Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:21, реферат
Кризисные потрясения и обвал «реального социализма» на рубеже 1980—1990-х вывели страны Центральной и Восточной Европы на магистраль глубоких преобразований во всех сферах жизни общества. Они включались в процесс трансформаций поочередно, в соответствии со степенью готовности и согласно «эффекту лавины» или «эффекту домино». Сигнал к старту дала Польша, за ней последовала Венгрия, затем — ГДР и Чехословакия, а далее — Румыния, Болгария... Символом эпохи перемен стала памятная осень 1989 года.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Политическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы…………..4
2. Восточная Европа как член Европейского Союза…………………..….…………19
3. Восточная Европа: новые геополитические реальности……………...………….25
Заключение………………………………………………………..…………………31
Список литературы……………………………….………………..………………..32
Дальнейшее политическое самоопределение НДСВ будут стимулировать близящиеся ноябрьские президентские выборы 2002 года.
В новой ситуации в БСП усилились внутренние трения, упал авторитет руководства, появились серьезные разногласия вокруг его стратегии блокирования с этим движением. Проблема политических коалиций продолжает оставаться больным местом болгарских партий, хотя именно ее решение обещает оптимизировать процесс назревших в стране преобразований.
По-прежнему сильно раздроблены левые и левоцентристские силы на политической арене большинства республик бывшей Югославии. Их разделяют и отношение к прежним и нынешним режимам, и трактовка национального вопроса. Еще на рубеже и в начале 1990-х годов М. Джилас констатировал, что Союз коммунистов Югославии (СКЮ) нежизнеспособен и на практике состоит из разных партий — «демократических, социал-демократических, с национальными, возможно, националистическими оттенками». Вскоре он признал, что эта страна не смогла конструктивно разрешить национальные проблемы и в ней «возобладали национальные течения, и места для союза реформаторских сил фактически не оказалось. Утвердились авторитарные режимы. Воспрепятствовать распаду многонационального государства не удалось. Победа национализма с неизбежностью привела к развалу Югославии, а насилие, в которое вылились межнациональные конфликты, существенно замедлило процесс демократизации»13. Оно стало реальным препятствием для нормального развития партийно-политических систем, как правило, раскалывая силы сегментов политического спектра по национальному и религиозному признакам. Последней эта бацилла поразила ранее довольно благополучную Македонию.
Процесс ускорения демократической партийно-политической системы в странах Центральной и Восточной Европы, строительства партий различной ориентации и коалиций далеко еще не исчерпал себя не только в силу незавершенности переходного периода в области создания нового общественно-политического устройства, но и периодического замедления его консолидации.
2.
Восточная Европа
как член Европейского
Союза
Понятие «Восточная Европа» в современном смысле возникает в процессе послевоенного устройства мира в 1919 г. На Версальской мирной конференции, оформляя распад Австро-Венгерской и Российской империи, страны Антанты решили создать своеобразный «санитарный кордон» против советской России, контролируя новые европейские страны, Евразийский хартленд и Мировой Остров. После Второй мировой войны «железный занавес» и берлинская стена прочертили водораздел между Западной и Восточной Европой. Сегодня мы наблюдаем тенденцию к расширению границ «Восточной Европы» за счёт стран Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии. Пытаются примерить на себя «восточноевропейский костюм» Грузия и даже Азербайджан.
Традиционные страны Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии, Албания, Латвия, Литва, Эстония) представляют собой единый природно-территориальный комплекс, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. Все они расположены на древней докембрийской платформе и в зоне альпийской складчатости. Общая площадь стран Восточной Европы — 1 млн. 315 тыс. км2. Суммарное население составляет 131 млн. 301 тыс. человек.
Важная особенность всех стран региона — их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ. Из запасов энергоносителей можно отметить уголь (Польша, Чехия), нефть и газ (Румыния), железные руды (бывшая Югославия, Румыния, Словакия). В целом же регион испытывает дефицит ресурсов. В среднем естественный прирост населения очень маленький (2%). Самый высокий прирост в Боснии, Македонии и Албании (до 20%). Самая большая страна по численности населения — Польша (38 млн. 720 тыс. человек), самая маленькая — Эстония (1 млн. 625 тыс. человек). Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но отмечается преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленными являются румыны, албанцы и венгры. Наиболее однородным составом характеризуется население Польши, Венгрии, Албании и Литвы. Восточная Европа после распада Австро-Венгрии (худо-бедно обеспечивавшей консолидацию разных народов) стала ареной острых межэтнических конфликтов, часто кровавых (Югославия).
