Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей государственного регулирования рынка труда Оренбургской области и эффективность использования его трудовых ресурсов.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования регионального рынка труда
1.1 Понятие и функции рынка труда
1.2 Показатели и методы исследования рынка труда
1.3 Политика занятости и регулирование рынка труда
2. Трудовые ресурсы Оренбургской области в 1998-2009 гг.
2.1 Анализ рынка труда Оренбургской области
2.2 Анализ рынка труда по видам экономической занятости
2.3 Анализ трудовых ресурсов Оренбургской области по образованию
2.4 Анализ трудовых ресурсов Оренбургской области по возрасту
2.5 Безработица в Оренбургской области
3. Перспективы рынка труда Оренбургской области
3.1 Прогнозы развития рынка труда Оренбургской области
3.2 Основные направления регулирования рынка труда в Оренбургской области
3.3 Ожидаемые результаты реализации основных направлений оптимизации использования трудовых ресурсов Оренбургской области
Заключение
Список использованной литературы
Работа по данным направлениям будет продолжена и в 2010 году.
Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2010 год.
Программой предусмотрено:
- опережающее
профессиональное обучение 2,7 тыс.
работников, находящихся под риском
увольнения, в том числе 16 пилотов
из числа штурманов и
- проведение общественных работ для 8 тыс. чел.;
- организация стажировки 1900 выпускников учреждений профессионального образования и закрепление за ними опытных наставников;
- содействие самозанятости 3 тыс. безработных граждан и стимулирование создания ими не менее 1,8 тыс. дополнительных рабочих мест;
- содействие трудоустройству 130 инвалидов.
Факты постсоветской рыночной истории России свидетельствуют, что официальная безработица появилась в стране как следствие системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Если в плановой экономике она носила скрытый характер избыточной занятости или нерегистрируемой незанятости (в республиках Средней Азии, например), то с переходом к рыночным отношениям «легализовалась». Для оказания помощи безработным и ищущим работу гражданам была создана Федеральная государственная служба занятости населения с территориальными органами в регионах. За истекшие годы регистрируемая безработица с отметки 0,8% численности экономически активного населения повышалась до максимального уровня 3,6%. Наличие какого-то числа безработных ни у кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Даже в 1944 г. Безработные США составляли 1,2% самодеятельного населения, и это в то время, когда шестая часть рабочей силы была занята в армии, подростки оставляли учебу в школе, пенсионеры вновь выходили на работу, и все трудились по 6 или 7 дней в неделю. Никто из переживших тот период острой нехватки рабочих рук не поверил бы, что в 1944 г. 1,2% самодеятельного населения не могло найти работу [4, С.44].
Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать, когда безработица становится проблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когда безработица достигает "проблемного уровня", начинают множиться требования к политикам предпринять какие-то меры. То, что сделает федеральное правительство в ответ на эти требования, без сомнения, будет связано с издержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если в действительности безработица не превышает "проблемного уровня". Но где же находится этот уровень, и как нам его распознать?
Кое-кто по-прежнему старается отделаться от этого вопроса, говоря, например, что безработица становится проблемой только тогда, когда она поднимается выше "фрикционного" уровня (т. е. временной незанятости, связанной с переходом с одной работы на другую). А размеры "фрикционной" безработицы не могут представлять никакой серьезной проблемы, поскольку она отражает обычную текучесть рабочей силы. Такой ответ звучал бы убедительно, если бы у нас были основания считать "обычную текучесть рабочей силы" какой-то определенной и неизменной во времени величиной. Однако мы, напротив, имеем все основания предполагать, что "обычная текучесть рабочей силы" является скорее переменной, чем постоянной величиной и зависит от многих факторов, которые и сами существенно изменились за последние годы [33, С. 23].
Принято, что уровень безработицы при полной занятости (Natural rate of unemployment (NRU); Full-employment unemployment rate ) - объективно складывающийся, относительно стабильный, не связанный с динамикой экономического роста, уровень безработицы, обусловленный естественными причинами: текучестью кадров, миграцией, демографическими факторами. Считается, что естественный уровень безработицы составляет 4-5% от численности рабочей силы.
