Венчурный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире, движимым научно-техническим прогрессом и инновациями, большое внимание уделяется разработке и освоению новаций, без которых дальнейшее развитие в обществе было бы невозможно. Поэтому особую роль приобретает венчурное предпринимательство. Венчурный бизнес – это новая форма малого предпринимательства, значимость которого на данном этапе новейших технологий значительно возросла. В связи с тем, что этот вид предпринимательства только начинает устанавливаться в России и дальнейший его прогресс активизирует развитие экономики, необходимо укрепить этот вид бизнеса. Именно поэтому данная тема является значимой.

Содержание работы

Введение 3
1. Венчурный бизнес понятия, основы, значение 5
1.1. Сущность Венчурного Бизнеса 5
1.2. Значение венчурного бизнеса в рыночной экономике 10
1.3. История венчурного бизнеса 14
1.4. Особенности венчурного бизнеса в странах Европы и США 21
2. Особенности венчурного предпринимательства в России 23
2.1. Характеристика основных этапов венчурного бизнеса в России 23
2.2. Проблемы и их решение в венчурном бизнесе в России 30
Заключение 33
Список литературы 34

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая экономика венчурный бизнес.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

    Объем венчурных инвестиций в Европе за период 1996-2000 годы составил более 91 млрд. евро, из них 27,5% инвестиций было направлено в высокотехнологический сектор. Ежегодный объем инвестиций в странах ЕС со стороны более чем 500 действующих здесь венчурных фондов достигает 14,5 млрд. евро. Но, в отличие от американских, европейские фонды рискованного финансирования стараются вкладывать средства не в начальный, а в уже зрелый, хорошо зарекомендовавший себя бизнес. В Западной Европе венчурный капитал используется в основном на цели развития предприятий. Следует отметить, что в 1980-х годах активность инвестирования в акции частных фирм в Европе (кроме Великобритании и Нидерландов) была очень невысокой. Примерно 1/3 всех инвестиций предоставлялась банками, которые, как известно, ориентированы на более безопасные операции. С середины 1990-х годов начался бурный рост объемов венчурного финансирования. Так, за один только 1997 год венчурные инвестиции в Германии возросли больше чем на 650%, в Швеции - почти на 2000%. В этот же период все больше компаний стали получать "стартовые" венчурные инвестиции: если в 1996 году их объем составлял 6%, то в 1997 году он вырос до 10%. Возросло венчурное финансирование инновационной деятельности малых фирм: за один только 1997 год доля таких фирм увеличилась на 71% .

    Одной из причин такого стремительного развитие венчурной индустрии в те годы стал возникший тогда интерес топ-менеджеров к приобретению компаний, на которых они работали. Такая структура венчурного капитала характерная сегодня для Великобритании и Франции. Исключением для Европы являются Нидерланды, где венчурное финансирования организовано примерно так, как в Северной Америке. Но если в США преобладают инвестиции в высокие технологии (фирмы, основанные на базе инновационных технологий, составляют там около 60% компаний, получивших венчурные инвестиции), то в Западной Европе венчурные инвестиции распределяются между различными отраслями довольно равномерно, и процесс финансирования программ развития охватывает широкий спектр компаний, не ограничиваясь только высокотехнологическими фирмами.

    Важную  роль в развитии венчурной индустрии  в Европе сыграли меры государственной  политики. Правительства западноевропейских стран создают благоприятные  условия для развития венчурных  фондов. Например, правительство Голландии гарантирует покрытие половины возможных убытков, связанных с инвестированием в частные компании. Венчурные фонды Голландии и Франции черпают инвестиционный капитал главным образом в самых больших банках и страховых компаниях, в Великобритании - в пенсионных фондах, на которые приходится около трети всех финансовых вливаний. Это объясняется тем, что в Великобритании на пенсионные фонды, которые инвестируют в венчурный бизнес, распространяется льготный режим налогообложения. Такое целенаправленное государственное вмешательство обеспечило быстрое развитие венчурной индустрии в западноевропейских странах. Если в начале 1980-х лет Западная Европа значительно уступала США по суммарному объему венчурного капитала, то уже в начале 1990-х годов эти государства, вместе взятые, не только догнали, но и перегнали американцев.18

    В последнее время значительное развитие венчурная индустрия получила не только в европейских странах, но и в Японии, Китае, Республике Корея, Сингапуре, Израиле, Австралии, Чили, Мексике. Более того, венчурный капитал из «посевного капитала» (seed capital) и «стартового капитала» (start capital), не уменьшая своей роли «катализатора» малого бизнеса, перешел в более зрелые стадии своего развития и начал становится еще «капиталом развития» (development capital) и «капиталом расширения» (expansion capital).19

