Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Развитой гражданский оборот характеризуется как наличием большого числа разнообразных сделок, так и многообразием участников. Реформирование отечественной экономики повлекло за собой переход от простой структуры субъектов хозяйственных отношений, включающей в себя главным образом государственные предприятия, к сложной, состоящей из хозяйственных обществ и товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов и различных некоммерческих организаций, для которых законодатель даже не установил закрытого перечня организационно-правовых форм. Появление новых участников гражданского оборота требует их тщательного изучения

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Содержание акционерного правоотношения . . . . . 5
1.1. Общая характеристика содержания акционерного правоотношения, осуществления и защиты прав акционеров . 5
1.2. Характеристика вещных прав на имущество акционерного общества . . . . . . . . . . . . . . . . 21
II. Субъективные права акционеров и их осуществление . . 40
2.1. Имущественные права акционеров и их осуществление . 40
2.2. Неимущественные права акционеров и их осуществление . 56
III. Особенности приватизации акционерного общества
закрытого типа "Малыш" . . . . . . . . . . . 76
3.1. Общая характеристика АОЗТ "Малыш" . . . . . . 76
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Список литературы . . . . . . . . . . . . . 81

Содержимое работы - 1 файл

акционерные общества.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

' cm.: Preinreich О. Ор. ciL P. 51.  
существующая в обязательственном правоотношении, в то время как при осуществлении права на ликвидационную квоту конкретным акционером он перестает быть субъектом акционерного правоотношения. Получив долю в имуществе ликвидируемого юридического лица, он выходит из состава членов общества, поскольку при этом происходит своеобразное возвращение сделанных когда-то взносов в уставный капитал акционерного общества, являющихся основой имущественного участия акционера в деятельности организации. Таким образом, для акционера, получившего ликвидационную квоту, прекращается и акционерное правоотношение. Полностью акционерное правоотношение прекращается с завершением процедуры ликвидации юридического лица, с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Рассмотрение форм и  порядка ликвидации акционерного общества выходит за рамки настоящего исследования.

2.2. Неимущественные права  акционеров. Их осуществление и  защита

Неимущественные права  опосредуют личное участие акционеров в деятельности акционерного общества. Это права особого рода. Не вызывает сомнения тот факт, что их нельзя отнести к категории имущественных прав, поскольку такие права, как право на участие в управлении акционерным обществом, на контроль за его деятельностью, право на информацию, возникают не по поводу имущественных благ. С другой стороны, они не подходят и под классическое определение личных неимущественных прав, которые неразрывно связаны с личностью управомоченного субъекта, в силу чего не могут отчуждаться иным лицам. Акционер, напротив, может передавать свои неимущественные права, например право голоса. Однако эти права осуществляются акционерами не изолированно, а только в рамках акционерного правоотношения, наряду с другими членскими правами. Поэтому передача неимущественных прав сопровождается их увязкой с имущественными правами и без этого невозможна. Так, доверительный управляющий может голосовать на общих собраниях акционеров, определяя в той или иной мере результаты голосования. Но он обязан при этом руководствоваться интересами акционера, передавшего ему соответствующие полномочия, что следует из п. 1 ст. 1012 ГК РФ. Основным интересом акционера является получение части прибыли от деятельности общества по итогам определенного периода. Если общество выпускает акции в виде обособленных документов, то доверительному управляющему передаются и сами ценные бумаги как материальные предметы, удостоверяющие комплекс прав акционера. При этом у доверительного управляющего не возникает на них права собственности.

 

Сказанное означает, что рассмотрение неимущественных прав акционера в отрыве от единого членского права, составной частью которого они являются, носит в значительной степени условный характер и возможно только в рамках научного анализа с целью их детального исследования.

Среди неимущественных  прав акционеров особое место занимает право на участие в управлении акционерным обществом. Деятельность по управлению акционерным обществом достаточно многообразна. Само по себе управление - это процесс упорядочения, регламентации той или иной деятельности. Управлять организацией - значит определять основные направления ее развития, ставить перед ней цели и способствовать их достижению.

Процесс управления акционерным  обществом может протекать в различных формах. Под формами управления обычно понимаются виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения'. При этом часто имеется в виду деятельность всех субъектов управления, а не только органов управления. Формы управления подразделяются на правовые и неправовые. Неправовые формы управления - это организационные действия, лишенные правового значения, и материально-технические операции. К этой категории можно отнести деятельность по организации планирования производства, осуществлению координации между структурными подразделениями акционерного общества, а также иные управленческие функции^. К правовым формам относятся действия управомоченных лиц, влекущие определенные правовые последствия, а именно: принятие правовых актов, заключение договоров; совершение иных юридически значимых действий.

В литературе особенно тщательно  изучались неправовые формы управления. Они стали основным предметом изучения современной американской науки управления, возникшей в начале XX века, благодаря усилиям Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Позже Луис Брандейс ввел термин «научное управление» (scientific management). В настоящее время в Америке существует несколько школ научного управления: классическая школа управления Тейлора, школа человеческих отношений Мэйо, эмпирическая школа Дэвиса, школа социальных систем Барнарда и новая школа научного управления Берталанфи^.

