Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:47, реферат
Управление региональным развитием, в том числе разработка региональной политики, опирается на систему региональных прогнозов, дифференцированных по направлениям, отраслям и срокам. Последнее время все большее внимание уделяется долгосрочным прогнозам (с горизонтом свыше 10 лет), что связано со сменой парадигмы национальной динамики - необходимостью перехода к новым технологическим укладам и усилению действия инновационных факторов.
Введение 3
1. Подходы к разработке регионального прогноза 5
2. Предпосылки сценарного прогнозирования на региональном уровне 7
3. Характеристики прогнозной ситуации 9
4. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 г. 12
Заключение 16
Список литературы 17
То же относится и к процедуре экспертизы. Ограниченность числа специалистов не позволяет сформировать самостоятельные экспертные группы по всем или даже по большинству направлений. Фактически они формировались из специалистов Кольского научного центра РАН и департаментов Правительства Мурманской области по таким крупным блокам, как социальные проблемы, горная промышленность, транспорт, рынок труда и другие по мере выполнения отдельных этапов разработки прогноза. При этом разработчики вынуждены были пренебречь даже такими важнейшими процедурными аспектами, как определение компетентности экспертов и уровня согласованности их мнений. Тем не менее единый подход в рабочих группах и их постоянное взаимодействие позволяют говорить о достаточной корректности сценарных линий.
Нельзя сказать, что при разработке Стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 г., которая началась в марте 2008 г., участники отчетливо видели прогнозную ситуацию во внешней и внутренней среде, включая глобальные депрессивные явления. Тем не менее определенные вызовы и факторы были учтены. Внешние вызовы в социально-экономическом развитии региона можно с определенной долей условности разделить на три большие группы.
Первая - это обстоятельства, на которые органы государственной власти и муниципального управления, представители бизнеса и гражданского общества повлиять практически никак не могут. Например, это колебания спроса и цен на мировых рынках или проявления современного финансового кризиса.
Вторая группа - факторы, на которые влияние региональных институтов минимально, но все-таки возможно: перераспределение полномочий в сфере государственного управления и укрепление централизма, в том числе в сфере бюджетной политики; международная ситуация, в том числе позиции в борьбе за ресурсы Арктики (в частности, делимитация акваториальных границ).
Третья группа вызовов - где все управленческие и общественные институты должны действовать согласованно с целью защиты интересов региона: взаимодействие с отдельными министерствами и ведомствами, в том числе по реализации федеральных целевых программ и проектов; диалог с управляющими компаниями (холдингами) по вопросам развития соответствующих предприятий и организаций; приграничное сотрудничество и т. п.
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОЗНОЙ СИТУАЦИИ
В стратегической перспективе освоение ресурсов шельфа Арктики не имеет альтернатив, и мировой финансовый кризис на эти процессы не повлияет. Однако в среднесрочном периоде с учетом технологических возможностей срок вввода новых стратегических объектов, в частности Штокмановского месторождения, вероятнее всего, продлится не менее чем на пять лет, т. е. до 2017 г.
Финансовый кризис значительно усложнил возможность реализации дорогостоящих проектов, снизил капитализацию и кредитоспособность крупнейших сырьевых корпораций. Однако учитывая устойчивость реального сектора экономики и уменьшение доказанных запасов углеводородного сырья в развитых странах, потребность в энергоносителях восстановится в ближайшие три-четыре года. Для отечественной экономики освоение шельфа Западной Арктики является долговременной стратегической задачей как с позиций необходимости закрепления на важнейших акваториях, так и в целях значительного улучшения инновационной динамики, в том числе с учетом прогнозных изменений климата.
В среднесрочном периоде даже с активным привлечением зарубежного опыта нефтегазовый сектор - в условиях снижения цен на углеводородное сырье и отсутствия готовых технологических решений для добычи при наличии ледового покрова и возможности появления айсбергов, а также транспортировки на большие расстояния при отрицательных температурах - может не найти быстрых проектных решений с приемлемыми показателями рентабельности. Что касается временных характеристик, то, как показывает работа норвежских операторов на шельфе, с момента утверждения проекта до получения первой продукции проходит не менее семи лет.
