Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - отражение взаимосвязи денежно-кредитной политики с другими формами регулирования экономики и возможностей денежно-кредитных рычагов в эффективном устранении макроэкономического неравновесия.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуре кредитно-денежной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-денежной системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития кредитно-денежной системы Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Кредитно-денежная система: общетеоретический аспект, понятие, структура, виды………………………………………………………………………………..5
2. Механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов…………………………………….16
3. Особенность кредитно-денежной системы Республики Беларусь и перспективы её развития……………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературных источников……………………………………………...48
2.2. Трансмиссионный механизм и основные каналы влияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики
2.2.1.
Теоретические аспекты
трансмиссионного механизма
Что собой представляет механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальную экономику? В начале 2000-х гг. поиском ответа на вопрос задалось большинство развитых стран мира. Интерес к механизму трансмиссии в Соединенных Штатах возрос в свете финансовых инноваций, изменений на фондовом и ипотечном рынке, произошедших в начале XXI века. В Европе центральные банки озабочены поиском схожих структур трансмиссионного механизма стран еврозоны для проведения единой денежно-кредитной политики. В Японии предпринимаются попытки манипулировать различными каналами трансмиссии для выхода из экономической стагнации, длящейся уже более десятилетия. В России исследование трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики является актуальным, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, макроэкономическая стабилизация, достигнутая после кризиса 1998 г. вызвала изменения в национальном хозяйстве, которые требуют пересмотра тактики денежно-кредитной политики. Перед Банком России возникли новые задачи - поддержания темпов экономического роста, устойчивого платежного баланса, курса рубля и пр. Во-вторых, хронические провалы в достижении целевых ориентиров денежного предложения заставляют более пристально взглянуть на то, как денежно-кредитная политика может и должна оказывать влияние на экономику.
Теоретическая основа трансмиссии
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики впервые появился в кейнсианском анализе.
Трансмиссионным или передаточным механизмом (transmission mechanism of monetary policy) Кейнс назвал систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность.
Последователи Кейнса изучают влияние денежного предложения на экономическую деятельность с помощью структурных моделей, отражающих функционирование экономики, в виде системы уравнений, которые описывают поведение фирм и потребителей в различных секторах национального хозяйства. Эти уравнения характеризуют каналы, по которым осуществляется воздействие денежно-кредитной политики. В рамках монетаристского анализа исследователи не ставят себе задачу показать, посредством чего денежное предложение влияет на экономику. Эффекты денежно-кредитной политики изучаются путем проверки тесноты связи изменений предложения денег и валового выпуска (или совокупных расходов). Опираясь на сокращенный способ доказательства, монетаризм рассматривает экономику как «черный ящик», внутри которого проходят неизвестные процессы. Таким образом, в монетаристской теории трансмиссионный механизм как таковой отсутствует. С течением времени экономисты перестали рассматривать денежное предложение в качестве главной детерминанты макроэкономических изменений, включая цены. Место денежного таргетирования стало постепенно занимать прямое таргетирование инфляции. По этой причине в настоящее время трансмиссия денежно-кредитной политики определяется как механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и инфляцию в частности.
Структура трансмиссионного
механизма состоит из каналов, которые
представляют собой своеобразные цепочки
макроэкономических переменных, по которым
передается импульс изменений, генерируемый
денежными властями посредством инструментов
денежно-кредитной политики. В экономической
литературе нет единства по поводу структуры
трансмиссионного механизма и набора
входящих в него каналов. Тем не менее,
можно выделить две характерные черты,
присущие всем теориям трансмиссии. Первая
черта касается способности центрального
банка регулировать предложение финансовых
активов, по которым не существует субститутов,
«внешних денег», как их иногда называют.
Проводя операции на открытом рынке, денежные
власти оказывают влияние на ликвидность
банковской системы и процентные ставки,
что позволяет контролировать цены на
широкий спектр финансовых активов, как
внутренних, так и иностранных. Вторая
общая черта теорий трансмиссии - номинальные
жесткости в национальной экономике, которые
препятствуют моментальной корректировке
цен. В качестве основных номинальных
жесткостей выступают «липкие» товарные
цены, негибкая заработная плата и несовершенства
финансового сектора, ограничивающие
доступ домохозяйств на финансовые рынки
страны. Главными причинами «липких» цен
и негибкой заработной платы выступают
неявные и явные контракты, «замедленные
издержки» и «перегиб кривой спроса»,
а источником несовершенств финансового
сектора - неспособность домохозяйств
немедленно корректировать структуру
своих сбережений в ответ на экономические
шоки.