В акционерных обществах  управление в неправовых формах главным  образом осуществляется на низовых  ступенях административной лестницы. Его субъектами являются руководители конкретных подразделений, служб юридического лица. Однако и органы общества могут заниматься управленческой деятельностью в неправовых формах. Так, исполнительный орган об-

' См.: БахрахД.Н. Административное право. М., 1993. С. 124. ^ Об управленческих функциях см.: Кашанина Т. В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995. С. 242. "~ Си.. ГвишианиДМ. Организация и управление. М„ 1972. С. 181-213; 242; 251-252.

 

щества, согласно п. 3 ст. 103 ГК РФ и пп. 1,2 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах», решает все вопросы, касающиеся текущей  деятельности общества, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров. Очевидно, что решение большинства вопросов текущей деятельности не будет иметь правовых последствий. В гораздо меньшей степени неправовой характер может носвгть управленческая деятельность совета директоров. Среди немногочисленных примеров отметим определение советом директоров приоритетных направлений развития акционерного общества (п. 1 ст. 65 Закона «Об акционерных обществах»). Что касается высшего органа управления акционерным обществом - общего собрания акционеров, то его управленческая деятельность практически всегда имеет правовые формы. То же самое можно сказать и об отдельно взятых акционерах, участвующих в управлении акционерным обществом.

Субъективное право  участия в управлении обществом  имеет сложную структуру и, подобно  праву собственности, включает в себя несколько самостоятельных правомочий.

Во-первых, оно включает право требовать созыва годового собрания акционеров, если совет директоров не осуществляет его проведение в положенные уставом сроки. Кроме этого акционер или группа акционеров вправе требовать проведения внеочередного общего собрания. Для этого они должны обладать не менее чем 10 % голосующих акций общества на дату предъявления требований (п. 1 ст. 55 Закона «Об акционерных обществах»).

Во-вторых, рассматриваемое  право включает возможность участия в подготовке проведения общего собрания акционеров. Следует отметить, что по отечественному законодательству данным правомочием обладают не все акционеры, а только те из них, кто обладает не менее чем 2 % голосующих акций общества. Такие лица вправе внести не более двух предложений в повестку дня годового собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров и ревизионную комиссию. Акционеры могут осуществить подобное право в определенный уставом срок. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 53 Закона «Об акционерных обществах», это должно быть сделано не позднее 30 дней после окончания финансового года. Если по требованию владельцев не менее чем 10 % голосующих акций проводится внеочередное собрание, то повестка последнего предлагается инициаторами созыва. Возможность рядовых акционеров участвовать в формировании повестки общего собрания ограничивается не только в российском законодательстве. Так, например, из ст. 160 Закона Франции «О торговых товариществах» следует, что включать в повестку общего собрания проекты решений по каким-либо вопросам могут лишь лица, представляющие не менее 5 % уставного капитала.

По законам большинства  американских штатов совет директоров акционерного общества в ряде случаев может проигнорировать предложения рядо-

 

вых акционеров по формированию повестки общего собрания. Такое решение принимается советом директоров, если предложения акционеров противоречат действующему законодательству, связаны с личной жалобой акционера на общество или отдельных его управляющих, а также если акционер владеет акциями на сумму менее 1000 $ или менее чем 1 % от общего числа находящихся в обращении акций и в ряде других случаев'.

В-третьих, правом участия  в управлении обществом охватывается возможность участия в общем собрании акционеров. Список акционеров, имеющих указанное право, составляется на основании данных реестра на дату, устанавливаемую советом директоров. Однако эта дата не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за шестьдесят дней до даты его проведения (абз. 2 п. 1 ст. 51 Закона «Об акционерных обществах»). Данное правило имеет одно исключение, касающееся голосования бюллетенями. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 51 цитируемого Закона, при участии в определении кворума и голосовании бюллетеней, дата составления списка акционеров устанавливается не менее чем за сорок пять дней до даты проведения общего собрания. Изменения в составленный список могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.

В-четвертых, рассматриваемое  право включает право голоса. Согласно п. 2 ст. 31 Закона «Об акционерных  обществах», владельцы обыкновенных акций имеют право голоса по всем вопросам компетенции общего собрания акционеров. По общему правилу одна обыкновенная акция предоставляет своему владельцу один голос. В Англии существовал иной подход. Считалось традиционным голосовать на общем собрании путем поднятия руки. При этом каждый акционер, независимо от количества принадлежащих ему акций, имел право на один голос. Данный принцип общего права действует в настоящее время только в том случае, если внутренний регламент акционерного общества не предусматривает иного положения. В подавляющем большинстве внутренние регламенты закрепляют классическое правило романо-германской системы: одна акция - один голос^. Акция может предоставлять своему владельцу и больше одного голоса. Такие акции, названные многоголосыми, получили наибольшее распространение в США^. Но даже обычная акция, дающая право одного голоса, в некоторых случаях может предоставлять большее количество голосов. Речь, в частности, идет о кумулятивном голосовании при выборе членов совета директоров акционерного общества. В России процедура кумулятивного голосования обязательна для тех акцио-

* См.: Акционерная корпорация. М., 1992. С. 42-44. ^ cm.: Charlsworth'sJ. Company law. L., 1968. P. 237. ^ cm.: Ландкоф C.H. Указ. соч. С. 32.