 

1.4 Особенности  венчурного бизнеса  в странах Европы  и США

    Рассмотрение  особенности механизма венчурного бизнеса в Европе и США, сталкивает нас с проблемой различия между этими двумя регионами. В США, где венчурный процесс уже давно отлажен, вся юридическая документация относительно стандартна. Существует всего лишь несколько основных «шаблонов», представляющих «фирменные» стили небольшого числа ведущих венчурных юридических фирм. На относительно незрелом европейском рынке царит полное разногласие правил. При этом, расхождения между перечнем условий и юридической документацией могут достигать значительных масштабов. Нередко даже на уровне отдельной фирмы не существует единых стандартов, одно крупное европейское агентство прямого частного инвестирования имеет дело, по меньшей мере, с тремя различными группами юридических фирм, а также с множеством  партнеров внутри каждой фирмы, и все они используют свои собственные форматы. Перечни условий в американском стиле в избытке заполонили Европу в период бума. Однако различия в юридических нормах неизбежно породили трудности с переводом. В своей основе европейское законодательство призвано защищать кредиторов, в то время как американское – целиком на стороне акционеров. Например, в Европе фирма может выкупить свои акции только в том случае, если она имеет распределяемые резервы. В США фирме достаточно просто обладать деньгами. Поэтому европейским юристам приходится применять изощренные способы, чтобы воспроизвести нормы, вполне естественные в американских условиях.

    Существуют и идейные различия. Американские венчурные капиталисты привыкли весьма прямолинейно понимать свое участие в сделке и старались оказывать влияние на компанию, участвуя через своих представителей в работе ее правления. Подобный подход куда более пропитан духом партнерства, чем европейский. Обе стороны принимают участие в работе, и есть только два возможных исхода – или все зарабатывают  много денег, или все много теряют. Между этими двумя путями, с точки зрения перечня условий, практически не существует различий. В Европе, напротив, господствует стиль мышления, связанный с выкупом компании менеджером. Кроме всего прочего, это означает, что инвесторы не в такой степени интересуются работой в правлении. Куда больше они озабочены составлением сложных инвестиционных соглашений, определяющих отношения, которые скорее напоминают отношения между банком и заемщиком. Регулирующие статьи носят характер «отрицательного контроля» (стремятся максимизировать количество возможностей, когда венчурный капиталист смог бы наложить запрет). На это существуют вполне очевидные исторические причины. В США венчурный капитал и выкупы за счет использования заемных средств представляют собой две совершенно разные отрасли. В Европе, напротив, господствует подход компании ICFC, которая начала структурировать свои инвестиции как  ссуды с дешевым собственным капиталом. Для компаний этот подход куда менее привлекателен, однако подобные схемы вполне одобрялись бухгалтерами и юристами, консультирующими предпринимателей. Для американских предпринимателей эти схемы были неприемлемы вследствие высокой конкуренции между многочисленными венчурными капиталистами.

    После кризиса 2000 года, венчурные фирмы  начали вводить все более суровые  статьи в «перечень условий». Распространение  более жестких условий в США привело к некоторому сокращению между европейскими и американскими принципами венчурного бизнеса. Более того, произошло и встречное движение, поскольку европейцы принялись использовать схемы американских венчурных капиталистов.

    По  итогам различия венчурного предпринимательства в Европе и США можно сказать что в основе должна лежать хорошо проработанная законодательная база. Договор определяют весь последующий период развития фирмы, и качественная экономика, в которой венчурный механизм будет работать на полную силу, нуждается в благоприятной законодательной базе, а так же  ее постоянном улучшении. 
 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ВЕНЧУРНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ.

2. 1 Характеристика основных  этапов венчурного  бизнеса в России.

    Страны  Восточной Европы значительно отстают от западноевропейских государств по уровню развития рынка венчурного капитала. На начальных этапах реформирования их экономик здесь отсутствовали институты, необходимые для реализации венчурных вложений стандартными для западных стран методами. Инвестиции в основном осуществлялись в традиционной кредитной форме. Вместе с тем большинство экспертов сходится на том, что рынок венчурного капитала в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза имеет широкие возможности для дальнейшего роста. В связи с этим, представляет интерес история развития венчурного бизнеса в нашей стране.

    И. Гладких предложил в истории  развития венчурного предпринимательства  в России выделить 4 этапа:

    1 этап. Начало 1993 – 1999 гг.

