Средний класс в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Средний класс - совокупность социальных слоев населения, занимающих в системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В развитых странах средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………....….…....2

1. Определение среднего класса:

1.1. Теоретическая основа……………………………………….………...3

1.2. Кого следует относить к среднему классу в России………………...5

3. Проблемы формирование среднего класса:

3.1. Дисбаланс между статусом и уровнем дохода. Некоторые статистические данные (сравнение с зарубежными показателями)……………………………………………………...……...12

3.2. Темпы роста среднего класса в России……………………….….....15

4. Экономические возможности увеличения численности среднего класса ………………………………………………………………….......17

5. Роль среднего класса в экономике…………………….………….………………………………...20

Заключение…………………………….………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………...24

Содержимое работы - 1 файл

Kyрсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Степень неожиданности  была неодинаковой для занятых в различных секторах экономики. Занятые в реальном секторе экономики наиболее адекватно воспринимали как сложившуюся в преддверии кризиса финансово-экономическую ситуацию, так и способности правительства предотвратить или минимизировать кризис. Занятые в финансовом секторе проявили одновременно и наибольшую осведомленность, и оптимизм, рассчитывая, что кризис их мало затронет. Значительно меньшую осведомленность о перспективах кризиса проявили респонденты, занимающиеся консалтингом и, казалось бы, обязанные делать профессиональные прогнозы развития экономической ситуации. Большинство же работников науки, образования и здравоохранения были застигнуты врасплох.

Руководящему  составу удается лучше отслеживать  ситуацию, чем наемным работникам: лишь 5% наемных работников понимали, что масштабный кризис неизбежен, в то время как среди "первых лиц" таких 50%, а среди их заместителей - 45%.

Понимание грозящей катастрофы требовало каких-то действий. Однако ни детальное изучение тактики  действий в предшествующие кризисные ситуации, ни анализ реального положения дел накануне кризиса не позволяли выработать однозначно успешную тактику поведения.

Известно, что  в наибольшей степени выиграли те, кто имел наличные доллары и валютные вклады в Сбербанке РФ. Однако из всех банков наиболее тяжелая ситуация после кризиса сложилась именно у Сбербанка РФ, выступавшего самым активным игроком на рынке ГКО. Можно с высокой долей уверенности утверждать, что валютные вкладчики Сбербанка РФ получили свои вклады в полном объеме только потому, что их численность была весьма мала. По данным ВЦИОМа подавляющее большинство предпочитает не хранить сбережения в банках и иностранная валюта рассматривается в качестве лучшей формы хранения сбережений. Приоритетность иностранной валюты при выборе стратегий сберегательного поведения еще больше возрастает, когда речь заходит о больших суммах денег: с такой позицией согласны 77% тех, кто избрал однозначную точку зрения (да, нет). И это несмотря на то, что перед августовским кризисом у определенной части населения операции с валютой ассоциировались с некоторыми трудностями: 24% придерживались мнения, что сбережения неудобно хранить в валюте из-за организационных сложностей (нет поблизости обменных пунктов, неудобный режим их работы и т.д.); 48% согласились с тем, что люди опасаются совершать валюто-обменные операции из-за того, что боятся обмана или ограбления.

Накануне кризиса  население не опасалось за обесценение  своих долларовых сбережений в случае принятия мер, ограничивающих свободную  конвертацию иностранной валюты. И, как известно, действительно после августовского кризиса, когда возник дефицит наличных долларов в обменных пунктах, "черный" валютный рынок наладился оперативно и повсеместно. Население преодолело барьер негативного отношения к какому-либо неформальному рынку. Таким образом, накануне кризиса в массовом сознании российских граждан сложилось мнение, что деньги лучше хранить в валюте, но, учитывая опыт прошлых кризисных ситуаций, некоторые предпочли их хранение на валютных счетах, а не в наличной форме, так как возможны некоторые запретительные барьеры на обращение наличной валюты. Респонденты-представители "группы успешной адаптации" в основном и реализовывали эту стратегию: из тех, кто предпринимал какие либо действия накануне кризиса, 53% успели перевести большинство своих активов в наличную валют, а 17% перевели активы фирмы и личные сбережения за рубеж (70% из них - руководители фирм и предприятий). Следует также отметить, что 32% потенциальных представителей среднего класса ничего не предпринимали и причины их такой тактики были следующие:

      • неуверенность в правильном выборе стратегии поведения;
      • стратегия поведения была известна, но не успели ее реализовать до кризиса, так как предполагали, что кризис наступит позже;
      • были уверены, что бизнес не пострадает от кризиса;
      • не ожидали столь глубокого кризиса;
      • кризис ожидали, но не видели возможности предпринять быстрые и эффективные меры предосторожности.

