Геостратегические приоритеты России в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:07, курс лекций

Краткое описание

После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия.

Содержание работы

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 4

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОСТАВ СНГ 7

ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ СТРАН СНГ 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 15

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕС 15

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И ЕС 19

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 21

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 21

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ЕС 22

ЧЕТЫРЕ ОБЩИХ ПРОСТРАНСТВА 25

СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 26

РОССИЯ И ЕС НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЕ 28

НОВЫЙ ЭТАП В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ЕС 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

РОССИЯ И СТРАНЫ АТР: РОССИЯ И ЯПОНИЯ 34

МЕСТО ЯПОНИИ В МИРЕ 34

ОБОСНОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 34

ЮЖНО–КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ 34

ИСТОРИЯ РУССКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 35

ПРОБЛЕМА ЮЖНЫХ КУРИЛ СЕГОДНЯ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

РОССИЯ И СТРАНЫ АТР: РОССИЯ И КИТАЙ 42

ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ 42

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 47

РОССИЯ И КИТАЙ – СОЮЗНИКИ 49

РОССИЯ И КИТАЙ – СОПЕРНИКИ. 51

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 53

ПРОБЛЕМА КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В РОССИИ 54

РОССИЯ И КИТАЙ В СОСТАВЕ ШОС 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

РОССИЯ И ИНДИЯ 59

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС РОССИИ К ИНДИИ 59

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС ИНДИИ К РОССИИ 61

РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 62

ГОД РОССИИ В ИНДИИ. ИТОГИ 64

ГОД ИНДИИ В РОССИИ. ИТОГИ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

РОССИЯ И СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В XXI ВЕКЕ: РОССИЯ, СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И АФРИКИ 78

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 78

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СТРАНЫ АФРИКИ 84

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Содержимое работы - 1 файл

лекции.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

Следует выделить главные события:

Отношения осложнились после отказа СССР помогать КНР в случае войны с США (1958 год);

Китайско-индийский пограничный конфликт. Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета;

Летом 1960 года Советский Союз потребовал возвращение кредитов предоставленных Китаю и отозвал своих экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании промышленной базы;

Китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю;

Резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию;

Середине 60-х годов в Китае проходила «Великая пролетарская культурная революция, все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз - наш смертельный враг»;

Объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница, китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу;

Начиная с 1982 года, возобновляются мирные переговоры между СССР и Китаем по вопросам границы, а также в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже.

Эти мероприятия подготовили почву для визита М.С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе чего были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.

Россия и Китай в период с 1991 – 2000 года

Характер российско-китайского взаимодействия в постсоветский период свидетельствует об устойчивой тенденции политического сближения России и Китая.

В 1996 году по итогам российско-китайского саммита в г.Пекине лидеры двух стран Б.Ельцин и Цзянь Цзэминь озвучили совместное заявление, в котором характеризовали двусторонние отношения как «стратегическое партнерство», это отражало стремление двух держав усилить свои внешнеполитические позиции в диалоге с Западом (в первую очередь с США), а также способствовать ограничению американского влияния в мире.

Более того, во второй половине 90-х годов российско-китайское сотрудничество уже перестало ограничиваться только двусторонними связями и стало выходить на многосторонний и региональный уровень.

 

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

С приходом к власти в РФ в 2000 году В.В. Путина Россия стала придавать еще большее значение сближению с Китаем, рассматривая это как одно из главных условий усиления своих внешнеполитических позиций. Китай, в свою очередь, также стал рассматривать сближение с Россией как одно из условий усиления своих региональных и глобальных позиций.

В 2001 году в г. Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Создание в том же 2001 году Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей Россию, Китай и республики Центральной Азии (кроме Туркменистана). Причем взаимодействие по вопросам безопасности в Центральной Азии – региона, расположенного вблизи важных экономических и военных объектов на приграничных территориях РФ и КНР, стало отдельным направлением российско-китайского сотрудничества.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) после распада СССР стало одним из превалирующих в российско-китайских отношениях. За период 1992-2007 годов Китай приобрел у России вооружений и техники на сумму примерно на 25 млрд. долларов (в среднем, до 1,8-2,5 млрд. долларов ежегодно), что составило около 40% от общих доходов РФ от экспорта продукции военно-промышленного комплекса (ВПК). Однако нынешний формат военно-технического сотрудничества представляется неоднозначным с точки зрения долгосрочных интересов России. Китай, осваивая российские военные технологии, постепенно, но неуклонно сокращает технологический разрыв с российским ВПК.