 

нерных обществ, где число владельцев обыкновенных акций превышает тысячу человек (абз. 1 п. 4 ст. 66 Закона «Об акционерных обществах»), но она может применяться и в обществах, в которых число акционеров, имеющих обыкновенные акции, не доходит до указанной цифры. В последнем случае возможность применения кумулятивного голосования должна быть предусмотрена в уставе акционерного общества. Сущность подобного голосования заключается в том, что на каждую голосующую акцию общества приходится количество голосов, равное общему числу членов совета директоров. Законодатель предоставляет акционеру право отдать голоса по принадлежащим ему акциям полностью за одного кандидата или распределить их между несколькими кавдвдатами в члены совета директоров (абз. 2 п. 4 ст. 66 цитируемого Закона).

Процедура кумулятивного  голосования была заимствована отечественным законодателем из акционерных законов американских штатов. Впервые она была введена в 1870 году в штате Иллинойс по аналогии с пропорциональным представительством различных групп на политической сцене Америки'. Кумулятивное голосование традиционно рассматривается как один из способов защиты прав мелких акционеров^. Оно позволяет им провести в состав совета директоров своего представителя, который сможет отстаивать интересы выдвинувшей его группы. Конечно, подавляющее большинство мест в совете директоров получают обычно владельцы крупных пакетов акций, и представитель рядового меньшинства не может им реально противостоять. Однако он имеет возможность посещать заседания совета директоров, что позволяет быть в курсе рассматриваемых там вопросов. Представитель меньшинства обладает всей полнотой информации о деятельности совета директоров. Данный факт в значительной степени уменьшает возможность злоупотребления со стороны остальных директоров, представляющих крупный капитал.

Существует математическая формула, позволяющая определить, сколько потребуется голосов группе акционеров в той или иной ситуации для проведения в совет директоров своих представителей^. Она выглядит следующим образом:

у Y^N' "~ N+1

Х — число акций, необходимых  для проведения в совет директоров определенного числа своих представителей. N' - это и есть то самое опреде-

' См.: Непп Н., Alexander J. Ор. cit. P. 495. ^ См.: Ласк Г. Указ. соч. С. 433-444; Зайцева В.В. Указ. соч. С. 40. ^ См.: Williams. Cumulative Voting for Directors. Harvard, 1951. P. 40-46.

 

ленное число. Y - общее количество акций, голосующих на собрании. N -общее число выбираемых директоров.

Из приведенной формулы  следует, что математически возможно установление меньшинством акционеров полного доминирования в совете директоров, но только в случаях, когда влиятельные акционеры допускают серьезные просчеты при голосовании. Классическим примером служит дело Pierce V. Commonwealth, рассмотренное в 1883 году'. В акционерном обществе проходили выборы в совет директоров, состоящий из шести человек. Наиболее влиятельная группа акционеров решила провести своих кандидатов на все вакантные места, распылив голоса между шестью претендентами. Менее влиятельная группа акционеров сконцентрировала голоса на четырех представителях. В результате в шестиместный орган управления были избраны четыре представителя от меньшинства акционеров. Суд утвердил итоги выборов.

Акционер может голосовать на общих собраниях путем поднятия руки. Однако такой способ голосования возможен лишь в небольших акционерных обществах, в которых акционеры хорошо знают друг друга и осведомлены о количестве акций, которыми владеют пришедшие на собрание члены общества. Поэтому в п. 1 ст. 60 Закона «Об акционерных обществах» зафиксировано правило, согласно которому голосование на общем собрании акционеров общества с числом владельцев голосующих акций более ста осуществляется только бюллетенями для голосования, форма и текст которых утверждается советом директоров. В таких обществах подсчет бюллетеней осуществляет счетная комиссия или специализированный регистратор общества, если в последнем насчитывается более пятисот владельцев обыкновенных акций. Для акционеров предусматривается также возможность заочного голосования практически по всем вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания. Для того, чтобы заочное голосование было признано действительным, в нем должны участвовать акционеры, владеющие в совокупности не менее чем половиной голосующих акций общества. Из смысла абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона «Об акционерных обществах» следует, что не могут приниматься заочно решения по вопросам, рассматриваемым в обязательном порядке годовым собранием акционеров, например, о выборах в совет директоров, ревизионную комиссию, об утверждении годового отчета и так далее.

Информация о работе Акционерные общества