В предкризисный  период перевод активов в иностранную  валюту являлся не единственной приоритетной стратегией для "группы успешной адаптации": среди тех, кто предпринимал определенные шаги по смягчению последствий кризиса, 42% покупали недвижимость и прочие дорогостоящие предметы и 23% возвращали валютные долги, чтобы не оказаться в долговой ловушке после девальвации.

Таким образом, разразившийся в августе 1998 г. кризис в принципе ожидался представителями "группы успешной адаптации", однако для многих оказался неожиданным  период его наступления и масштаб  последствий. Большинство представителей среднего класса готовились к предстоящему кризису, но не все выбрали правильную схему демпфирующих мероприятий. В частности, накануне кризиса около 10% общего объема накоплений респондентов находилось на счетах в коммерческих банках, что составляло 50% от общего объема организованных сбережений (счета во всех банках, включая и зарубежные). При этом 28% респондентов имели валютные счета в коммерческих банках и 13% - рублевые.  

2.1. Оценка масштабов кризиса

 Разразившийся кризис в разной степени затронул респондентов: лишь 9% ответили, что кризис их не коснулся, 57% сильно пострадали от кризиса, 28% - незначительно, а 5% отметили, что кризис способствовал увеличению их капитала. Негативные последствия кризиса для представителей формирующегося среднего класса проявились в следующем:

      • 67% респондентов отметили сокращение доходов;
      • 22% отметили, что вследствие кризиса увеличилась дебиторская задолженность перед ними;
      • 16% респондентов сказали, что существенно пострадал их бизнес;
      • 13% отметили потерю ликвидных накоплений;
      • 12% считают, что из-за кризиса увеличился объем их кредиторской задолженности;
      • 4% зафиксировали потерю работы;
      • 12% вообще не испытали не себе негативные последствия кризиса.

Масштабы кризиса  по-разному сказались на секторах экономики. В наименьшей степени пострадали от кризиса респонденты, занятые консалтинговой деятельностью и услугами. Наибольшие потери понесла торговля: среди респондентов-представителей данной сферы экономики наблюдается наибольшая концентрация тех, кто одновременно потерял и доходы и сбережения и бизнес. Исследование не показало существенных изменений на рынке труда вследствие финансового кризиса: лишь 4 респондента лишились работы, но менее через год уже имели другую работу. Можно предположить, что рынок труда отразил удар кризиса, хотя несколько сжался. Часто звучавшие предположения о том, что следствием кризиса станут массовые высвобождения в банковско-финансовом секторе, инвестиционной и страховой области, рекламе, не оправдались. Вместе с тем сжатие рынка труда более остро ставит проблему вовлечения новых социальных групп, прежде всего, получившей соответствующее образование молодежи, в те сферы экономики, которые до кризиса считались наиболее привлекательными. Перспективы расширения социального слоя, способного образовать устойчивый средний класс, таким образом, сократились.

Говоря о сокращении доходов как о главном негативном следствии финансового кризиса, следует иметь в виду их (доходов) рублевую и валютную составляющие. Во-первых, доходы двух третей респондентов находятся в валютной зоне, что в большой степени предполагает иллегальный характер деятельности. Заметен также тот факт, что доходы 8% опрошенный вообще не связаны с рублевой денежной массой. Во-вторых, сократились и рублевая и валютная составляющие доходов, но валютные доходы сократились в большей степени. В-третьих, те респонденты, чьи валютные поступления не изменились или сократились незначительно, получили выигрыш из-за отставания роста рублевых цен от роста курса доллара. И, в-четвертых, небольшая доля респондентов, чьи доходы не изменились, говорит о высокой степени нестабильности социально-экономических условий, вынуждающей респондентов-представителей протосреднего класса отказываться от долгосрочных адаптационных стратегий, демонстрировать ситуативно-рациональный тип поведения и применять эффективные при данных условиях краткосрочные неинвестиционные бизнес-стратегии

Расчеты средневзвешенного  объема ликвидных накоплений у представителей формирующегося среднего класса до и после (через 9 месяцев) кризиса свидетельствуют о снижении объемов капитала, но не о таком катастрофическом, как предполагали некоторые аналитики. До кризиса средневзвешенный объем накоплений оценивался на уровне 150-155 долл. в расчете на одно домохозяйство, а через девять месяцев после кризиса - 122-125 долл., что составляет около 80% от докризисного уровня. В результате из общего числа опрошенных 9% перешли в более высокую группу, 58% не изменили принадлежность группе, а 33% понизили группу ликвидности капитала. При этом обнаружено, что в первую очередь сократился объем сбережений наиболее обеспеченных групп: спустились на одну ступень 79% от числа всех понизивших свой уровень сбережений, и 21% от этого числа понизили уровень сбережений более, чем на одну ступень.

