Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
На протяжении всей истории литературы об экономических циклах различные экономисты все снова и снова высказывали мнение, что происхождение циклических колебаний остается неразрешенной загадкой. Туган-Барановский в послесловии к своей книге "Промышленные кризисы в Англии" (1913 г.) указывает на промышленный цикл как на самое загадочное явление в современной экономической жизни, все еще не объясненное экономической наукой. Доктор Адольф Леве (из Кильского университета в Германии) в 1926 г. высказал сомнение в том, дало ли все обилие статистических материалов предшествующих полутора десятка лет что-либо существенное для теоретического анализа циклических колебаний. Он считал, что фундаментально противоположные теории все еще остаются непримиренными. Наконец, Густав Кассель в предисловии ко второму английскому переводу его "Теории социальной экономии", ссылаясь на послевоенные экономические затруднения, выразил мнение, что "постоянные попытки подвести анализ экономической истории этого периода под старую схему регулярных торгово-промышленных циклов являются тяжелым заблуждением, мешающим нам ясно видеть существенные черты великих экономических революций нашего времени".
Введение 3
1 Экономические циклы и кризисы 6
1.1 Понятие экономического цикла 6
1.2 Теории экономических циклов и причины циклических колебаний 9
2 Антикризисная политика государства 16
2.1 Необходимость государственного регулирования экономики 16
2.2 Инструменты государственного регулирования 21
3 Циклическое развитие Российской экономики 25
Заключение 35
4 Список используемой литературы 37
Наибольший вклад в развитие теории длинных волн внес крупный русский экономист Н. Д. Кондратьев, который полагал, что развитию экономики наряду со средними и короткими циклами свойственны длинноволновые колебания, охватывающие период от 45 до 60 лет. К такому выводу Н.Д. Кондратьев пришёл на основе анализа статистических данных (динамики цен, заработной платы, внешнеторгового оборота, добычи угля, золота, производства чугуна и др.) экономического развития Англии, Германии, США, Франции за период с 1780 по 1925 г. Им было отмечено, что циклы динамики указанных показателей достаточно близко совпадают во времени и в определённой степени взаимосвязаны. В результате исследований Н.Д. Кондратьев выделил в 19 веке следующие большие циклы конъюнктуры (которые были в 20 веке дополнены исследованиями его сторонников):
Таблица
1: Большие циклы конъюнктуры
Подъём | Спад |
1789 – 1814 гг. | 1814 – 1849 гг. |
1849 – 1873 гг. | 1873 – 1896 гг. |
1896 – 1920 гг. |
Суть теории длинных волн состоит в следующем: развитие капиталистической экономики характеризуется последовательным чередованием периодов замедленного и ускоренного роста, каждый из которых протяженностью в два-три десятилетия.
Кондратьев, описывал этот процесс как: «Начало подъема совпадает с моментом, когда накопление и аккумулирование капитала достигает такого напряжения, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала в целях создания основных производительных сил и радикального переоборудования техники.
Начавшееся повышение темпа хозяйственной жизни, осложненное промышленно-капиталистическими циклами средней длительности, вызывает обострение социальной борьбы, борьбы за рынок и внешние конфликты.
В этот период темп накопления капитала ослабевает и усиливается процесс рассеяния свободного капитала. Усиление действия этих факторов вызывает перелом темпа экономического развития и его замедление. Так как действие указанных факторов сильнее в промышленности, то перелом обычно совпадает с началом длительной сельскохозяйственной депрессии.
Понижение темпа сельскохозяйственной жизни обусловливает, с одной стороны, усиление поисков в области усовершенствования техники, с другой - восстанавливает процесс аккумулирования в руках финансово-промышленных и других групп.
Все это создает предпосылки для нового подъема большого цикла, и он повторяется снова, хотя и на новой ступени развития производительных сил6».
Таким образом, основными элементами механизма, воспроизводящего долговременные периодические колебания в экономике, являются оборот основного капитала с длительным сроком службы, накопление свободного денежного капитала, научно-технический прогресс.
Главную цель своего исследования Н. Д. Кондратьев видел в разработке методологии долгосрочного прогнозирования тенденций развития мирового капиталистического хозяйства, т. е. он оставлял за капитализмом способность к развитию, эволюции в течение длинных циклов. Однако эти выводы прозвучали диссонансом всеобщему в то время увлечению идеей о неминуемом и скором развале хозяйственной системы капитализма. Поэтому теория длинных волн Кондратьева надолго была забыта как вредная и несостоятельная.
Заслуга Н. Д. Кондратьева в развитии экономической теории велика. Об этом свидетельствуют следующие факты:
Таким образом, в больших циклах, связанных с научно-техническим прогрессом, Н. Д. Кондратьев видел логику развития, с ними связывал все циклическое развитие. В то же время он предостерегал от смелых планов и прожектов, призывал быть реалистами.
Наряду с Н. Д. Кондратьевым теорию «длинных волн» плодотворно разрабатывал австрийский экономист И. Шумпетер. В своей работе «Деловые циклы» (1939) он обосновал концепцию, согласно которой главной движущей силой долговременных колебаний капиталистической экономики является волнообразная динамика технических и технологических нововведений. Являясь последователем Н. Д. Кондратьева, И. Шумпетер вместе с тем создал цельную концепцию «длинных волн» со специфическими обоснованиями и выводами.
