Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работе - дать общее описание системы экономических отношений, сложившейся на сегодняшний день между Россией и странами Восточной Европы, причем как с точки зрения взаимных интересов и противоречий, так и с позиции обоюдных ожиданий.
Социально-экономическое развитие в странах Восточной Европы в значительной мере ускорялось благодаря экономической и научно-технической помощи Советского Союза.
Однако осуществление
социально-экономических и
Правящие коммунистические и рабочие партии, восстановленные после освобождения этих стран или созданные вновь, не обладали ни идейно-теоретическим, ни практическим опытом, соответствующим масштабам стоявших перед ними задач. Поэтому опыт СССР стал для них образцом для подражания. Идейно-идеологическая слабость компартий, возглавлявших народно-демократические государства, в немалой степени явилась главной причиной того, что этот опыт стал для них универсальным образцом. При этом он довольно настойчиво навязывался странам Восточной Европы советским руководством.
В результате был прерван естественный путь развития народно-демократической революции и всем странам, провозгласившим переход на социалистический путь развития, были навязаны модель по советскому образу. Она предусматривала последовательное огосударствление всех экономических укладов. Страны Восточной Европы стали на экстенсивный путь индустриализации с ее упором на ускоренное развитие тяжелой промышленности.
Советские руководители взяли на себя роль координаторов позиций стран Восточной Европы по международным проблемам. Например, принятие или непринятие странами Восточной Европы «плана Маршала», предусматривавшего комплекс содействия со стороны США развитию европейских государств, целиком зависело от позиций Советского Союза.
В восточноевропейском регионе сложилась совершенно новая геополитическая ситуация: лидеры некоммунистических партий и организаций вынуждены были иммигрировать на Запад.
Национально-социалистическая партия была преобразована в Чехословацкую социалистическую партию. Чехословацкая народная (католическая) партия, хотя и сохранила прежнее название, претерпела радикальные изменения. В Словакии продолжали свою формальную деятельность Партия словацкого возрождения и Словацкая партия свободы.
Постепенно произошла смена политического статуса различного рода межпартийных концессий, т. е. народного фронта. Они были преобразованы во второстепенные организации, напоминающие общественные движения. А там, где сохранился их формальный статус, весь контроль над такими, как профсоюзы, союзы женщин, ветеранов, молодежи взяла на себя коммунистическая партия. Они стали, таким образом, своеобразной формой поддержки программы строительства социализма, намеченной коммунистическим руководством.
В Венгрии в феврале 1949 г. Венгерский национальный фронт независимости был реорганизован. В ГДР в начале 1950 г. был создан Национальный фронт демократической Германии, который в течение нескольких лет сохранял элементы межпартийной коалиции пяти партий – Социалистической единой партии Германии, Христианско-демократической партии, Либерально-демократической партии, Национально-демократической партии и Демократической крестьянской партии.
В Болгарии сохранился лишь Болгарский земледельческий народный союз. В феврале - марте 1949 года национальная конференция «Звено» и съезд Радикальной партии приняли решение о самороспуске своих партий и полном слиянии с Отечественным фронтом.
В ГДР в начале 50-х годов некоммунистическая партия – Христианско-демократический союз, а также Либерально-демократическая партия переживали период политической эволюции и внутренней борьбы. Эти объединения пытались даже играть роль оппозиции в Народной палате. Однако Социалистическая единая партия Германии добилась смещения их лидеров с занимаемых партийных и государственных постов. Вместе с тем все четыре партии сохранились.
В Польше в ноябре 1949 года Крестьянская народная партия и остатки Польской крестьянской партии создали Объединенную крестьянскую партию, а в июле 1950 г. в Демократическую партию влились остатки Партии труда.
В Чехословакии после февральских событий 1948 г. ряд лидеров коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) определили основную цель развития страны – социализм. Чехословакия провозглашалась народно-демократической республикой; президентом избран Клемент Готвальд – председатель КПЧ. А уже в мае 1949 г. КПЧ выдвинула программу строительства социализма в качестве генеральной линии партии.
Постсталинские соглашения явили собой мощный стимул для дальнейшего роста политического влияния СССР в этих странах. Бывший «санитарный кордон», созданный Западом после окончания Первой мировой войны, стал превращаться в новый «санитарный кордон», подчиненный Москве и направленный против западных держав.
С 1948 г. коммунистические и рабочие партии стран Центральной и Восточной Европы стали монополистами в осуществлении основных направлений внутренней политики. Монополия на власть стала порождать такие явления, как подмену политической партией органов государственного управления, переход к методам непосредственного администрирования и командования как в государстве, так и в обществе. Стала складываться система осуществления власти и управления, которая позднее получила название «партия – государство». Партийный аппарат и институт партийной номенклатуры стали основой этой системы.
Что касается других, некоммунистических партий, то в одних странах их вынудили прекратить существование, в других – сохранили, но превратили в сателлитов, «приводные ремни». В 1949–1950 гг. в этих партиях была проведена чистка: противники политической монополии коммунистов и социалистического строительства были из них исключены.
Некоммунистические партии сохранились в Болгарии, ГДР, Польше и Чехословакии. Однако все они признали руководящую роль коммунистической партии и ее курс на строительство социализма.
Был лишь выдвинут лозунг демократического блока всех патриотических и творческих сил народа.