Как и ожидалось, самой распространенной формой накоплений в предкризисный период была иностранная  валюта, которая имелась в наличии  у 79% опрошенных. С точки зрения распространенности, следующими по ранжиру приоритетными формами концентрации ликвидного капитала являлась недвижимость (59%).

Последствия кризиса оказались катастрофическими для незначительного числа респондентов. Пятой части респондентов удалось достаточно оперативно переориентировать бизнес. Необходимость переориентации бизнеса возникла, главным образом, в двух сферах экономики - торговле и реальном секторе. В значительной степени переориентировали свой бизнес и респонденты, занятые в сфере консалтинга, но здесь основной причиной переориентации стало формирование потребностей на консультационные услуги по проблемам взаиморасчетов после кризиса, возврата долгов, реструктуризации бизнеса и пр. Другими словами, спрос породил предложение и высвободившиеся работники кредитно-финансового сектора "нашли себя" на поприще преодоления проблем, созданных сектором их предкризисной занятости. 

3. Проблемы становления среднего класса в современной России.

3.1. Дисбаланс между статусом и уровнем дохода. Некоторые статистические данные (сравнение с зарубежными показателями).

Трансформационные социально-экономические процессы в нашей стране сопровождались снижением уровня доходов большинства населения, причем, крайне неравномерно по отраслям и формам собственности. Сложившаяся дифференциация не поддаётся сколько-нибудь разумным объяснениям, особенно в сравнении с зарубежными показателями.

Журнал «Money» провёл исследование, в ходе которого были определены 10 самых престижных профессий:

  • программист (средняя зарплата - 80,5 тыс. долл. в год);
  • профессор, преподающий в ВУЗе (81,5 тыс.);
  • ассистент врача (75 тыс.);
  • фармацевт (90 тыс.);
  • психолог (66,5 тыс.);
  • финансовый консультант (122 тыс.);
  • специалист по кадрам (73,5 тыс.);
  • менеджер по маркетингу (82,5 тыс.);
  • IT-администратор (83 тыс.)1

Профессии выбирались по разным критериям, и зарплата –  лишь один из них. Исключительно по критерию заработка в лидеры выбились терапевты и хирурги: их годовой доход составляет в среднем 247 тыс. долл. Зарплата же врача в России даже по условиям национального проекта «Здоровье» не превышает 15 тыс. руб. в месяц (около 4,7 тыс. долл. в год), то есть в 53 раза меньше. Ещё ниже заработок таких медицинских профессий из американской «золотой десятки», как фармацевты и ассистенты врача; средняя зарплата работников государственного здравоохранения в России в 2007 г. – 10023 руб. в месяц.2

Работать медиком  в США доходно, а профессором в университете – ещё и престижно. Если же профессор достигает уровня заведующего кафедрой и является доктором наук, он переходит из среднего в состоятельный класс (с заработком в несколько сотен тысяч долларов в год).В России профессор МГУ, будучи доктором наук и заведующим кафедрой, в 2006 г. Получал со всеми надбавками 12-15 тыс. руб.3 Создаётся парадоксальная ситуация: у высокопрофессиональных специалистов зарплата – даже по российским меркам – мизерная. В научно-исследовательских институтах, не входящих в систему РАН, оплата труда специалистов со степенью не превышает 10 тыс. руб.

Зарплата американского  учителя - 4 тыс. долл. в месяц, что  на 1 тыс. выше средней по стране. И  это естественно, поскольку преподавательский  труд требует высокой культуры, специального педагогического образования и особой социальной ответственности. В России же средняя заработная плата в госучреждениях образования, по данным Росстата, в 2007 г. составила 8.8 тыс. руб., то есть в 1.5 раза меньше средней по стране. Такие же разительные отличия наблюдаются при сравнении показателей заработной платы по другим профессиям, обладатели которых, по идее, должны относиться к так называемому среднему классу (табл. 2). 

Таблица 2. Среднемесячная заработная плата по укрупнённым профессиональным группам.

Группа Численность, тыс. человек Заработная  плата, тыс. руб. Структура заработной платы  в 2005 г. %
тарифный  заработок выплаты по районному регулированию прочие  выплаты
Руководители 1988 15,2 60,5 12,2 27,3
Специалисты высшего уровня квалификации 4831,7 9,4 63,6 11,3 25,1
Специалисты среднего уровня квалификации 2361,1 7,2 62,1 13,4 24, 5
Квалифицированные рабочие 3787,9 9,4 56 13,7 30,3
Операторы, аппаратчики, машинисты 3554,5 10 52,5 17,3 30,2
Средняя заработная плата   8,5 53,9 13,4 27,3
Источник. Белоконная Л., Гимпельсон В., и др. Формирование заработной платы: взгляд сквозь призму профессий//Вопросы экономики. 2007. №10. С.257.

Информация о работе Средний класс в России