Работа И. Шумпетера пришлась на период изменений в механизме функционирования рыночной экономики. Впоследствии, с выходом из кризисной ситуации, ускорением темпов экономического роста, интерес к проблеме долговременных колебаний практически полностью исчез. Но на рубеже 60-70-х годов вновь наблюдается возвращение к этой проблеме, что связано с вступлением рыночной экономики в фазу перестройки ее основных принципов функционирования. Поиск путей повышения эффективности производства в связи с исчерпанием возможностей прежнего механизма самовозрастания капитала, проявившемся в кризисе кейнсианских рецептов регулирования экономической жизни, заставил многих экономистов задуматься над вопросом: не является ли расстройство мировой экономики в 70-80-х годах (выразившееся в учащении кризисов, массовой безработице и ускорении инфляционных процессов) проявлением долговременных периодических колебаний, внутренне присущих экономической системе, и каков механизм этих колебаний. Идея длинных волн в экономике, подкрепленная дополнительными исследованиями и новой статистической информацией, получила свое второе рождение. Особую роль в этом сыграла книга немецкого ученого Г. Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессии» (1975 г.).
При всем разнообразии точек зрения на конкретный механизм длинных волн все работы современных западных экономистов идут в предложенном И. Шумпетером направлении, объясняющем возникновение долговременных тенденций неравномерностью научно-технического прогресса. Главную причину долговременных колебаний экономики И. Шумпетер видел в том, что внедрение базовых нововведений (таких нововведений, которые существенно изменяют как набор предлагаемых покупателю продуктов, так и технологию их изготовления) происходит не непрерывно, а периодически. В тот момент, когда существовавший ранее набор продуктов предельно заполнил рынок, когда дальнейшее расширение производства может идти лишь за счет выбывших из употребления товаров, а прежняя технология не дает возможности произвести какой-либо принципиально отличный от уже производимого продукт (т. е. путем частичной модернизации и улучшений), нельзя значительно расширить рынок, не говоря уже о создании нового.
Такая ситуация предельного насыщения рынка периодически возобновляется. Применение новых базовых нововведений вызывает бурный рост производства в передовых отраслях, что стимулирует рост и структурную перестройку всей экономики. Но по мере того, как рынок все более заполняется, в экономике нарастает кризисная ситуация, требующая создания новых перспективных рынков, дающих простор самовозрастанию капитала. Каждое такое новое расширение экономики, каждая новая волна изменяет и сам механизм функционирования рыночного хозяйства.
И. Шумпетер не только развил теорию нововведений, но и попытался совместить периодизацию длинных волн с характерными периодами научно-технической революции. Так, волну 1787-1842 гг. он связал с промышленной революцией: внедрением в производство паровых двигателей и созданием текстильной и металлургической промышленности. Во время следующей волны 1842-1897 гг. наблюдалось ускоренное развитие в сфере транспорта (железные дороги и паровое судоходство). Третью волну, начавшуюся в 1897 г. и закончившуюся в конце 30-40-х годов нашего столетия, он связал с развитием автомобилестроения, химической промышленности и широким внедрением электричества.
Все эти циклы по вертикали оказывают воздействие друг на друга. Их можно представить в виде своеобразной многослойной матрешки - или, точнее, многоуровневой пирамиды, так что экономика более высокого уровня выступает как надсистема по отношению к составляющим ее элементам, а те в свою очередь - как надсистема к своим составным частям. В целом это образует общую сложную ритмику общеэкономических циклов. Заметим, что фазы циклов каждого уровня отличаются своеобразием, они не копируют ритм общей динамики и требуют самостоятельного изучения.
Цикличность наблюдается и в динамике структуры экономики, ее воспроизводственных, отраслевых, стоимостных и иных пропорциях. Периоды сравнительно устойчивой, инерционной структуры периодически сменяются бурными перестройками, резкими структурными сдвигами под воздействием, с одной стороны, изменения структуры потребностей и технологических возможностей их удовлетворения, а с другой - внешних факторов (войны, экологические катастрофы, экономические кризисы и т.п.).
Таким образом, цикличность движения экономики представляет собой сложное многогранное явление.
История государственного регулирования берёт своё начало в конце средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Сущность теории меркантилизма заключается в тождественности понятий «капитал» и «деньги». Односторонняя трактовка функции денег привела к тому, что меркантилисты считали основным источником капитала сферу обращения. Поскольку, по мнению меркантилистов, в результате внутригосударственного обращения денег их количество не увеличивается, а происходит только перераспределение капитала, основное внимание они уделяли международной торговле. Главной задачей государства, таким образом, становилось поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цель предполагала активное вмешательство государства в экономику и воздействие на нее административными и экономическими рычагами.
Многие
экономисты XIX и начала XX веков, которые
вошли в историю экономической
мысли как классики (Давид Рикардо,
Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл
и др.), полагали, что рыночная система
способна обеспечить полное использование
ресурсов в экономике. С точки
зрения классиков, такие рычаги рыночного
регулирования, как колебания ставки
процента, с одной стороны, и эластичность
соотношения цен и заработной
платы, с другой стороны, способны поддерживать
полную занятость и, что действуя
совместно, эти два механизма
регулирования превратили полную занятость
имеющихся ресурсов в неизбежность.
Капитализм стал восприниматься ими
как саморегулирующаяся экономика,
в которой полная занятость считается
нормой. Помощь государства в функционировании
экономики рассматривалась
Классической
школой признавалось, что иногда могут
возникать ненормальные обстоятельства,
такие, как войны, политические перевороты,
засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка
и т.д., которые уводят экономику
с пути полной занятости. Но при этом
утверждалось, что присущая рыночной
системе способность к
Классическая экономическая теория государственного невмешательства имеет своих приверженцев во многих странах, несмотря на то, что сама теория плохо состыковывается с имеющими место фактами длительных спадов в производстве, безработицей и инфляцией.
В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания «великой депрессии» 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике и сформулировал новые принципы и инструменты государственного регулирования рынка. Согласно этой теории, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость - частный случай, а не закономерность. Капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.