому королю неизменность политического строя Польши. Но как государство православное, Россия годом раньше добилась важной реформы в польском государственном строе для лиц, не исповедующих католицизм. Двойственность интересов создавала двойственность политики, защищая православие в Польше, Россия в то же время гарантировала неприкосновенность прав польских панов на крепостных православных крестьян. Одновременно с этим настойчивое вмешательство России в польскую жизнь создавало другое неудобство – боязнь чрезмерного усиления России. Франция, действовавшая против России непосредственно в самой Польше, действовала и посредством Турции – она подбила Турцию на войну, и с 1769 года силы России поделились между двумя врагами9.
Обе войны затянулись, но окончились
успешно для России, несмотря
на то, что польским конфедератам
помогали Франция и Саксония,
а Турции хотела помочь