Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
На протяжении всей истории литературы об экономических циклах различные экономисты все снова и снова высказывали мнение, что происхождение циклических колебаний остается неразрешенной загадкой. Туган-Барановский в послесловии к своей книге "Промышленные кризисы в Англии" (1913 г.) указывает на промышленный цикл как на самое загадочное явление в современной экономической жизни, все еще не объясненное экономической наукой. Доктор Адольф Леве (из Кильского университета в Германии) в 1926 г. высказал сомнение в том, дало ли все обилие статистических материалов предшествующих полутора десятка лет что-либо существенное для теоретического анализа циклических колебаний. Он считал, что фундаментально противоположные теории все еще остаются непримиренными. Наконец, Густав Кассель в предисловии ко второму английскому переводу его "Теории социальной экономии", ссылаясь на послевоенные экономические затруднения, выразил мнение, что "постоянные попытки подвести анализ экономической истории этого периода под старую схему регулярных торгово-промышленных циклов являются тяжелым заблуждением, мешающим нам ясно видеть существенные черты великих экономических революций нашего времени".
Введение 3
1 Экономические циклы и кризисы 6
1.1 Понятие экономического цикла 6
1.2 Теории экономических циклов и причины циклических колебаний 9
2 Антикризисная политика государства 16
2.1 Необходимость государственного регулирования экономики 16
2.2 Инструменты государственного регулирования 21
3 Циклическое развитие Российской экономики 25
Заключение 35
4 Список используемой литературы 37
Кризис конца XX в. в России оказался тяжелым и длительным, синтезируя общецивилизационные трудности болезненного перехода к новому историческому суперциклу со специфическими для страны и ее ближайших соседей трудностями и противоречиями, что создает дополнительный негативный резонансный эффект.
К началу 90-х годов в стране сложилась критическая ситуация, делавшая неизбежным глубокий и затяжной общесистемный кризис, охвативший все стороны жизни общества. Каковы основные факторы, предопределившие неизбежность кризиса?
Одни из них носят глобальный характер и связаны с переходом от индустриальной, к постиндустриальной цивилизации.
Россия
не может остаться в стороне от
общемирового движения. Она стала
инициатором и испытала на себе социалистический
вариант (по марксистской доктрине) позднеиндустриального
общества, которое оказалось столь же
бесперспективным, как и государственно-
Общемировые тенденции были усугублены рядом внутренних противоречий и разрушительных тенденций, отражавших специфические условия развития страны11:
Если страны Восточной Европы смогли выйти из кризиса за три-четыре года и встать на путь устойчивого экономического роста, в России и других странах СНГ кризис затянулся и приобрел угрожающий для будущего страны характер.
Каковы
главные отрицательные
Ориентация на свободную рыночную экономику, свойственную капитализму XIX в., на западную модель, во многом не отвечающую специфичным условиям и историческим традициями России, на "шоковую терапию" породила волну рыночной стихии и резко ослабила государственное регулирование экономических процессов. Этим воспользовались гораздо более подготовленные к таким условиям деятели "теневой экономики", зарубежного финансового капитала и транснациональных корпораций, которые сумели использовать приватизацию, неразбериху и некомпетентность руководства для перераспределения национального богатства в свою пользу за счет ограбления государства и населения.
Бешеный всплеск инфляции стал удобным каналом перераспределения доходов между воспроизводственными секторами, отраслями и различными слоями населения, а так же рождения паразитического капитала, выросшего на спекулятивных операциях и гонке цен без повышения эффективности экономики (ради чего, собственно говоря, и затевалась экономическая реформа, которая в Китае, восточноевропейских странах, Монголии, Вьетнаме дала неплохие результаты).
Кризис подорвал условия воспроизводства в ряде отраслей и большом числе предприятий, исказил все стоимостные пропорции и трехкратно снизил реальную зарплату (равно как и пенсии, и пособия). Именно это стало главным рычагом первоначального накопления капитала теми, кто оказался лидером в гонке цен и использовал другие каналы обогащения.
Следует также отметить тенденцию снижения управляемости экономикой, усиление в ней хаотичности, спонтанных, неожиданных изменений, зачастую противоположных ожидаемым. По количественным параметрам сфере управления уделяется не меньше внимания, чем прежде: доля аппарата органов управления в общей численности занятых мало изменилась (2,4% в 1990 г, 2,53% в 1995 г. - против 1,8 в 1980 г.), его доля в ВВП возросла вчетверо за шесть лет. Значительно расширилась законодательная база экономической деятельности. Но эффективность управления крайне низка, значительная часть экономики находится вне контроля государства, наблюдается процесс разрастания раковой опухоли "теневой" экономики, коррупции, расхищения бюджетных ассигнований и государственного имущества, роста неплатежей налогов, сращивания части чиновничьего аппарата с мафиозными структурами. Такие процессы обычно наблюдаются в обстановке общенационального кризиса. Одна из причин этого - отсутствие обоснованной перспективной экономической политики и стратегии, последовательности в проведении часто меняемых и нереализуемых стратегических целей и задач. Нужно также отметить снижение общего профессионального уровня работников управления: в органы законодательной и исполнительной власти пришло много новых, не имеющих профессиональной подготовки работников, их обучение через Российскую академию госслужбы при Президенте РФ и региональные академии развертывается с запозданием.