2.2.2.
Каналы трансмиссионного
механизма
Импульс изменений, передаваемых экономике денежно-кредитной политикой, проходит три фазы развития. На первой фазе инструмент центрального банка оказывает эффект на рыночные процентные ставки и валютный курс. Во второй фазе происходит коррекция цен на финансовые активы, которая сказывается на расходах домохозяйств и фирм. Изменения, произошедшие в реальном секторе, возвращаются к финансовой системе через изменения в структуре баланса заемщиков. Начинается второй раунд коррекции рыночных процентных ставок. Наконец, в течение третьей фазы наблюдается макроэкономическая адаптация: изменение темпов экономического роста и безработицы, что индуцирует пересчет цен и заработной платы. Национальное хозяйство переходит к новому экономическому равновесию. Можно выделить несколько схем, по которым во второй фазе трансмиссии импульс денежно-кредитных изменений влияет на совокупный спрос. Эти схемы и представляют собой каналы трансмиссионного механизма. Таких каналов в экономической теории выделяется несколько.
Канал
процентной ставки
(interest rate channel) традиционно считается главным
каналом трансмиссионного механизма.
Большинство макроэкономических моделей
денежно-кредитной политики описывает
влияние центрального банка на экономику
через регулирование процентных ставок.
Канал процентной ставки характеризуется
классической IS-кривой в кейнсианской
модели или «опережающей» IS-кривой в неокейнсианской
модели. Исходная идея канала процентной
ставки достаточно проста: при данном
уровне жесткости цен увеличение номинальной
процентной ставки ведет к росту реальной
ставки и издержек привлечения финансовых
ресурсов. Удорожание ресурсов, в свою
очередь, сказывается сокращением потребления
и инвестиций. Иногда канал процентной
ставки разбивается на два канала: «канал
замещения» (substitution-effect-in-
Канал благосостояния (wealth channel) впервые описывается в гипотезе сбережений в процессе жизненного цикла, разработанной Франко Модильяни и Альбертом Эндо. Благосостояние домохозяйств (сбережения) в гипотезе выступает главной детерминантой потребительских расходов. В связи с тем, что изменение процентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовых активов, в которых размещаются сбережения (акции, облигации, недвижимость, драгметаллы), её рост ведет к снижению благосостояния и падению потребления.
В широком канале кредитования (broad credit channel) или балансовом канале (balance sheet channel) также присутствуют финансовые активы, но в отличие от предыдущего канала здесь они играют главную роль. В модели, разработанной Бенждамином Бернэнком и Марком Гертлером, активы служат обеспечением кредитов, выдаваемых как фирмам, так и домохозяйствам. Если кредитный рынок лишен недостатков (т.е. эффективен), снижение ценности обеспечения никак не сказывается на инвестиционных решениях. Однако при наличии информационных и агентских издержек паление цен на финансовые активы ведет к росту процентной премии, выплачиваемой заемщиками за внешнее финансирование, что, в свою очередь, провоцирует снижение объема потребления и инвестиций. Нередко балансовый канал называют «каналом финансового акселератора» (financial accelerator channel).
В узком канале кредитования (narrow credit channel) или канале издержек привлечения капитала (cost-of-capital channel) основное место занимает банковское кредитование. Идея канала банковского кредитования впервые была выдвинута Робертом Руза в 1951 г., а затем подробно проанализирована Бенждамином Бернэнком и Аланом Блайндером в 1988 г. Её суть заключается в том, что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов. Фирмам и домохозяйствам, в значительной степени зависящим от банковских кредитов и не имеющих им альтернатив, ничего не остается, как урезать свои расходы.
Канал валютного курса (exchange rate channel) является ключевым элементом моделей денежно-кредитной политики в открытой экономике. В его работе задействован непокрытый паритет процентных ставок. Поднимая внутреннюю процентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует рост форвардного валютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно приводит к сокращению чистого экспорта и совокупного спроса. В некоторых странах, где национальное хозяйство во многом является самодостаточным, и его модель близка к закрытой экономике, канал валютного курса зачастую не принимается во внимание.