Самая урбанизированная страна региона Чехия, где в городах проживает 3/4 населения. Для большинства стран характерны небольшие городские поселения и хутора.
К 80-м годам XX в. страны Восточной Европы от преимущественно сельскохозяйственной ориентации перешла к преимущественно промышленной. В этом плане особо отличаются Чехия, Словакия, Польша, Венгрия. Однако за годы пребывания в рамках советского геополитического блока эти страны были во многом ориентированы на торговые связи внутри СЭВ и сейчас испытывают определенные проблемы с рынками сбыта для своей индустриальной продукции. Эти трудности они надеются преодолеть, с одной стороны, интегрируясь в европейские структуры (и рассчитывая на их поддержку и инвестиции), а с другой — пытаясь укрепиться на рынках традиционных партнеров по советскому блоку.
Европейская интеграция — символ нашего времени, хотя и не совсем новая идея. Лозунг Соединенных Штатов Европы широко обсуждался накануне Первой мировой войны. О единой Европе (правда, в ином контексте) говорили в свое время Наполеон, Карл Великий и Гитлер. Интеграции Европы способствовали как культурно-цивилизационные (латынь как основа многих европейских языков и язык католической церкви, общее университетское пространство, христианство, близость ценностей и т.п.), так и политико-географические (близость к морям, сходный климат, принципы и традиции политического устройства на основе идеалов просвещения) факторы. Нельзя сбрасывать со счетов и экономические факторы, особенно усилившиеся на фоне послевоенной реконструкции в рамках известного плана Маршалла.
Тесная военно-
В противовес НАТО в 1955 г. в Варшаве был подписан Варшавский Пакт, оформлявший военно-политический Союз СССР и стран Восточной Европы. В него вошли СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния, ГДР (созданная из зоны советской оккупации Германии). Символом раскола Европы стала берлинская стена, разделившая Берлин на Западный и Восточный. После распада СССР и роспуска Варшавского Пакта вроде бы терялся смысл существованию НАТО. Похоже, на это надеялся М. Горбачев, давая согласие на уход наших войск из Германии и Восточной Европы. Однако этого не произошло. Наоборот, НАТО увеличивается за счет принятия новых членов. В 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия, 2004 г. — Литва, Эстония, Латвия, Словакия, Румыния. Раздаются голоса о необходимости интеграции в рамках НАТО и в бывших югославских республиках, и в Албании, и даже на Украине, и в Грузии. Существуют сторонники вступления в НАТО и в России. Правда, вступление в Альянс обусловлено рядом требований (отсутствие территориальных споров с соседями, неурегулированных долговых I обязательств, готовность тратить на оборону определенный процент | ВВП, унификация вооружений и средств связи и т.п.).
В последние годы между НАТО и Россией заключен договор по схеме 19+1, который после событий 11 сентября 2001 г. некоторые политики уже склонны именовать двадцаткой. Речь идет о координации отношений между Россией и НАТО в области безопасности. На примере НАТО видно, что геополитические признаки играют приоритетную роль по сравнению с чисто географическими. Так, Турция, i не являясь в культурно-цивилизационном плане европейской страной, в силу геополитического значения своей территории (черноморские проливы) вошла в состав западноевропейского союза «морских» стран и претендует на включение в ЕС.
Европейский Союз был формально провозглашен в 1993 г. Но, считается, что его начало было положено с учреждения структуры Европейского угольного и стального сообщества на основе договора, подписанного в 1951 г. В дальнейшем экономическая интеграция укреплялась за счет создания «общего рынка» — ЕЭС (общее экономическое пространство). В 1991 г. Ирландия, Великобритания, Дания, , Нидерланды, Бельгия, Франция, Испания, Греция, Италия, Люксембург, Германия, Португалия подписали Маастрихтский договор о создании Евросоюза, к которому в 1994 г. присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. В 1999 г. было достигнуто соглашение о введении единой валюты — евро (в зону действия евро пока не входит Соединенное королевство Великобритания). ЕС имеет выраженные признаки конфедерации и обладает общим экономическим, правовым, политическим и информационном пространством (Европейский парламент, Европейский суд, унифицированное по принципиальным вопросам законодательство, Совет Европы, ОБСЕ, Европейский банк). Границ внутри ЕС не существует, и граждане европейских стран могут свободно перемещаться внутри ЕС, однако пограничный режим со странами, не входящими в ЕС (особенно на Востоке и Юге Европы), довольно жесткий. В обстоятельствах наметившегося расширения ЕС за счет присоединения Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Румынии это создает для России дополнительные проблемы, так как вводится визовый режим для въезда в эти страны российских граждан (ранее отсутствовавший) и затрудняет связи с Калининградской областью России.
