Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа
лью работы является изучение роли и места Боярской Думы в системе государственного управления России XV-XVII вв.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- изучить предпосылки создания Боярской Думы;
- выявить особенности социального состава Боярской Думы;
- описать компетенции Боярской Думы;
- охарактеризовать порядок деятельности Боярской Думы;
- проанализировать снижение роли Боярской Думы в системе государственного управления России.
Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х гг. XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления - приказы.
Боярская дума, постоянно действующий совет знати, сложилась при великом князе. Ее члены назначались великим царем на основе местнических правил. Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек). Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть4.
Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служивых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как, например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова. Решение (приговор) Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившему из приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.
Итак, главной предпосылкой становления Боярской Думы в системе органов государственной власти стало возникновение в России сословно-представительной монархии, которая должна была опираться на сословно-представительный орган, такой как Боярская Дума. Именно эта предпосылка сыграла огромную роль в становлении Боярской Думы.
Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова.
Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением5.
Боярская дума разрешала
важнейшие государственные
Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.
Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в «соправительствующий» орган при монархе.
Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократический характер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума все же была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти.
Боярская дума не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом, иногда и в отсутствие государя. Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки . В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г .).
Без участия Думы, без боярского приговора, не обходилось решение таких важнейших вопросов, как вступление в войну и заключение мира. Дума участвовала в принятии важнейших законов. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса. Ее члены вместе с разрядными дьяками имели исключительное право судить местнические споры. По государеву указу и боярскому приговору проводились смотры и верстания на службу городовых детей боярских, осуществлялись земельные пожалования. По боярскому приговору производилась выдача денежного жалования, бояре решали вопросы о прибавках к поместным и денежным окладам. С ведома всех бояр осуществлялись устройства ямов, а также станиц на «диком поле». На заседаниях Думы вершился суд над государевыми изменниками. Приведенными примерами далеко не исчерпывается круг проблем, рассматривавшихся на заседаниях Думы.
С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный общегосударственный орган власти стягивает основные функции по руководству и контролю над приказами, она становится как бы организационным центром деятельности центральных административных учреждений. Приказные дьяки не могли выносить самостоятельных решений по спорным вопросам без приговора всей Думы. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов6.
Велико было значение Думы во внешнеполитических отношениях. Отметим падение роли казначеев и возрастание роли Думы в посольских делах после смерти Ивана IV. Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Если в последний период царствования Ивана Грозного (в 1572-1584 гг.), судя по составу «ответных комиссий» при послах, главную роль на переговорах играли худородные царские выдвиженцы - думные дворяне, то при Федоре Ивановиче и Борисе Годунове в составе «ответных комиссий» преобладают представители бояр и окольничих. Обычно для переговоров с иностранными послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре и окольничие. Но о результатах переговоров члены ответных комиссий должны были докладывать царю и всем боярам. Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства.
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.
Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. Фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов - Посольского, Разрядного и Поместного - традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.
Во время крупных военных
походов родовитые бояре
Боярская дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный орган государства. Если Годуновы и их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное значение Боярской думы в конце XVI - начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы.
Заседания в летнее время начинались с восходом солнца, когда бояре ехали в Кремль «челом ударить государю», и длились около 7 часов. Затем думные люди с государем шли в церковь к обедне, после чего они возвращались домой и с первым ударом колокола, возвещавшего начало вечерни, заседание Думы возобновлялось и нередко длились до 11 вечера. Такой порядок ведения заседаний создавал несколько искаженное представление о времени заседаний Думы у иностранцев, которые в своих заметках о быте русского служилого люда, свидетельствовали о практике «ночных бдений».
Заседания Думы не проводились в воскресные и праздничные дни, а также на Страстной неделе. Однако для решения чрезвычайных вопросов этот порядок нередко нарушался, а затем в Соборном Уложении 1649 года специальным указом было предписано проводить заседения в субботние и воскресные дни до обеда. Заседания Думы не отличались спокойным ходом обсуждения: бывали и брань и крики, родовитые бояре называли молодых и худородных членов Думы, выступавших против их мнения «смердами». Однако об этом можно судить не по протоколам, где все чинно и благоразумно, а по летописям и записям иностранцев. Не обходилось иногда и без рукоприкладства. Однако в присутствии царя сохранялась благопристойная атмосфера неспешного обсуждения вопросов. Мнения оппонентов или возражения назывались встречи. Здравомыслящие государи с интересом и вниманием выслушивали точку зрения членов Думы, даже не согласных с общим мнением.
Историки, изучающие деятельность Боярской Думы, чаще всего расходятся в мнении относительно существования думской канцелярии, а следовательно, и практики обрядов документирования. Одни, как В.О Ключевский, полностью отвергали существование такого подразделения в составе Думы, мотивируя это тем, что Боярская Дума лишь обсуждала уже подготовленные в приказах решения, и рассылка приговоров тоже происходила из канцелярий самих приказов. Такое представление могло сформироваться под влиянием известных фактов неупорядоченности самого процесса заседаний Думы; она была очень подвижным учреждением. Заседания могли происходить в Передней, Золотой и Столовой палате Кремля, в царствование Алексея Михайловича в его личном кабинете, либо в селе Измайлово или Коломенское, даже в походной канцелярии. В то же время известный историк-археограф Н.В. Калачов аргументированно доказывает, что при Боярской Думе была своя канцелярия-отделение, которая регистрировала, рассылала на места приговоры и основанные на них указы, грамоты и другие исполнительные бумаги.
Информация о работе Боярская Дума в системе государственного управления России