Главной причиной роста безработицы в нашей области в последние годы является снижение занятости на предприятиях. В 2009 года в области сохранялась тенденция сокращения численности занятых на крупных и средних предприятиях. В феврале 2009 года списочный состав работников этих предприятий составлял 561,7 тыс. чел., что на 1,3% меньше, чем в феврале 2008 года. Кроме того, для выполнения отдельных работ на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера было привлечено 20,9 тыс. чел. Основными причинами снижения числа работающих являются увольнения по собственному желанию из-за низкого уровня заработной платы и тяжелых условий труда, а также в связи с сокращением численности или штата сотрудников.
Анализ распределения численности безработных по возрастным группам (приложение 6) показывает следующее. Практически каждый четвертый безработный в Оренбургской области (24,8% в 2009 году) - это житель области в возрасте 20-24 года является безработным. На втором месте по уровню безработицы находятся жители области в возрасте 25-29 лет (17,8% в 2009 году). Самый неутешительный итог состоит в том, что более половины безработных в области в 2009 году (54%) составляли граждане в возрасте до 30 лет, причем эта тенденция ясно проявилась только в последние три года. Безработица в Оренбургской области молодеет. Так же отрицательным фактором распределения численности безработных по возрастным группам является высокий процент безработных в возрасте 45-49 лет (13,7%) – возраст активных физических сил и интеллектуальных способностей.
Анализ распределения численности безработных по уровню образования (приложение 7) позволяет сделать нам следующие выводы. Наибольший процент безработных составляют лица с начальным профессиональным образованием, следом идет группа безработных со средним профессиональным образованием. Это говорит о том, что юноши и девушки, закончившие в свое время профессиональные училища, профессиональные колледжи и лицеи, оказались невостребованными на нашем региональном рынке труда. Отчасти это связано с падением уровня промышленного развития области, с низкой оплатой труда в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве. Также высокий процент безработных составляют жители нашей области с основным и средним общим образованием. Как негативный фактор мы отмечаем, что практически каждый десятый, имеющий высшее профессиональное образование, не имеет работы. Это свидетельствует о необходимости пересмотра государственного заказа для учреждений высшего профессионального образования.
Заканчивая анализ
безработицы в нашей области,
отметим значительный уровень у
скрытой безработицы и
Другим способом перехода безработицы в скрытую форму является предоставление отпусков по инициативе администрации, численность безработных в Оренбургской области с учётом вынужденных отпусков в 2008 гг. была на 2,5 - 2,6 тыс. чел. выше официальных данных.
рынок трудовой
ресурс
3.
Перспективы рынка
труда Оренбургской
области
3.1 Прогнозы развития рынка труда Оренбургской области
Оценка потребностей в трудовых ресурсах. В ходе реализации только крупных инвестиционных проектов в Оренбургской области к 2020 году будет создано 30000 новых рабочих мест (преимущественно в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно в секторе услуг). К 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность населения России сократится до 2012,9 тысяч человек, численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 940,4 тыс. человек, а накопленный дефицит кадровых ресурсов превысит 140 тыс. человек. Даже при привлечении к трудовой деятельности всех безработных дефицит будет закрыт лишь на 15 процентов. На практике стопроцентное вовлечение безработных невозможно, так как их качественный состав не позволяет задействовать их на новых производствах, а зачастую сами безработные не готовы трудиться на условиях, предлагаемых работодателем. Уже в ближайшие годы российские регионы вступят в жесткую конкурентную борьбу за трудовые ресурсы [14, С.29]. Основной объем новых рабочих мест будет в черной металлургии, машиностроении, химической промышленности. При этом, вероятно, инфраструктурный сектор и сектор услуг тоже будут активно развиваться, создавая сопоставимое число рабочих мест в рамках проектов малого и среднего бизнеса. Общим трендом грядущего десятилетия станет усиление индустриальной профессиональной ориентации работников крупных проектов и специализация работников малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
Исходя из опыта зарубежных стран, проблема кадрового дефицита может решаться следующими путями: повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение производительности труда, вовлечение безработных, привлечение мигрантов из других стран.