Как известно, Россия, являясь географически частично европейским государством, долго боролась за свой европейский статус, «прорубая окно в Европу», но так и не смогла в итоге до сих пор стать по-настоящему «своей» в Европе, несмотря на культурно-цивилизационную близость и дружеские встречи «без галстуков» наших глав государств. В то же время все громче заговорили о своей «исконной еввропейскости» в Албании и Украине.
Европейский вектор российской политики связан с культурными, политическими и экономическими причинами. Во-первых, несмотря на различия, Россия очень близка европейской культуре (хотя и ортодоксальное, но христианство, культивирование европейской науки, образования, распространенные многовековые ориентации «на Европу» среди элит и простых граждан). Во-вторых, по сравнению с другим великим соседом — Китаем, Европа выглядит «почти родственницей», хотя и не совсем доброй по отношению к России. В-третьих, Европа — крупнейший экономический и торговый партнер России. Основными торговыми партнерами в экспортных операциях выступают страны ЕС (туда идет 32,6% всего российского экспорта) и страны Восточной Европы (27,2%). В структуре импортных операций также на первых местах идет импорт из ЕС (37,9%) и Восточной Европы (30,1%). Для сравнения: из США в Россию импортируется всего 5,7% от всех ввозимых товаров. В-четвертых, Европа рассматривается как крупнейший кредитор и потенциальный инвестор. Проблема более тесной интеграции с ЕС, судя по всему, считается ключевой с точки зрения нынешнего российского руководства.
Вместе с тем интеграционные процессы в Европе не столь гладки, как кажется на первый взгляд. Если «первый состав» членов Европейского сообщества и НАТО был «естественным» по своей североатлантической принадлежности, то уже прием Германии несколько выпадал из этой схемы и диктовался исключительно логикой «холодной войны». Объединение двух германских государств породило и новые проблемы деления страны на «осей» (восточные немцы) и «весси» (западные немцы). Причем «весси» недовольны, что на их налоги содержатся восточные земли. Как уже отмечалось, «европейскость» Турции вызывает вопросы. Ну, а такие страны, как Болгария и Румыния, только с огромной натяжкой можно отнести к североатлантической культуре.
Приток иммиграции из бывших колоний и развивающихся государств приводит к размыванию европейской идентичности населения таких крупных городов, как Марсель и Манчестер. Новые иммигранты (особенно из арабских стран и Албании) не спешат интегрироваться в европейскую культуру и предпочитают жить замкнутыми сообществами, активно занимаясь преступным промыслом (поставки проституток в бордели, теневая торговля наркотиками и оружием).
Внутри ЕС сохраняются
очаги разногласий и не только
по вопросам квот на поставку мяса или
фруктов. До сих пор не урегулирован конфликт
между Грецией и Турцией из-за Кипра. Не
преодолена угроза сепаратизма в Испании
(баски), в Северной Ирландии (ольстерская
проблема), пороховым погребом Европы
всегда называли Балканы. Другими словами,
в ЕС действуют силы интеграции и дезинтеграции.
Пока первые преобладают, как пойдут дела
дальше, зависит как от самих европейцев,
так и от расклада сил в мировой геополитике.
По крайней мере, в США весной 2003 г. после
начала войны в Ираке появились мнения,
что Объединенная Европа (за некоторым
исключением) — уже не стратегический
партнер США, а скорее соперник в борьбе
за стратегические ресурсы.
3.
Восточная Европа: новые
геополитические реальности
На протяжении столетий Восточная Европа чаще всего была объектом, а не субъектом глобальной мировой политики. В последние десятилетия с этим регионом напрямую связаны интересы держав Европы, а в XXI в.— и мира. Нередко она являлась источником конфликтов между великими державами. Обе мировые войны начались в этом регионе, так как в нем сошлись главные геополитические противоречия.между самыми могущественными странами.
Информация о работе Геополитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы