Финансовый рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Достижение цели потребовало выполнения ряда задач:

- определение сущности и структуры финансового рынка;

- оценка валютного, фондового и денежного рынков как составляющих финансового рынка России;

- рассмотрение существующих тенденций и проблем в развитии финансового рынка России.

Объектом курсовой работы является финансовый рынок России, предметом – его оценка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Сущность и структура финансового рынка……………………..…….4

Глава 2. Текущее состояние финансового рынка России……………………..11

Глава 3. Тенденции развития финансового рынка России……………………18

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

     Однако  по мере  ухудшения  конъюнктуры  внешнего и внутреннего рынков капитала неисполнение обязательств по облигациям принимало массовый характер. В сентябре–декабре было зафиксировано более 40  случаев неисполнения  обязательств  по облигациям российских эмитентов (в том числе 20 дефолтов  эмитента). Многие  эмитенты  также  не смогли  выполнить  обязательства  по  офертам  на досрочный выкуп своих ценных бумаг. Панические продажи  облигаций  инвесторами,  опасающимися некредитоспособности эмитента, привели к масштабному падению котировок ценных бумаг и росту их доходности. Первичный рынок корпоративных облигаций  был  практически  парализован,  так  как инвесторы не  соглашались  вкладывать  средства  в предлагавшиеся облигации или выставляли слишком низкие  котировки покупки ценных бумаг. В итоге несколько десятков заявленных ранее размещений облигаций (в том числе крупнейших  российских компаний) не состоялось (табл. 1).

     Первоначально  дестабилизационные  процессы наблюдались  преимущественно на рынке корпоративных  облигаций. На рынке ОФЗ, а также на рынке субфедеральных  и  муниципальных  облигаций  доходность росла плавно, отражая общий рост уровня процентных ставок в национальной экономике. Однако неисполнение  оферты  по  облигациям  компании «Томск-инвест»,  гарантом  по  которым  выступала администрация Томской области, а также оферт по облигациям ряда компаний, аффилированных с администрацией  Московской  области (Московское  областное  ипотечное агентство,  Мострансавто-финанс), привели  к обвалу  котировок региональных облигаций. В  последней  декаде  декабря индексы доходности наиболее ликвидных  корпоративных  облигаций RUX-Cbonds и региональных облигаций Cbonds-Muni  достигли максимальных значений за всю историю их расчета (21,9 и 19,4% годовых, соответственно).

     Единственным  сегментом российского рынка облигаций, сохраняющим относительную  стабильность,  оставался рынок ОФЗ, однако и на нем в последние месяцы 2008 г. наблюдались рост волатильности котировок и резкое снижение (с октября минувшего года  – до нуля) размещения облигаций на первичном рынке. Дезорганизация денежного рынка

     Снижение  доступности внешнего фондирования вкупе с растущей спекулятивной  привлекательностью долларовых  финансовых  инструментов  привели  к перелому наблюдавшейся в предшествовавшие годы тенденции к наращиванию российскими банками чистых  заимствований на  внешнем рынке.  За  август–декабрь они сократились более чем вдвое.

     Сокращение  чистых  заимствований российских банков способствовало снижению рублевой ликвидности  банков,  повышению  спроса  на ликвидные средства  на  внутреннем  рынке  и,  соответственно, росту ставок российского денежного рынка. Ситуацию на денежном рынке усугубляло падение котировок российских ценных бумаг. С одной стороны, оно резко ограничивало объем средств, которые держатели этих ценных бумаг могли привлечь при помощи операций РЕПО или ломбардных кредитов. С другой – кредиторы по уже заключенным сделкам РЕПО или ломбардного  кредитования  требовали  увеличения обеспечения  или  возврата  кредита,  а  это  создало дополнительное давление на российских заемщиков. Несмотря ни на что, в  августе и большей части сентября ситуация на российском денежном рынке оставалась сравнительно устойчивой. Рост спроса на ликвидность и сопровождающее его повышение ставок еще не привели к изменениям в финансовой тактике участников рынка.

