Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 07:23, курсовая работа
Цель работы – изучить образование государства в Древнем Китае.
Основными задачами исследования являются:
1. Проанализировать формирование китайской государственности;
2. Рассмотреть государственный строй Древнего Китая;
3. Изучить законодательство и право Древнего Китая.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Образование государственности в Древнем Китае…………………………..6
1.1 Формирование китайской государственности…………………………..6
1.2 Государственный строй Древнего Китая……………………………….12
1.3 Управление империей……………………………………………………19
2. Законодательство и право Древнего Китая………………………………….21
2.1 История законодательных установлений……………………………….21
2.2 Законодательство, его возникновение и эволюция…………………….27
2.3 Право Древнего Китая…………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение………………………………………………………………………48
Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.
Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.
Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное
ведомство ("ведомство наказаний")
строго следило за применением уголовных
законов. Все дела о наиболее тяжких
преступлениях проходили через
его руки, особенно дела, связанные
с превышением власти чиновниками
и пр. Вместе с тем в ханьском
Китае почти все административные органы
обладали судебной властью. Пресечение
злоупотреблений чиновников возлагалось
также на представителя верховного цензора
в провинциях. Низшим судом по гражданским
делам была уездная администрация. Если
в уезде дело не было разрешено, оно направлялось
губернатору провинции, который в случае
его сложности мог адресовать дело в центр,
начальнику судебного или другого ведомства.
В качестве последней инстанции выступал
сам император, который мог непосредственно
разбирать судебные дела.
1.3
Управление империей
Император
(ван) располагал всей полнотой военной
и законодательной власти, а также
высшей судебной власти. Он производил
назначения на все высшие должности.
Основными ведомствами
Еще в эпоху династий Шан и Западного Чжоу возникла большая потребность в грамотных чиновниках, что привело к созданию прослойки специально подготовленных людей помимо имеющихся слоев и классов, названной сословием ши (ученый-чиновник). При этом произошло перераспределение на лестнице чинов, насчитывавшей впоследствии до 9 рангов и 18 степеней (для сравнения: в Византии было 18 рангов, а петровская Табель о рангах насчитывала 14 чинов). Превращение конфуцианской этической философии в светский вариант религии государства избавило страну от соперничества и борьбы между правителями и жрецами, которая приводила к упадку многие другие цивилизации.
Функции жрецов поначалу исполняли чиновники из сословия ши. У чиновников по традиции и в силу сложившихся моральных правил имелось право и возможность критиковать государя и его нерадивых министров. Бывало и так, что чиновник, написав резко обличительный доклад, спокойно готовился к смерти и нередко бывал казнен.10
Чиновники
с самого начала стали мощной опорой
для правителей, стремившихся возвысить
свою власть над знатью при помощи
централизации и профессионализации управления.
Аналогичную роль выполняли сборники
законов и распоряжений. Первый сборник
законов датируется ориентировочно X в.,
а в следующем столетии царь Ливан вводит
постоянные налоги и
пытается сделать главной опорой не знать,
а чиновников. Его свергают в ходе восстания,
однако сын его доводит реформу по ограничению
наследственной знати до конца. Аналогичные
мероприятия с некоторыми новациями приходятся
на правление первого императора Цинь
Шихуанди, о котором Сыма Цянь в своих
«Исторических записках» отозвался весьма
выразительно: Он не доверял испытанным
министрам, не поддерживал связь с достойными
людьми и народом... и установил самовластие.
Он запретил письменные труды и книги
и ужесточил наказания и законы. Он сделал
тиранию фундаментом империи.
2.
Законодательство
и право Древнего
Китая
2.1
История законодательных
установлений
В VI в. до н. э. появляется свод законов под названием Чжоу-ли, который стал основой регулирования вместо обычного права. Царь правил по мандату Неба, ему помогали министры, но реальная структура власти была другой в силу неограниченной власти князей.
В VI-V вв. до н. э., в самый критический период истории чжоуского Китая, здесь жили и творили такие учителя мудрости, как Лао-цзы, Конфуций и Мэн-цзы, Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.) пребывал на разных должностях у правителей нескольких царств и затем занялся преподаванием, обучив около 3 тыс. учеников, из которых 72 прославились.
Конфуций учил различать пороки современного ему общества - бедствия простого народа, продажность и алчность чиновников, междоусобные распри аристократов и правителей, отказ от древних традиций и моральных устоев. Идеалом провозглашался совершенный человек (цзюнь-цзы), который должен обладать двумя главными достоинствами - гуманностью и чувством долга. Гуманность (жэнь) подразумевала сдержанность, скромность, ум, доброту, беспристрастность, чувство справедливости (любовь к людям). Гуманность есть то, чего не нужно искать, разъяснял мудрец, а стоит только захотеть.