Экономическое сотрудничество между Россией и Китаем на протяжении постсоветского периода развивалось крайне слабо и до сих пор остается своего рода «белым пятном» в двусторонних отношениях.

Структура российско-китайской торговли свидетельствует об ярко выраженной сырьевой ориентации РФ, в то время как КНР закрепляет за собой роль поставщика готовой продукции.

Другим не менее важным свидетельством сырьевой ориентации РФ является тот факт, что, согласно оценкам самих же ведущих российских экспертов, наиболее перспективным в двустороннем экономическом сотрудничестве является строительство газо- и нефтепроводов для снабжения российским энергетическим сырьем северо-восточных провинций КНР. Аналогичных взглядов придерживаются и китайские эксперты, выделяя в качестве ключевого направления экономического сотрудничества топливно-энергетическую сферу.

На фоне торгово-экономических отношений производственно- инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем остается на качественно еще более низком уровне и не заметно даже в общем контексте российско-китайских экономических связей.

В настоящее время функционирует свыше 520 совместных предприятия. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, охватывающие сферу оптовой и розничной торговли, а их суммарный капитал составляет порядка 1,5 млрд. долларов. В сравнении с масштабами экономик России и тем более Китая – это практически нулевой уровень.

Инвестиционная взаимодействие РФ и КНР также ничтожно мало. За период 1992-2007 годов объемы китайских инвестиций в Россию составили около 300 млн. долларов. В свою очередь объемы российских инвестиций в КНР за 1992-2007 годы составили всего лишь около 700 млн. долларов

В целом, экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в настоящее время развивается крайне медленно, охватывая преимущественно торговую сферу, а его характер представляется совершенно неадекватным тенденции российско-китайского политического сближения. Производственно-инвестиционное сотрудничество между двумя странами фактически отсутствует, а объемы торговли (даже с учетом т.н. челночной) пока не играют существенной роли ни для России, ни тем более для Китая.

Таким образом, российско-китайские отношения на современном этапе представляется неоднозначным и во многом противоречивым. Это связано с тем, что расширение двустороннего сотрудничества в политической и военно-технической сферах сегодня пока не подкрепляется эффективным и взаимовыгодным экономическим сотрудничеством. Об этом свидетельствует полное отсутствие сколько-нибудь значимого для двух стран производственно-инвестиционного взаимодействия. В итоге, экономические отношения ограничиваются преимущественно торговлей, причем по схеме «российские сырьевые ресурсы в обмен на китайскую готовую продукцию».

 

РОССИЯ И КИТАЙ – СОЮЗНИКИ

Россияне считают самой дружественной страной Китай, а главными вероятными противниками называют США и Грузию. В июне 2000 года в Душанбе на встрече Шанхайского форума, президент В.В. Путин подтвердил, что «Китай для нас действительно стратегический партнер во всех сферах деятельности».

В апреле 2001 года на встрече с китайским министром иностранных дел Тан Цзясюанем В.В. Путин заявил, что между РФ и Китаем «практически нет проблем, раздражающих наши отношений», российско-китайские отношения развиваются «положительно и в позитивном ключе» и «имеют очень хорошую динамику». Эта тенденция появилась в российско-китайском договоре 2001 года, первая статья которого гласит, что обе страны развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, партнерского доверия и стратегического сотрудничества.

Цель создания многополярного мира, которой посвящена Московская декларация, подписанная во время четвертого российско-китайского саммита в апреле 1997 года, свидетельствует об общем представлении обеих стран о том, какой мировой порядок следует нам поддерживать. Не случайно, в свою первую зарубежную поездку в мае 2008 года новый президент РФ Д.Медведев посетил КНР, с руководством которой были «сверены часы» по основным вопросам российско-китайских отношений и глобального развития. Россия и Китай выступают в области международной политики за демократический многополярный мир, в котором каждая страна имеет возможность отстаивать свои национальные интересы.

По словам министра иностранных дел И.С. Иванова, «особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности».

Геополитика Китая сегодня определяется следующими факторами. Самое главное и принципиально – отношения с США. Глубина интегрированности Китая в западную и в первую очередь американскую экономику такова, что любой люфт для серьезных конфронтационных демаршей в этом направлении весьма ограничен. Поэтому Китай на этом направлении, возможно, будет придерживаться выжидательной тактики, стараясь увильнуть от прямого американского влияния, но вместе с тем стремясь избежать прямой конфронтации. Для США такой противник как Китай чрезвычайно удобен: его политический режим оправдывает рост военных расходов в американском бюджете, а зависимость китайской экономики от внешнего рынка страхует до определенной степени от неприятных неожиданностей.

С Востока Китай подпирает активная сила Японии, представляющую собой конкурентную модель организации всего Дальневосточного региона. В этом смысле пределы китайской экспансии на Восток строго ограничены. Китайский вопрос является главнейшим геополитическим вопросом в современной Японии, где конкурируют между собой различные модели видения будущего – наряду с атлантистской откровенно проамриканской позицией рассматриваются как проект «желтого мира» (альянс Япония – Китай), так и евразийский вектор (ось Москва–Токио).

С Запада Китай ограничивается исламским пространством Центральной Азии и Индией. Это довольно активные политически пространства с демографическими показателями, отчасти сопоставимыми с самим Китаем. Различие и некоторый антагонизм (проблема уйгуров мусульман Синь-Цзяня, китайско-индийские споры по Тибету и т.д.) с этими территориями ставят естественные преграды для западного вектора развития.

Более или менее открытыми являются два направления Север и Юг. Геополитическая проблема Севера для Китая воплощается в китайско-российские отношения. Москвой это рассматривается как китайская проблемой для России: у Китая с Россией на данном историческом этапе крайне слаба т.н. «геополитическая комплиментарность» («взаимодополняемость»). Если для самого Китая российские природные ресурсы, продукты военно-промышленного комплекса и особенно слабозаселенные территории Сибири являются в высшей степени привлекательными, то для России Китай представляет собой только краткосрочный интерес – в первую очередь, в вопросе финансовой мощи; стратегически же - геополитически, демографически, геоэкономически и т.д. – Китай, обратившись к Северу, представляет собой колоссальный риск и серьезную опасность. И наоборот, Россия жизненно заинтересована в геополитическом сближении с региональными конкурентами Китая – Японией, Индией, исламскими странами Центральной Азии, с которыми «геополитическая комплиментарность» у России, напротив, налицо.

Эти противоречия решаются только в одном направлении: если Китай выбирает в качестве основного геополитического вектора – «рывок на Юг». Южный вектор геополитической экспансии Пекина, стесненного на Востоке и на Западе идеально соответствовал бы стратегическим интересам России. Гигантский Китай вступает на этом направлении в геоэкономические, демографические, военно-политические и дипломатические игры, которые никак не затрагивают евразийские интересы России. Океанический бросок Китая – единственное, что может сделать из него нашего полноценного партнера и союзника. Этот фактор должен рассматриваться как главный аргумент в российско-китайской геополитической игре, входить в перечень основных условий при неформальных переговорах.

Хороший Китай – Китай, идущий на Юг. А это значит, что «ориентация Север» должна быть для него заказана.

В структуре российско-китайских связей одно из главных мест занимает военно-техническое сотрудничество. Это обусловлено тем, что Россия и Китай проявляют серьезную заинтересованность в развитии тесных связей в этой сфере. Китай является одним из наиболее емких рынков вооружения в мире и для российского оборонно-промышленного комплекса расширение военно-технического сотрудничества с Китаем представляет возможность развиваться, продолжая инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов вооружения и военной техники.

Россия и Китай были и остаются партнерами. Это главный принцип, на основе которого строятся и их политические отношения, и экономические.

 

РОССИЯ И КИТАЙ – СОПЕРНИКИ.

Очевидно, что важнейшим фактором геополитики современного мира является неуклонно растущая мощь Китая. Заведующий сектором Института Европы РАН К. Э. Сорокин отмечал, что сам успех китайской экономической политики и последующего его усиления представляют проблему для России, так как «на Востоке Россия имеет мощного соседа, нацеленного на геополитическое расширение». По мнению К. Э. Сорокина, Россия сегодня в обозримом будущем обречена на сотрудничество с Китаем. В тоже время, по словам К.Э. Сорокина, развитие российско-китайских отношений затрудняется целым рядом серьезных проблем, в центре которых – «классическое геополитическое противоречие». Российских Дальний Восток и Сибирь богаты обширными ресурсами, но эти слаборазвитые территории лишаются населения, непрерывно беднеют и слабеют (в том числе в военном отношении). С другой стороны, приграничные провинции китайского северо-востока перенаселены, динамично развиваются и имеют значительные финансовые средства, но страдают от нехватки ресурсов и сельскохозяйственных земель.

Китай является наиболее опасным геополитическим соседом России на Юге. В чем-то его роль аналогична Турции. Но если Турция является членом НАТО откровенно, и ее стратегический атлантизм очевиден, то с Китаем все обстоит сложнее.

Информация о работе Геостратегические приоритеты России в XXI веке