     Но  к концу сентября на рынке наметились существенные сдвиги. Во-первых, повышение  уровня межбанковских кредитных  ставок и их волатильности вынудило  банки  перейти  к  более  консервативной  тактике управления своими ликвидными средствами. Опасаясь затруднений с покрытием разрывов ликвидности за счет привлечения средств на денежном рынке, банки резервировали часть свободных средств на корреспондентских счетах, воздерживаясь от размещения их на данном рынке. Это способствовало сокращению предложения на рынке, дальнейшему росту ставок и повышению рисков ликвидности у банков. Во-вторых, сообщения о банкротствах или о резком ухудшении финансового положения зарубежных и отечественных банков, как уже отмечалось выше, привели к снижению взаимного доверия участников денежного рынка. Стремясь к минимизации своих кредитных рисков, банки ограничивали круг контрагентов по сделкам на денежном рынке. Это способствовало существенному уменьшению эффективности каналов перераспределения ликвидности в российской банковской системе. Зачастую малые и средние банки испытывали серьезные  проблемы  с  привлечением краткосрочных средств даже в периоды сравнительно высокой ликвидности банковской системы в целом. [3, с 58-59]

     Снижение  стоимости ценных бумаг, находящихся в собственности банков, дестабилизация денежного рынка,  растущая  долговая  нагрузка  по  внешним валютным  обязательствам  привели  к  ухудшению финансового положения многих российских банков. Доля убыточных банков в их общей численности, на начало 2008 г. составлявшая 1,0%, к 1 декабря достигла 10,3%. Во многих случаях убытки этих банков были обусловлены изменением текущей стоимости долгосрочных  активов и обязательств, не оказывающим влияния на финансовое положение банка до момента их реализации. Однако сам факт убытков отражался на оценке участниками рынка финансового положения таких банков. В сочетании с негативным внешним новостным фоном и непродуманной информационной политикой отдельных СМИ, ради «остроты публикуемых материалов» склонных неоправданно драматизировать  ситуацию,  это привело к переоценке населением рискованности депозитов в российских банках и оттоку средств вкладчиков из них.

     В сентябре–ноябре 2008 г. вкладчики изъяли из банков почти 8% вкладов. При этом отток вкладов был весьма неравномерным. Если в отдельных малых и средних кредитных организациях было изъято более 50% общего объема вкладов, то в крупных банках, в особенности в банках с государственным участием, напротив, отмечался рост объемов привлеченных средств.

     Отток вкладов дестабилизировал работу кредитных  организаций, вынуждая их изыскивать средства для возврата вкладов, и усугубил финансовые проблемы малых и средних  российских банков. Ряд банков, ставших  жертвами массового изъятия вкладов  (так называемых набегов вкладчиков), оказался неспособен обслуживать  свои обязательства. В итоге Банк России в ноябре–декабре отозвал лицензии у 10 кредитных  организаций  с  мотивировкой  «в  связи  с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам».

     Истощение  основного  внутреннего  источника  финансовых ресурсов резко ограничило возможности российских банков осуществлять активные операции. В IV квартале 2008 г. объемы кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, увеличились лишь на 3,8% – минимальный прирост с 2000 г., а объем кредитов физическим лицам возрос менее чем на 0,1%. [3,с. 58]

     Дестабилизация  ситуации на российском финансовом  рынке  сделала  необходимым  вмешательство  денежных властей. В течение второй половины 2008 г. различные госструктуры (Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, министерства и ведомства) предприняли ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации в финансовом секторе. С некоторой долей условности эти меры можно разделить на три основных  группы. К первой, наиболее многочисленной группе относятся масштабные инъекции ликвидности во все основные сегменты финансового сектора. Банк России активно расширял программы рефинансирования банковского  сектора,  увеличивая объемы  операций  по  рефинансированию,  удлиняя сроки, а также повышая их доступность (расширяя список допустимого обеспечения по заимствованиям и развивая систему беззалогового кредитования банков). Для поддержки финансового сектора использовались также средства федерального бюджета, внебюджетных фондов и государственных корпораций (размещение средств на депозитах в коммерческих банках, приобретение корпоративных ценных бумаг, льготное кредитование структурообразующих банков и т.д.).

     Эти меры оказались достаточно эффективными в краткосрочной  перспективе. Но  они  направлены  в большей степени на борьбу с симптомами дестабилизации  российского  рынка,  нежели  с  ее  причинами. Поэтому наряду с мерами первой группы использовались и другие.

     Одним  из факторов,  обусловивших масштабное падение котировок российских ценных бумаг и снижение  курса рубля,  стали масштабные  спекулятивные операции участников рынка, игравших на понижение курса рубля и котировок ценных бумаг. На борьбу с этими операциями были направлены меры, относящиеся ко второй группе. Так, в середине сентября ФСФР России  запретила участникам  финансового рынка открывать короткие позиции и совершать маржинальные сделки с ценными бумагами. Хотя в дальнейшем с целью повышения ликвидности рынка этот запрет был смягчен, по мнению ряда участников рынка, данная мера ФСФР стала одним из факторов относительной стабилизации рынка акций в ноябре–декабре. В ноябре Банк России рекомендовал банкам воздержаться от увеличения  длинных позиций в иностранных валютах.