Платите добром за добро, а за обиду воздавайте по справедливости.
На вопрос, что есть гуманность, Конфуций, по преданию, отвечал: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье». Характерно, что и древнеиндийские источники содержат рассказ о беседе молодого и нетерпеливого в жажде познаний человека, просившего людей просвещенных изложить содержание священных книг столь кратко, чтобы их мудрость можно было усвоить в самый короткий срок (стоя на одной ноге). Учитель по имени Хилелу ответил ему, улыбнувшись: Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это правило созвучно знаменитому золотому правилу из текста Нового Завета и наводит на мысль о том, что для древних обществ часть правил морально-этического и нередко сливающегося (переплетающегося) с ним юридического значения принимает форму легко запоминаемого афоризма. Таким образом, прав был Петражицкий, признававший источником права не только обычай или закон, но и пословицы, различные запоминающиеся изречения великих людей и пророков.
Долг (и) предполагал моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей и совершенства сам накладывает на себя.
Благородный муж думает о долге, низкий человек заботится о выгоде.
Благородный человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении - справляться, в гневе - обдумывать поступок, в выгодном предприятии - думать об опасности. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Высокий человек безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, спокойно умереть вечером.
Учение Конфуция представляло с практической стороны также компендиум учтивостей и церемоний на все случаи жизни. Его этическое учение пронизывает преданность старине, уважение к порядкам древности. Так были заложены основы конфуцианской политической идеологии с ее принципами верховенства ритуально-этического начала в делах управления, почитания старших в семье или в отношениях государь - подданные: Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, подданный -подданным. К кодифицированному законодательству Конфуций относился отрицательно, поскольку все необходимое можно было отыскать в ритуалах и традиции. Можно в этой связи утверждать, что ритуально-этические нормы и требования и составили основу того официально поддержанного способа регулирования отношений властвующих - подвластных и рядовых граждан между собой, выполнив тем самым функцию законов с одновременной политической и моральной санкцией за их неисполнение. Политический хаос есть следствие морального кризиса, и его можно преодолеть, следуя строгим правилам поведения. Основу общественной гармонии и порядка составляет, по Конфуцию, дисциплинированный человек в иерархии семейных отношений, где царит сыновняя почтительность и почитание старших.
Контроль за соблюдением этих правил, а также за честностью, послушанием и добронравием людей Конфуций возлагал на держателей власти.
Наряду с этикетом Конфуций придавал большое значение музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев. Исходной позицией мыслителя в обсуждении иерархии обязанностей в обществе была концепция выпрямления (исправления) имен, т. е. приведения всех вещей в соответствие с их названием.
Согласно более древним представлениям, изложенным в Книге перемен, все существующее в мире пронизано взаимоотношениями двух основополагающих начал - мужского и женского. Мужское начало инь - позитивное, светлое, небесное; женское начало янь - негативное, мрачное, земное. Вся сущность природного и общественного, и в том числе исторического, исчерпывается их 64 возможными сочетаниями.
Важной модификацией древнего метафизического и детерминистского учения стал даосизм. Его основателем был Лао-цзы - архивариус при чжоуском дворе, удалившийся затем в далекие края. Дао (тао) трактовался даосами как надлежащий путь, как путь, существующий помимо воли людей и воплощаемый в законах природы и космоса, а также в обычном праве. Дао - это путь природы и одновременно путь мудрой жизни. Человек есть часть природы, но он сильно удалился от нее. Поэтому идеальный, совершенномудрый человек должен уйти из общества и затем в молчании и простой жизни вновь обрести гармонию покоя. Народ, утверждали даосы, необходимо заставить идти должным путем, но не следует объяснять почему.
Мораль, таким образом, возводилась конфуцианцами и даосами на уровень первоосновы социальной и политической жизни. С этих позиций они предполагали и обосновывали ответственность монарха за бедствия, и это находило подтверждение в традиции. Если несчастья обрушивались на всю страну, должен был каяться государь, если на область и уезд - местный начальник. Значительная часть этих покаяний и бичеваний совершалась публично, на людях в виде специальных обрядов. Эта традиция доказала свою живучесть и в XX столетии, в период проведения под руководством Мао Цзэдуна политики так называемого большого скачка, а затем культурной революции.
По Конфуцию, отношения в семье и государстве должны основываться на морали и человечности, выраженных в пяти добродетелях: взаимной любви, этикете, мудрости, нравственности и скромности, а также в трех беспрекословно соблюдаемых принципах: подчинения сына отцу, народа - правителю и женщины - мужчине.