    Точкой отсчета венчурной индустрии в России следует считать 1993 год, когда на Токийском саммите между правительствами стран "большой семерки" и Европейским Союзом было принято Соглашение о поддержке только что приватизированных предприятий по Государственной программе массовой приватизации, в рамках которой около 15 000 малых и средних предприятий перешли в руки собственников. В период с 1994 по 1996 год постепенно было создано 11 Региональных Венчурных Фондов в партнерстве между Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), выделившим 310 млн. долларов на финансирование акционерного капитала, и странами - донорами (Франция, Германия, Италия, Япония, США, Финляндия, Норвегия и Швеция), выделивших 207 млн. долларов в виде безвозмездных ссуд. Кроме 11 региональных фондов ЕБРР, начали свою деятельность 3 американских фонда и 5 фондов, созданных совместно ЕБРР и Международной Финансовой Корпорацией

    На  этом этапе венчурные фонды в  основном создавались по инициативе Европейского банка реконструкции  и развития, как региональные фонды  ЕБРР. Их работа регламентировалась множеством обязательных условий, ограничивающих развитие венчурного финансирования:

  • инвестировать исключительно путем выпуска новых акций;
  • доля ЕБРР должна быть в пределах 25,1 - 49,9%;
  • не допускаются инвестиции в предприятия ликероводочной, табачной промышленности и отрасли, связанные с производством вооружений;
  • не допускаются инвестиции в финансовые операции, банковскую и страховую деятельность.20

    На  начальном этапе, по мере прихода  на рынок новых фондов, стихийно формировались элементы негосударственного сектора инфраструктуры: Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, система профессиональных мероприятий, в большей степени ориентированных на прямых инвесторов. В 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве. Исполнительным директором РАВИ избрана Альбина Никконен. Основная цель Российской ассоциации венчурного инвестирования: содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России.

    Появились сообщения о создании первых отечественных  венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов. Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998 г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России по меньшей мере на несколько лет.21 Из действующих в России 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций более половины прекратили свою деятельность, а некоторые так и не отважились ее начать.

    В это время инвесторы и менеджеры  управляющих компаний были вынужденные  просмотреть свои подходы к ведению  бизнеса. Региональные венчурные фонды  ЕБРР с помощью слияния были укрупнены, а неэффективные управляющие команды были заменены более дееспособными. Практически из 11-ти региональных венчурных фондов ЕБРР к 2001 году остались 3 самые сильные группы, управляемые немецкой "Quadriga Capital" (Санкт-Петербург, Центральная часть России), голландской "Eagle" (Урал, Казахстан) и скандинавской "Norum" (Западный и Северо-Западный регионы).22

    2 этап. 2000 – 2006 гг.

    В это время начинается становление  инфраструктуры при поддержке государства: по Распоряжению Правительства РФ №362-р  от 10.03.00 г. в соответствии с "Основными направлениями развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов  в научно-технической сфере на 2000-2005 годы" был создан Венчурный Инновационный фонд. Целью его деятельности было формирование системы венчурного инвестирования и организация новых инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом. Следуя мировой практике, инвестиционный вклад ВИФ не является определяющим по объемам и составляет не более 10% от объема фонда. Создавая прецеденты, он инициирует формирование сети региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, непосредственно осуществляющих прямые инвестиции в инновационные проекты.23

    С 2000 г. поддерживается развитие системы венчурных ярмарок.  Особенностью Венчурной Ярмарки является то, что объектом презентации на ней является бизнес, а предметом торга - доля компании. Основная задача Ярмарки - создание коммуникативной площадки, на которой технологические компании получают возможность представить венчурным капиталистам и другим инвесторам свой бизнес, продукцию, рыночную нишу, а инвесторы - оценить представляемые проекты.

    При этом, по словам И. Гладких, «Венчурная ярмарка – больше чем просто выставка или просто демонстрация инновационного ландшафта российской экономики. Для инновационных компаний высокотехнологичного сектора участие в Венчурной ярмарке – это полноценный инструмент интеграции в инвестиционную среду. Те предложения, которые  предстоит представить на Ярмарке, должны быть адекватны требованиям и ожиданиям инвесторов. Но для того, чтобы достичь нужного уровня, обрести качество, необходимое для участия в Ярмарке, компаниям необходимо пройти через сито экспертного отбора, а руководителям компаний - побывать на специализированных обучающих семинара. И только после этого, когда они подготовлены к встрече с потенциальным инвестором, не только с организационной стороны, не только с «бизнес стороны», но и психологически, компании могут быть представлены на Российской Венчурной Ярмарке».24

    При этом отраслевой спектр участников на венчурной Ярмарке не ограничен. Традиционно на Ярмарке представлены как компании, находящиеся на стадиях расширения и диверсификации бизнеса, способные привлечь крупных российских и зарубежных инвесторов, так и недавно образованные фирмы  представляющие интерес для бизнес-ангелов и венчурных фондов, работающих с компаниями ранних стадий.

Информация о работе Венчурный бизнес