Сократилась научная база государственного управления, издание отечественной научной и учебной литературы, хлынул поток переводной литературы, отражающий зарубежный опыт, не всегда применимый к условиям переходной экономики России. Всеобщим явлением стала профессиональная некомпетентность, обучение на опыте собственных ошибок, что чрезвычайно дорого обходится и экономике, и населению.
Однако с 1999 года начинается посткризисный период в российской экономике. Для российской экономики посткризисный период один из самых успешных не только за время реформ, но и за всю послевоенную историю. За 4 года ВВП увеличился на 28%, объем промышленного производства - 35, оборот розничной торговли - 23, инвестиций в основной капитал - на 40%. Значительно возросла эффективность производства: производительность труда - на 33%, энергосбережение - на 17%12.
Посткризисный период экономического развития России, как по темпам, так и по факторам роста был весьма неоднородным. Его можно четко разделить на два этапа.
Первый этап - 1999-2000 гг. характеризовался сверхвысокими темпами роста не только промышленного производства (11-12% в год), но и его эффективности. Это было обусловлено комплексом взаимосвязанных макроэкономических изменений в российской экономике, вызванных девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть:
Высокая динамика экономического роста на этом этапе во многом определялась наличием в российской экономике масштабных резервов, дающих возможность наращивать производство без существенных капитальных затрат. К таким резервам следует отнести:
Развертывание выпуска продукции на свободных мощностях с использованием избыточной рабочей силы сопровождалось интенсивным повышением эффективности производства: производительность труда увеличивалась в среднем на 8,6% в год, энергосбережение - на 4,3%.
Второй этап - с 2001 характеризовался более чем двукратным замедлением темпов промышленного роста, до 4-5% в год. Оно было вызвано в основном двумя причинами:
По мере исчерпания «девальвационного эффекта» все большее воздействие на экономическое развитие стали оказывать фундаментальные дисбалансы российской экономики, порожденные, прежде всего, ее низкой конкурентоспособностью.
Испытывая жесткий недостаток инвестиций для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности, Россия превратилась в крупного кредитора «остального мира».
Сложившиеся
ценовые пропорции
Концентрация доходов в экспортно-сырьевом секторе определила соответствующие пропорции в распределении капитала и инвестиций.
В условиях, когда инвестиции в основной капитал в промышленности осуществляются преимущественно за счет собственных средств корпораций, распределение доходов между секторами определяет и пропорции капиталовложений. В 2002 г. из 24 млрд. долл. инвестиций в промышленность 15 млрд. долл. (63%) приходилось на экспортно-сырьевой сектор и лишь 5 млрд. долл. (20%) - на обрабатывающие внутренне ориентированные отрасли.
В экспортно-сырьевом секторе наблюдается явный избыток капитала по отношению к возможностям его эффективного использования. Это определяет масштабный вывоз капитала, который к тому же имеет тенденцию к росту (1999 и 2000 гг. - по 14 млрд. долл., 2001 г. - 16,5 млрд. долл., 2002 г. - 18,7 млрд. долл.).
Во
внутренне ориентированных
Результат низкой конкурентоспособности - постоянное балансирование экономики между, с одной стороны, чрезмерным укреплением рубля и экспансией конкурирующего импорта, а с другой - ростом инфляции.
В 2002 году произошло резкое понижение темпов роста экономики. Замедление темпов экономического роста произошло на фоне повышения мировых цен на нефть. При существующей положительной зависимости темпов роста российской экономики от изменения нефтяных цен (на основе экономического моделирования было рассчитано, что повышение нефтяных цен на 1 долл./барр. при прочих равных условиях обусловливает прирост ВВП примерно на 0,5%) его величина должна была составить в 2002 г. 5,3%. С этой точки зрения «недобор» в темпах экономического роста достиг порядка одного процентного пункта.
Обращает
на себя внимание разнонаправленность
тенденций роста отдельных
В
экспортно-ориентированном
Резко усилился рост добавленной стоимости в сфере торговли. Его темпы повысились до 8,1% по сравнению с 3,9% в 2001 г. Вклад сферы обращения в прирост ВВП в 2002 г. - 41% - оказался вдвое больше, чем в предыдущем.
Таким образом, возможен следующий ключевой вывод: экономический рост в 2002 г. происходил, в основном, за счет сферы обращения и экспортно-сырьевого сектора. Их суммарный вклад в прирост ВВП (добавленной стоимости в основных ценах) составил 55% (в 2001 г. - 32%).
Как показывают расчеты, при сохранении характерных для 2001 г. пропорций (эластичностей) экономического роста и уровня мировых цен на нефть темп прироста ВВП в 2002 г. составил бы не 4,3, а 2,8%. Таким образом, на самом деле (при сопоставимых внутренних условиях развития) рост экономики замедлился относительно 2001 г. почти в 2 раза, составив 2,8% (в 2001 г. - 5,0%).