Даже если существующие в России программы стимулирования рождаемости будут результативны, эффект от их реализации проявится через 20-30 лет, когда рожденные сегодня дети вступят в трудоспособный возраст. Значит, этот механизм не позволяет "перепрыгнуть через кадровую яму", хотя является необходимым заделом на будущее. Основной акцент в демографической политике направлен не на снижение смертности, а на повышение рождаемости. Приоритет повышения продолжительности жизни до 75 лет заявлен в государственной политике, однако эффекты от деятельности в этом направлении также проявятся в долгосрочной перспективе.
Увеличение производительности труда [14, С.31]. Модернизация производств высокозатратна и дает, как правило, лишь отсроченный эффект. Внедрение трудосберегающих технологий теоретически снижает потребность в трудовых ресурсах, но на практике происходит перераспределение занятых между отраслями: из промышленности люди перетекают в сектор услуг при общем сохранении или даже увеличении численности занятых. Долгосрочным конкурентным преимуществом новых инвестиционных проектов может стать внедрение трудосберегающих технологий еще на стадии строительства (линии высокой степени автоматизации, мобильные формы занятости).
Привлечение мигрантов - основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС - привлечение до 2050 года 40 млн. мигрантов, США - до 100 млн.). В Оренбургской области этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость.
Рост потребностей в социальной инфраструктуре. Одним из необходимых условий лидерства регионов в грядущей конкурентной борьбе за трудовые ресурсы станет создание качественной среды обитания, и в первую очередь строительство современного жилья. Норматив жилой площади будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2020 году если не 40 кв. м на человека (как в Западной Европе), то хотя бы 30 кв. м (вместо нынешних 18 кв. м). В соответствии с этими оценками официальной статистики общий жилой фонд Российской Федерации должен составить к 2020 году 4356 млн. кв. м - за 12 лет должно быть построено около 1375,3 млн. кв. м жилья. Если исходить из задач, поставленных президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2010 году ("требуется предусмотреть рост жилищного строительства как минимум до 100-130 млн. кв. м в год"), соответствующих мировым стандартам жилищного строительства, то за 13 лет вполне может быть построено 1,37 трлн. кв. м жилья. Однако современные темпы жилищного строительства составляют порядка 50 млн. кв. м в год, отставая более чем в два раза от заданных параметров [14, С.32].
Кадровый дефицит - реальность сегодняшнего дня, которая станет основным ограничителем социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов. Лидерами в социально-экономическом развитии станут те регионы, которые первыми сумеют обеспечить площадки для нового жилищного строительства, адаптируют учебные программы под потребности регионального рынка труда, разработают привлекательные миграционные пакеты. Эффективность этой деятельности существенно возрастет в случае скоординированных действий бизнеса и государства. Велика вероятность того, что в ближайшем будущем будут возникать новые инструменты государственно-частного партнерства, ориентированные уже не только на снятие инфраструктурных ограничений, а еще и на качественное улучшение ситуации на региональных рынках труда.
Экономическая ситуация в стране будет сказываться и на занятости населения. Рабочая сила из промышленности постепенно будет перетекать в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию. Приведенные во торой части курсовой работы показатели не учитывают влияния на рынок труда теневого сектора экономики. К сожалению, многие наши граждане, не задумываясь о будущей пенсии, соглашаются на работу без юридического оформления, на получение зарплаты "в конверте". На мой взгляд, это проявление социального инфантилизма, которое общество, конечно же, преодолеет. Правда, платой за сегодняшнюю незрелость станет бедная старость невзыскательных людей... Но перемены в общественном сознании все же начались: уже немало тех, кто понял, что благополучие его семьи зависит, прежде всего, от него самого [22, С.36].
На развитие
рынка труда в 2010-2020 годах будут
оказывать воздействие
1) увеличение
численности населения
2) сохранится
тенденция превышения