     Третья  группа включает в себя меры по восстановлению взаимного доверия участников рынка и механизмов перераспределения средств между ними. Так, в октябре была повышена максимальная сумма возмещения вкладчикам по депозитам в некредитоспособных банках. В ноябре–декабре Банк России заключил с рядом банков – крупнейших участников российского  денежного  рынка  соглашения  о  частичной компенсации убытков по межбанковским кредитам. Поглощения проблемных банков (Связь-банк, Глобэкс, Собинбанк, Союз), осуществленные при поддержке Банка России и АСВ, способствовали формированию у  участников  рынка надежды на  сохранение  своих средств, размещенных в банках-контрагентах, в случае ухудшения их финансового положения. Наряду с отмеченными действиями, российскими властями был предпринят также широкий спектр других мер  (смягчение налогового режима, изменение правил бухгалтерского учета и т.д.). В результате совокупность всех этих мер позволила несколько стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. В декабре индекс ММВБ впервые  за 7 месяцев повысился по итогам месяца (на 1,3%), среднемесячная ставка по однодневным рублевым МБК снизилась с 9,4% годовых в ноябре до 8,6 – в декабре. На отдельных сегментах кредитного рынка также наблюдалось снижение ставок. Возобновившийся в декабре приток средств вкладчиков в российские банки способствовал  частичному  восстановлению  их активности на кредитном рынке. [3, с. 58]

     2008 г. стал переломным моментом в развитии современного российского финансового рынка. Тенденции, преобладавшие на нем в течение предшествующих лет (снижение ставок по кредитам и депозитам, рост котировок акций, понижение доходности облигаций), сменились на противоположные, причем многие ценовые показатели вернулись к уровню трех-, четырехлетней давности.

     Резкий  и быстрый перелом сложившихся в прежние годы тенденций и схлопывание «пузыря цен» активов, подпитывавшегося масштабным притоком иностранного капитала и значительной экспортной выручкой, вызвали ухудшение финансового положения многих участников рынка. Особенно пострадали те, которые проводили рискованную политику, основанную на ожиданиях  сохранения тенденций, сложившихся в 2005–2007 гг. Результатом этого стали многочисленные дефолты эмитентов по корпоративным облигациям, некредитоспособность отдельных банков и общий подрыв доверия к российской финансовой системе.

     Финансовый  кризис вынудил участников российского  рынка радикально пересмотреть свою стратегию. Вплоть до середины 2008 г. большинство  российских компаний и банков проводило  экспансионистскую политику на внутреннем и внешнем рынках, финансируемую за счет привлечения средств на мировом рынке. Во второй половине года они приступили к повышению стандартов качества  инвестиционных проектов и сокращению расходов (в частности, за счет уменьшения новых заимствований и опережающего погашения старых). Так, банки существенно ужесточили условия кредитования населения  (особенно в части ипотечных кредитов) и юридических лиц, заморозили ряд кредитных программ. Многие российские нефинансовые компании заявили о планируемом урезании своих  инвестиционных  программ,  прежде  всего в части зарубежных проектов.

     Сходную, сравнительно сдержанную политику проводили  участники  российского рынка  в начале 2000-х гг. Таким образом, российский финансовый сектор отступил к 2003–2004 гг. не только по уровню ценовых показателей, но и по финансовой тактике его участников. Основной фактор, обусловивший болезненную реакцию российского финансового сектора на глобальный кризис, – чрезмерно рискованная политика участников  финансового рынка  –  оказался в определенной степени преодолен.

     Изменение финансовой тактики компаний и банков позволяет не ожидать в 2009 г. существенного  ухудшения  ситуации  на  российском  рынке. Безусловно, она по-прежнему будет в значительной степени  зависеть от конъюнктуры мировых  финансовых и сырьевых рынков. Однако степень влияния внешних факторов на рынок, вероятно, будет ниже, чем в минувшем году.

     Последствия рискованной политики, проводившейся  участниками рынка в середине 2000-х гг., еще долго будут сказываться  на состоянии российского финансового сектора. Тем не менее, более осторожная политика участников российского рынка, в частности, постепенное сокращение чистых внешних заимствований российских компаний и банков, снижает уязвимость российской экономики новыми финансовыми шоками. Нельзя исключать и возобновления роста котировок на фондовом рынке или снижения ставок по  кредитам. Однако в силу перехода участников рынка к более осторожной политике и предполагаемого сохранения неблагоприятной внешней ситуации восстановление докризисного уровня этих показателей будет происходить существенно медленнее, нежели в последние предкризисные годы. [3, с.58-59] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовый рынок России