Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:07, курс лекций
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 4
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОСТАВ СНГ 7
ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ СТРАН СНГ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 15
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕС 15
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И ЕС 19
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 21
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 21
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ЕС 22
ЧЕТЫРЕ ОБЩИХ ПРОСТРАНСТВА 25
СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 26
РОССИЯ И ЕС НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЕ 28
НОВЫЙ ЭТАП В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ЕС 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
РОССИЯ И СТРАНЫ АТР: РОССИЯ И ЯПОНИЯ 34
МЕСТО ЯПОНИИ В МИРЕ 34
ОБОСНОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 34
ЮЖНО–КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ 34
ИСТОРИЯ РУССКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 35
ПРОБЛЕМА ЮЖНЫХ КУРИЛ СЕГОДНЯ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
РОССИЯ И СТРАНЫ АТР: РОССИЯ И КИТАЙ 42
ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ 42
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 47
РОССИЯ И КИТАЙ – СОЮЗНИКИ 49
РОССИЯ И КИТАЙ – СОПЕРНИКИ. 51
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 53
ПРОБЛЕМА КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В РОССИИ 54
РОССИЯ И КИТАЙ В СОСТАВЕ ШОС 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
РОССИЯ И ИНДИЯ 59
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС РОССИИ К ИНДИИ 59
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС ИНДИИ К РОССИИ 61
РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 62
ГОД РОССИИ В ИНДИИ. ИТОГИ 64
ГОД ИНДИИ В РОССИИ. ИТОГИ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
РОССИЯ И СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В XXI ВЕКЕ: РОССИЯ, СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И АФРИКИ 78
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 78
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СТРАНЫ АФРИКИ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Говоря о расширяющемся взаимопонимании между сторонами нельзя не упомянуть сближение стран по другим вопросам помимо подписания договора о СНВ, таким как иранская ядерная программа, Афганистан, ядерная программа Северной Кореи и т. п. Особо показательном в этом плане является сближение позиций сторон по иранскому вопросу. Несмотря на изначальный отказ российской стороны от тактики давления на иранское правительство, Москва до сих пор не выполнила своих обязательств по поставкам ракетных комплексов С–300 в Иран, затягивается строительство атомной электростанции в Бушере.
Курс Б. Обамы на перезагрузку дает надежду на то, что новая администрация будет более склонна к компромиссам и учету интересов своих партнеров, в том числе и России. «У меня впечатление такое, что перезагрузка действительно удалась. Самое главное, чтобы мы не останавливались в нашем движении вперед. Это движение требует постоянного развития диалога, без каких–либо пауз», – сказал министр иностранных дел Сергей Лавров по итогам встречи президента России Дмитрия Медведева с госсекретарем США Хилари Клинтон.
В 2010 году Россия и США проведут совместные военные учения. Предварительная договоренность по этому поводу достигнута, в настоящее время продолжается согласование деталей, в том числе состава участников и места проведения.
Так же Россия и США наращивают сотрудничество в сфере энергоэффективности. На первом заседании подгруппы по энергоэффективности российско-американской рабочей группы по энергетике участники обменялись мнениями по основным направлениям энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности по тематике энергоэффективности городской теплофикации, энергосбережения в бюджетной сфере, финансирования проектов по энергоэффективности, привели примеры успешных проектов в России и США, в том числе связанных с потенциальным сбережением и повышением эффективности при использовании систем интеллектуальных сетей.
В целом, прогноз развития российско-американских отношений на ближайшие годы может быть лишь умеренно-оптимистичным. Существует ряд объективных и субъективных факторов, которые могут способствовать их улучшению.
Во-первых, президенты двух стран достаточно молоды, чтобы на их мышление не давили стереотипы холодной войны, они способны к нестандартным решениям прагматического характера. При этом Б. Обама уже дал понять, что он готов к поиску нового подхода в решении вопроса о развертывании систем ПРО в Восточной Европе. Назначение на пост госсекретаря Х. Клинтон, имя которой напоминает об относительно стабильных российско-американских отношениях 90-х годов, также позволяет надеяться на их улучшение.
Во-вторых, и Россия, и США, имеют общие интересы в деле предотвращения распространения ядерного оружия, смягчения остроты локальных конфликтов, борьбы с терроризмом, международной наркомафией и криминалитетом, решения проблем экологии. Остроту противоречий может снизить обещанный в ходе предвыборной кампании уход войск Соединенных Штатов из Ирака и активизация боевых действий против сил «Аль-Каиды» и талибов в Афганистане.
В-третьих, в условиях глобального финансового кризиса США вынуждены будут перейти к экономии на военных расходах, что может способствовать успеху предложенной демократам идее взаимного и сбалансированного сокращения оружия массового поражения. Достижение соответствующих проверяемых договоренностей отвечает и российским интересам.
В то же время существуют обстоятельства, которые не дают оснований для излишне оптимистических оценок. Прежде всего, Б. Обама стремиться быть президентом «всех американцев», а это означает, что он будет воспринимать и учитывать те негативные суждения о России, которые глубоко укоренились в американском обществе в последние годы.
Наличие общих интересов совершенно не исключает различных подходов к их решению. Наконец, многочисленные спорные вопросы (конфликт вокруг территориальной целостности Грузии, обоснованность возражений России против стран – членов СНГ в НАТО, оценка ядерных программ Ирана и т.д.) никуда не исчезают.
С учетом всех этих обстоятельств следует ожидать, что в российско-американских отношениях возможно некоторое смягчение напряженности на ряде направлений, в том числе в военной сфере. На наш взгляд, отношения России и США в данный момент еще нельзя считать устоявшимися и определять совершенно четко: мы – враги, мы – друзья, мы – соперники. Выстраиванию новых отношений служит перезагрузка, затеянная обеими странами. Не желая оглядываться назад, они хотят стоить отношения, глядя в будущее. Но будущее изменчиво, и об этом нужно помнить.
«Соглашение 123» расширит сотрудничество с США в ядерной сфере: эксперты // Regnum: сетевой журнал. URL: http://www.regnum.ru/news/
Гусева Е. Договор о СНВ и перезагрузка в отношениях России и США // Университет МГИМО: информационный портал. 2010. URL: http://www.mgimo.ru/news/
Дульман П. Запад как факт // Российская газета: сетевой журнал. 30.05.2006. URL: http://www.rg.ru/2006/05/31/
Основные вехи в истории отношений США с Россией с 1780 года по июнь 2006 года // Посольство Соединенных Штатов Америки в России. URL: http://russian.moscow.
Отношения России и США. // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Сила и слабость в отношениях Россия–США // Независимая газета: сетевой журнал. 2009. URL: http://www.ng.ru/courier/2009–
Совет Россия–НАТО: ключевые области сотрудничества в рамках СРН // NATO: сетевой журнал. 2008. URL: http://www.nato.int/issues/
Соловьев Э. Россия – США: нужны ли новые крупные инициативы? // Перспективы: сетевой журнал. 17.03.2010 URL: http://www.perspectivy.info/ oykumena/politika/rossija__
Чарап С., Грин С. «Перезагрузка» год спустя: достижения и перспективы в российско-американских отношениях // Московский центр Карнеги: сетевой журнал. 2010. URL: http://www.carnegie.ru/events/
Многополярный мир становится реальностью, и одним из его «полюсов», несомненно, является Латинская Америка. Это обусловлено весомым вкладом государств континента в мировую экономику, возрастанием их роли в международной политике, непреходящим значением культурных ценностей, созданных в рамках латиноамериканской цивилизации.
К Латинской Америке относятся американские страны и территории южнее США. К Латинской Америке относят следующие государства: Аргентина, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гаити, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка, территории Франции – Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, территории США – Пуэрто-Рико.
В геополитической расстановке сил Латинская Америка занимает особое место. С одной стороны, два «больших пространства» – центральноамериканское и южноамериканское – эти страны наряду с США и вообще Северной Америкой, входят в американскую геополитическую и геоэкономическую зону. А с другой Латинская Америка является «сверхусиленной проекцией юга Америки Северной. А этот последний есть, в свою очередь, проекция Великой Европы, то есть Евразии». Отсюда проистекает выдвигаемый им императив: «Латинская Америка должна стать плацдармом и метаисторической базой Евразии». Из этой «двойной проекции» – а также из условий формирования стран этого континента проистекает фундаментальная двойственность латиноамериканской геополитической истории.
США рассматривают Латинскую Америку в рамках схемы «Богатый Север – Бедный Юг» с постепенным втягиванием «своего» Юга (Южной Америки) в общеатлантическую рыночную систему Севера под управлением самих себя вместе с Великобританией и подчиненной им Европой, стремясь при этом поставить в зависимость Индию и Китай как ресурсный резерв Запада в целом.
Долгое время главной опорой США была созданная на базе существовавшего (в рамках «Доктрины Монро») с 1889 г. Панамериканского Союза созданная в 1948 г.Организация Американских государств (ОАГ). Однако постепенно в ОАГ усиливались центробежные тенденции, все более звучали требования политического плюрализма в ее рамках: этот процесс завершился в 2009 году единогласным полным восстановлением членства в ней Кубы, исключенной в 1962 г. по требованию США. ОАГ фактически перестала быть сферой влияния Вашингтона, который ныне все более стремится привязать к себе Латинскую Америку не через политическую, а через экономическую интеграцию.
Знаменитая в свое время «доктрина Монро» была разработана в связи со слухами об интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления господства испанской монархии. Согласно § 7, Американский континент не может рассматриваться как объект для колонизации европейских держав. А в §§ 48–49 подчеркивалось, что любая попытка Священного Союза распространить его систему на любую часть западного полушария неприемлема. Тем самым обосновывался принцип разделения мира на европейскую и американскую системы. Сегодня давно отбросившие предполагавшую изоляционизм западного полушария «доктрину Монро» в части своей «глобальной миссии» Соединенные Штаты по-прежнему следуют ей в отношении Латинской Америки.
Сегодня в западном полушарии происходят серьезные геополитические сдвиги, которые не могут не радовать: от уже далекого восстания сопатистов в Мексике, до прихода к власти в ряде стран Латинской Америки сторонников социализма, которых США упорно продолжает называть диктаторами. Все эти изменения свидетельствуют о попытках и желании народов участвовать в создании многополярного мира. Одной из попыток создания такой многополятности выступает GELАG. На саммите в Мексике (25 июня 2009 г.) представители стран Латинской Америки и Карибского бассейна договорились оформить новое объединение, которое придет на смену патронируемой Вашингтоном Организации американских государств (ОАS). Пока цели и формат организации не определены. Участниками саммита в Канкуне лишь закрепили в итоговой декларации, что она будет политической и экономической и полностью заменит собой «группу Рио». Уставные документы, в которых будут прописаны все цели и задачи новой организации, планируется принять на учредительном саммите GELAG – намечен на 5 июля 2011 г. В Каракасе. Однако главное отличие от прочих региональных организаций было объявлено очень четко: она объединит все страны Латинской Америки и Карибов, но не будет включать в себя США и Канаду.
При этом надо отметить и наличие многочисленных интеграционных объединений – Mercosur (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Прарагвай), Андское сообщество (Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор), союз южноамериканских наций (объединяет 12 стран Южной Америки), организация иберо–американских государств (объединяет Испанию и 23 латиноамериканских государства). Здесь идет активная политика не только между странами Латинской Америки, но и Испанией, Португалией, Индией, Францией, Китаем, а также Российской Федерацией.
Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 независимыми государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Это – отрадный факт, свидетельствующий о высокой активности нашей внешнеполитической службы на латиноамериканском направлении. В то же время во многих случаях двусторонние связи носят формальный характер, не наполнены конкретным политическим и экономическим содержанием. Такое положение характерно для наших отношений с большинством карибских и центральноамериканских стран, что часто вполне объяснимо: у партнеров пока отсутствует реально выполнимая программа сотрудничества, включающая вопросы, представляющие взаимный интерес. С некоторыми странами (Гайана, Суринам) двусторонние связи в течение десятилетий сохраняют сравнительно «низкий профиль», в других случаях (Боливия, Колумбия) – «топчутся на месте» несмотря на упорные заклинания с обеих сторон о «больших перспективах» и «огромном потенциале».
Однако «погоду» в российско-латиноамериканских отношениях определяет пережившее немало перепадов взаимодействие с группой стран, являющихся нашими партнерами в самых различных областях. Состав этой группы не остается неизменным, в нее могут входить новые государства, сотрудничество с которыми по тем или иным причинам приобретает особый характер. Яркий пример – Венесуэла. Эта страна буквально «ворвалась» в число приоритетных партнеров России в Латинской Америке, став крупным клиентом российских энергетиков и производителей вооружений.
Положительная динамика наблюдается в отношениях РФ с Мексикой, государствами, входящими в МЕРКОСУР: полноправными участниками блока – Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Парагваем, Уругваем – и отдельными ассоциированными членами – Перу, Чили и Эквадором. Значимость для Москвы взаимодействия с Общим рынком юга была продемонстрирована в ходе официального визита в Буэнос-Айрес и Бразилиа (12–15 декабря 2006 г.) министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. Он не только провел переговоры с руководителями двух наших крупнейших партнеров в Латинской Америке, но и подписал Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и МЕРКОСУР.
Особое значение приобретают российско-бразильские отношения. В последнее время в политический лексикон прочно вошла аббревиатура БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), объединяющая государства в группу восходящих стран–гигантов, которые – в силу их растущей экономической и политической мощи – в обозримом будущем сыграют ключевую роль в создании нового миропорядка. Учитывая это важнейшее обстоятельство, Москва и Бразилиа выстраивают свои отношения в контексте стратегического партнерства, охватывающего все стороны двусторонних связей. Показательно, в частности, что в ходе визита в Бразилию В.В. Путина (ноябрь 2004 г.) была поставлена задача формирования российско-бразильского «технологического альянса». В русле данной инициативы рассматриваются такие вопросы, как участие российских предприятий в разработке бразильских ракетоносителей и модернизации космодрома «Алкантара», сборка в России самолетов фирмы «Эмбраер» и многое другое. Президент Бразилии (наряду с мексиканским лидером) принял участие в расширенном сегменте саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г.
Примеры Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики указывают на значительные резервы, существующие в российско-латиноамериканских отношениях. Государства региона (благодаря высокой конкурентоспособности своих продовольственных товаров) будут играть растущую роль в насыщении российского рынка теми продуктами, которые наша страна импортирует. В настоящее время годовой оборот российско-латиноамериканской торговли, по нашей оценке, составляет порядка 7 млрд. долл., и это далеко не предел. Только с Бразилией объем товарооборота планируется довести до 10 млрд. долл. к 2010 г.: уже сейчас в российском импорте на долю бразильской говядины приходится 40%, свинины – 35%, мяса птицы – 15%. Страны региона стали крупными поставщиками в Россию мясомолочных продуктов (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), фруктов, сухофруктов и алкоголя (Аргентина, Мексика, Чили. Уругвай, Эквадор и др.), рыбы и рыбной муки (Аргентина, Перу, Чили), кофе (Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Мексика), растительного масла (Аргентина) и ряда других товаров, включая промышленные. В свою очередь, российские товаропроизводители осваивают латиноамериканские рынки, поставляя в регион преимущественно машинотехническую продукцию, химические товары, энергоносители, металлы и удобрения.
Информация о работе Геостратегические приоритеты России в XXI веке