В конце 40-х – начале 50-х
годов во всех странах Центральной и Восточной
Европы была проведена реформа административно-
В конце 40-х – начале 50-х годов в европейских странах народной демократии стало уделяться повышенное внимание формированию и укреплению местных органов власти – народных советов (при национальных комитетах). В 1949–1950 гг. они повсюду стали едиными органами государственной власти на местах. По замыслу компартии, советы должны были стать формой массового участия трудящихся в управлении государством. Они избирались на 2–3 года. Их полномочия заключались в руководстве всей хозяйственной, социальной и культурной жизнью в стране в соответствии с законами и распоряжениями вышестоящих органов. Народные советы разрабатывали и исполняли местный хозяйственный план, бюджет, принимали меры для рационального использования местных ресурсов и управления предприятиями, обеспечивали охрану общественного порядка и прав граждан, соблюдение законов.
В качестве своих исполнительных
и распорядительных органов народные
советы образовывали исполнительные комитеты.
Местные народные советы и их исполкомы
подчинялись как
В конце 40-х – начале 50-х гг. были приняты новые конституции в шести восточноевропейских странах: в Венгерской Народной Республике (от 18 августа 1949 г.), в Германской Демократической Республике (от 30 мая 1949 г.), в Польской Народной Республике (от 22 июня 1952 г.), в Румынской Народной Республике (от 24 сентября 1952 г.) и Конституционный закон об основах общественного и государственного устройства ФНРЮ, и о союзных органах власти (от января 1953 г.), так называемая вторая Конституция Югославии. 4 июля 1950 г. Народным собранием была утверждена новая редакция Конституции Народной Республики Албания.
После 1948 г. это были уже идеологические документы. Образцом для большинства из них была сталинская Конституция СССР 1936 года.
Большинство конституций отражали, с одной стороны, существующее политическое и социально-экономическое устройство, а с другой, – носили перспективный характер9.
Будучи идеологическими документами, Конституции Венгрии и Румынии провозглашали главной целью общества строительство социализма, а Конституции ГДР и Польши – делали это в завуалированной форме. В Конституции Албании говорилось о строительстве основ социализма, в Венгрии – о строительстве социализма, в Румынии – о построении социализма. Конституция ГДР в преамбуле содержала положение о стремлении «построить общественную и экономическую жизнь на началах социальной справедливости». В преамбуле Конституции ПНР подчеркивалось, что «формируется и крепнет новый общественный строй, отвечающий интересам и стремлениям широчайших народных масс».
Конституции отражали классовую сущность установленной власти и созданного государства. В них говорилось, что власть принадлежит не просто народу, а трудовому народу.
Руководящая роль правящей коммунистической партии в одних конституциях фиксировалась, а в других – камуфлировалась.
Главы, посвященные высшим органам государственной власти и управления, в большинстве конституций были однотипные. Их структуры напоминали советскую. Народное собрание в Албании, Государственное собрание в Венгрии, Сейм в Польше, Великое национальное собрание в Румынии объявлялись высшими органами власти, которые в свою очередь избирал президиум (в Польше – Государственный совет). Правительство являлось высшим исполнительным и распорядительным органом. Среди его традиционных функций появилась новая – составление и осуществление народнохозяйственных планов.
Почти все конституции устанавливали выборность верховных судей и судов.
Все конституции подчеркивали,
что экономическая жизнь
Конституции содержали, как и Конституция СССР, большой перечень социальных прав, которые государство должно было обеспечивать. К ним относились право на труд, что означало право на получение работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда; право на отдых и пользование местами отдыха, гарантированное ежегодным оплачиваемым отпуском; право на здравоохранение и на помощь в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование, в том числе бесплатное на уровне 7–8 классов; право на использование достижений культуры и прочее.
Конституция устанавливала,
что государство оказывает
Хотя конституция и провозглашала основные демократические свободы – свободу слова, печати, организаций, собраний, митингов, шествий и демонстраций, – они не расшифровывались, а их применение, как правило, содержало определенные оговорки.
Принятые в конце 40-х –
начале 50-х годов в ряде стран Центральной
и Восточной Европы конституции были важным
политическим событием в жизни этих стран.
Но хотя они и обеспечивали социальные
права трудящихся, демократические права
и свободы носили скорее декларативный
характер, а часть из них в конце 40-х –
первой половине 50-х годов к тому же и нарушались.
«Эти конституции закрепляли централизованно-
2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Россию и Польшу связывает многовековая и очень непростая история взаимоотношений, в которой есть место дружбе и противостоянию, сходству и отличиям, влияниям и заимствованиям. Эта история приниципиально важна для понимания как судеб двух стран и многих связанных с ними народов, так и всей современной архитектуры Европы. Российско-польское сотрудничество в гуманитарной, экономической и политической сферах, потенциал которого исключительно велик, остро нуждается в новых высококвалифицированных кадрах, способных взять на себя ответственность за общее будущее России и Польши.
С незапамятных времен Польша и Россия, наши страны и народы соседствуют друг с другом. Немного есть на свете обществ, которые познали друг друга столь близко — как с хорошей, так и с плохой стороны.
Ключом к этой новой исторической ситуации стал демократический процесс. В Польше ему положили начало оппозиционные движения, боровшиеся за соблюдение прав человека и гражданских свобод, движение «Солидарность» и соглашения «круглого стола». В России произошли большие демократические перемены — благодаря им сегодня во главе российского государства стоит политик, получивший демократический мандат от избирателей11.
Однако перемены в наших странах имели тот побочный эффект, что поляки и россияне потеряли друг друга из виду. Правда, этот этап уже позади. Польша стала членом НАТО и Европейского союза. Россия достигла стабилизации, избрала устойчивый политический и экономический курс, который символизируют фигуры Бориса Ельцина и Владимира Путина, и установила с Евросоюзом и НАТО тесные отношения. Демократическая, плюралистическая, стабильная и развивающаяся Россия — это надежда всего демократического мира, в том числе и Польши.
Информация о работе Система экономических отношений между Россией и странами Восточной Европы