С учетом структуры запасов углеводородов шельфа Западной Арктики и необходимости диверсификации экспорта наиболее перспективным является СевероАмериканский рынок (САР) сжиженного природного газа (СПГ). Вместе с тем, учитывая устойчивые тенденции снижения энергоемкости производства развитых стран и цен на углеводородное сырье, целесообразно применение специальных хозяйственных инструментов, в качестве которых могут выступать соглашения о разделе продукции и особые экономические зоны(3).
В настоящее время доминирующим как по нефти, так и по газу для российской экономики является Европейский рынок, куда экспортируется более 90% этих продуктов. Начатое движение на Азиатско-Тихоокеанский рынок должно быть дополнено развитием экспорта сжиженного природного газа на САР из Арктического бассейна. Этому способствуют два обстоятельства.
Первое - запасы собственного природного газа в США практически истощены, а ближайший стратегический партнер, Канада, имеет высокий уровень прогнозной обеспеченности только по нефти.
Второе - необходимость для отечественных компаний развития высокотехнологичных производств с одновременным повышением мобильности экспорта, при этом морские перевозки СПГ в стоимостном отношении оказываются сопоставимыми с трубопроводным транспортом.
Вместе с тем как Европейский Союз, так и США формируют стратегические программы по снижению энергоемкости ВВП к 2025 г. не менее чем на 30%. В США дополнительно планируется в том же периоде обеспечить до 30% общей потребности технологическим (био) газом. В этих условиях весьма вероятна долговременная тенденция к снижению цен на природный газ и возрастание трудностей с формированием консорциумов и получением кредитов при освоении сложных объектов арктического шельфа. Соглашения о разделе продукции в таких обстоятельствах могут выступить важным экономическим инструментом финансовой наполняемости проектов. Однако при этом категорическим требованием должна выступать предусмотренная законодательством норма уровня привлечения операторами проектов отечественных компаний - производителей оборудования.
Что касается внутренних вызовов, то в последние десять лет последовательно снижается государственная поддержка северных территорий, включая Мурманскую область, в том числе в связи с прекращением в 2005 г. действия Закона «О государственном регулировании социально-экономического развития России». Централизация государственного управления и бюджетных потоков сопровождается унификацией подходов к регионам, хотя специфически сложные условия хозяйствования и жизнедеятельности на Севере сохраняются. Четко обозначилась тенденция как к постепенной отмене отдельных федеральных законов, регулирующих проблемы Севера, так и к устранению в других федеральных законах конкретных норм по этой тематике.
После утверждения Правительством РФ (Постановление от 1 апреля 2005 г. № 176) Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда большая часть пенсионеров не может воспользоваться своим правом на компенсацию проезда на отдых, поскольку не имеет возможности приобретения путевок в места организованного отдыха или желает провести свой отдых в других местах (проживания их родственников и т. д.). В области регулирования трудовых правоотношений на Севере со стороны федеральных органов власти и управления наметилась тенденция исключения из действующих нормативных актов существовавших ранее норм в северных регионах. Наиболее показательным примером в дополнение к вышесказанному является принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет; норма, устанавливающая право на бесплатный проезд авиационным транспортом раз в год туда и обратно иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения, постоянно проживающим в районах Севера.
Вместе с тем большую часть регулирующих документов составляют не законы, а нормативные акты исполнительных органов государственной власти. Результатом этого является отсутствие системности и стабильности в правовом регулировании многих вопросов развития Севера. Широко распространено неисполнение (или ненадлежащее исполнение) принятых нормативных актов, отсутствуют действенный контроль и ответственность за их реализацию. Так, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 198 Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера практически не выполняется.
Что касается взаимодействия с корпорациями, то здесь противостояние вызовам и угрозам возможно, но оно осуществляется в условиях жесткой конъюнктурной борьбы. Можно напомнить, что проектировавшаяся в 2001-2002 г. схема транспортировки нефти на САР через Мурманский порт по всем направлениям (экономика, экология, диверсификация поставок и т. п.) превосходила Балтийскую трубопроводную систему, однако политический выбор был сделан в пользу последней.
4. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 г.
При разработке Стратегии были обоснованы три главных сценария.
Инерционный - в целом сохраняется структура экономики и промышленности, в отраслях останется низкий уровень технологических изменений. Темпы роста ВРП ниже среднероссийских: 1-2% в год и не более 50% в прогнозируемом периоде.
Энергосырьевой - активно формируются нефтегазовый сектор промышленности и необходимая инфраструктура, однако Мурманская область остается транзитным регионом, перерабатывающие мощности не создаются. Темпы роста ВРП соответствуют среднероссийским, общий рост в прогнозируемом периоде в 2-2,5 раза.
Инновационный - нефтегазовый сектор формирует перерабатывающие предприятия в регионе и инфраструктуру высокого уровня. В традиционных отраслях (горно- и рыбопромышленном комплексах) отмечаются инновационные тенденции. Рост ВРП - в 3-3,5 раза и производительности труда - не менее чем в 3 раза, что превышает среднероссийские показатели.
Остановимся на последнем варианте, учитывая, что именно он был признан целевым. В инновационном сценарии динамика основных экономических показателей преимущественно будет определяться повышением технико-технологического уровня в сфере производства и услуг, появлением новых предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Вследствие острого дефицита природного газа на Северо-Американском рынке и нарастания нестабильности в зоне Персидского залива корпорации и правительственные органы США уделяют повышенное внимание диверсификации поставок СПГ, в первую очередь из России. Месторождения Арктики осваиваются ускоренными темпами, первый газ со Штокмановского месторождения будет получен уже в 2015 г., а в 2020 г. завод по выпуску СПГ выйдет на проектную мощность (45 млн. т СПГ в год, полностью поставляемого на терминалы западного побережья США).
Строительство крупнейшего в Европе завода послужит основой для создания особой промышленно-производственной зоны по отработке и тиражированию новых (модернизированных) технологических и технических решений по сжижению газа. Мурманская область станет национальным центром (кластером) соответствующего профиля, базовым для данного направления в РФ, в частности, для строительства стратегического комплекса по производству сжиженного природного газа на Ямале мощностью до 80 млн. т в год, ориентированного уже не только на САР, но и на Азиатско-Тихоокеанский рынок. Крупномасштабные перевозки СПГ послужат главным фактором оживления грузопотоков как в западном, так и в восточном секторе Северного морского пути.
В 2015 г. завершается строительство нефтеперерабатывающего завода модульного типа мощностью 3 млн. т, что обеспечивает теплоэнергетические мощности полуострова и корабли Северного флота мазутом по сниженным ценам. Повышается конкурентоспособность предприятий горно-промышленного комплекса, а в конечном счете и уровень жизни населения.
В целом динамично развивается вся энергетика Мурманской области. В 2016 г. будет введен первый энергоблок Кольской АЭС-2 мощностью 1 млн. кВт, а в 2021 г. -второй, что не только полностью обеспечит формирующуюся нефтегазовую отрасль (с учетом выбывающих мощностей КАЭС-1), но и создаст условия для строительства второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода, который выходит на проектную мощность (200 тыс. т) в 2022 г.
Инновационные тенденции в российской экономике обусловливают повышение спроса на редкоземельные металлы и их соединения. В центральной части полуострова на базе предприятий Хибинского массива и Ловозерских тундр, институтов Кольского научного центра и высших учебных заведений г. Апатиты формируется опытно-внедренческая зона, а впоследствии на ее основе кластер по производству стратегических материалов для отечественной промышленности. На основе новых технологий создаются мощности по переработке нефелина, полностью удовлетворяющие потребность второй очереди КАЗа в глиноземе по приемлемым ценам. В результате добавленная стоимость продукции ОАО «Апатит» практически удвоится.
Информация о работе Роль и значение региональных прогнозов экономического и социального развития