Монетаристский канал (monetarist channel) был предложен современным апологетом монетаризма Аланом Мелтцером в 1995 г. Канал является монетаристским в том понимании, что им описывается прямой эффект, оказываемый денежным предложением на цены активов. Согласно Мелтцеру из-за того, что портфельные активы не выступают совершенными субститутами, применение инструментов денежно-кредитной политики ведет к корректировке структуры накопленных активов и относительных цен на них, что, в конечном счете, затрагивает реальный сектор экономики. В монетаристском канале процентная ставка не играет особой роли, денежно-кредитный импульс изменений передается через денежную базу. Хотя монетаристский канал на уровне макроэкономических моделей и не признан полноценным, его можно использовать в специфическом анализе, как, например, в случае нулевых процентных ставок в Японии конца 1990-х гг.
Канал валютного курса присутствует абсолютно во всех моделях. В уравнении канала учитываются такие ценовые переменные как цены на нефтепродукты, экспортные и импортные товары и услуги. Изменение торгового баланса приводит к коррекции внутренних цен и заработной платы. Валютный курс оказывает влияние на конкурентоспособность и реальную заработную плату, по меньшей мере, в краткосрочном и среднесрочном периоде.
Канал замещения также существует во всех моделях. В моделях Центрального Банка Ирландии и Европейского Центрального Банка реальные краткосрочные процентные ставки влияют на текущее потребление. Почти такой же эффект процентных ставок на потребление описывается в моделях Банка Португалии и Банка Греции. В моделях немецкого Бундесбанка и Национального Банка Бельгии на величину потребления на душу населения влияют не краткосрочные, а долгосрочные процентные ставки. В Италии, Австрии и Финляндии потребительские расходы зависят от банковских кредитных ставок.
Несмотря на то, что канал издержек привлечения капитала входит в большинство моделей центральных банков, механизмы работы этого канала значительно разнятся. В ряде моделей (например, Банка Финляндии и Европейского Центрального Банка) на частные инвестиции оказывает эффект краткосрочные ставки, в других моделях на инвестиции влияют долгосрочные ставки (Центрального Банка Ирландии, Банка Испании, немецкого Бундесбанка). Существует также вариант с комбинацией обеих ставок (Банк Франции, Центральный Банк Люксембурга, Национальный Банк Бельгии, Банк Португалии).
Совмещенный канал дохода и потока наличных поступлений исключен из моделей Банков Греции и Ирландии, в связи с тем, что в этих странах финансовые портфели домохозяйств и фирм не играют значительной роли в экономике. В модели Национального Банка Бельгии канал дохода и потока наличных поступлений учитывает также эффект перераспределения портфеля домохозяйств и фирм.
Канал благосостояния вызывает наибольшие дискуссии среди экономистов центральных банков. Он не входит в модели Германии, Греции, Испании, Франции и Португалии. В тех моделях, где он присутствует, причиной изменения благосостоянии является колебание цен на финансовые активы (МЗ, облигации, акции и чистые иностранные активы). В модели Центрального Банка Австрии курс акций является эндогенной переменной. Такую же природу имеют цены на недвижимость в модели Банка Финляндии и стоимость финансового портфеля, состоящего из недвижимости, акций и облигаций, в модели Национального Банка Бельгии. Кроме того, в моделях Банка Финляндии и Национального Банка Бельгии благосостояние влияет не только на потребление, но и на жилищные инвестиции через цены на недвижимость.
Кроме перечисленных
каналов каждый центральный банк
разработал свои собственные специфические
каналы, учитывающие национальные особенности
экономики. Например, инфляционный канал
(inflation channel), объясняет динамику потребления
во Франции с точки зрения эффекта Пигу.
В немецкую модель входит монетаристский
канал, передающий импульсы изменений
через процентную ставку. Она, в свою очередь,
оказывает влияние на инфляцию через ценовой
гэп, представляющий собой отклонение
текущего уровня цен от равновесного уровня
цен согласно модели «Р-star». Монетаристский
канал, учитывающийся также в модели Европейского
Центрального Банка, предполагает, что
инфляция в долгосрочной перспективе
является денежным феноменом. Снижение
процентной ставки в модели немецкого
Бундесбанка приводит к сжатию агрегата
МЗ, что вызывает падение цен в краткосрочном
периоде. В итальянской модели существуют
также два дополнительных канала: канал
ожиданий (expectations channel), характеризующий
влияние изменений в денежно-кредитной
политике на инфляционные ожидания, а
также портфельный канал (portfolio channel), описывающий
эффект перераспределения портфелей домохозяйств
и фирм. Последний канал также входит в
модель Национального Банка Бельгии, однако
там он совмещается с каналом дохода и
потока наличных поступлений.