Качество экономического роста на примере российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой состоит в изучении качества и факторов экономического роста и возможностей их применения для анализа и обоснования темпов экономического роста в Российской Федерации.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать содержание понятия "экономический рост", определить виды, факторы и характеристики измерения экономического роста; систематизировать особенности переходной экономики Российской федерации и определить современные задачи экономического роста;
- рассмотреть динамику экономического роста в переходный период, определить прогнозные значения темпов экономического роста в России;
- оценить качество экономического роста и показать возможные перспективы достижения устойчивого экономического роста в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………..3
1. Экономический рост и его основные характеристики………………………...5
2. Динамика экономического роста в переходный период в Российской Федерации…………………………………………………………………………..9
3. Качество экономического роста……………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложения……………………………………………………………………… 28

Содержимое работы - 1 файл

!курсовая!.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

     Это понятие закрепилось в современной литературе, которое означает признание снижения объемов производства в переходной экономике явлением закономерным и обусловленным ходом рыночных преобразований.

     Особенностью  российского трансформационного спада  является масштаб сопровождающих его  структурных сдвигов: производство различных видов продукции за время реформ изменилось в существенно разной пропорции. Производство одних снизилось на порядок и более, тогда как производство других не претерпело существенных изменений или даже возросло. Столь ярко выраженная неравномерность трансформационного спада позволяет говорить о феномене мощных трансформационных структурных сдвигов.

     По  рисунку, мы можем заметить, что трансформационный спад в России начался после 90го года и продолжился до 1996г. В 1997 небольшой прирост ВВП (на 1,4 %)  не стал началом подъема. В 1998 году этот прирост был прерван кризисом. Далее, с 1999  до 2007, частично 2008 года в обществе прочно утвердилось мнение, что экономика России испытывает подъем, характеризуемый как восстановительный рост. Его начало было связано с девальвацией национальной валюты, на некоторое время практически закрывшей отечественный рынок от потока импорта, и непродолжительным снижением активности деятельности иностранного капитала в российской экономике. Рост темпов валового выпуска при практически неизменных основных фондах и увеличении объемов инвестиций в основной капитал был обусловлен, во-первых, постепенно нарастающим внутренним спросом (за счет как потребительской, так и инвестиционной составляющей) и, во-вторых, внешним спросом, определяемым исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

       Само понятие «восстановительный  рост» происходит при использовании  ранее созданных производственных  мощностей, ранее обученной рабочей  силы. Эти составляющие в сочетании  с преодолением дезорганизации, восстановлением хозяйственных связей позволяют вновь объединить факторы производства, запустить производственный процесс. Начавшийся десять лет назад восстановительный рост имел свои очевидные пределы и не мог служить основой для долгосрочного устойчивого развития, так как «дешевые» факторы роста (увеличение загрузки уже имеющихся мощностей) исчерпались.  Поэтому, очевидно, что для России важно не просто экстенсивно продублировать экономику конца XX века, а создать принципиально иную систему жизнеобеспечения собственного народа и вхождение в мировое экономическое сообщество соответственно вызовам и реалиям XXI века.

     Достигнутые сегодня российской экономикой макроэкономические параметры позволяют говорить о завершении в основном восстановительного этапа роста. Точкой разворота нисходящего тренда реального валового внутреннего продукта (ВВП) России стал финансовый кризис 1998 г., за которым последовал восстановительный этап роста (рис. 2). На рубеже 2007 г. ВВП преодолел психологический барьер в 1 трлн дол. США (1,29 трлн дол)1. Прогнозируется, что в 2008 г. ВВП России возьмет планку в 1 трлн евро. За десятилетие восстановительного роста Россия накопила значительный объем активов в иностранной валюте, одновременно снизив объемы государственных долговых обязательств до сравнительно незначительного уровня.

     Однако  наряду с положительными тенденциями  разворачиваются и негативные процессы: растет инфляция, увеличивается социальный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными. Экономический рост и усиливающийся приток сырьевых денег подстегивают внутренний спрос, объем которого превышает возможности национальной промышленности. Это позволяет предположить, что российская экономика приближается к пределу своих возможностей, определяемых уровнем потенциального ВВП. Опасным последствием этого может стать перегрев экономики, сопровождающийся высокой инфляцией, трудно регулируемой мерами монетарной политики. Подтверждение тому - пессимистический прогноз МВФ до 2013 г., представленный на рис. 2 в виде усиливающегося разрыва между номинальным и реальным значениями ВВП2.

     Завершение  десятилетнего этапа восстановительного роста дает возможность спецификации его качества, а также ставит вопросы оценки долгосрочных перспектив и определения параметров траектории опережающего роста.

     Обосновывая прогнозы и стратегию развития России в обозримой перспективе, стало  модным говорить об ее предстоящем  прорыве. Он, конечно, нужен, но невозможен без преодоления внутренних и  внешних угроз безопасности России, накопления ресурсов для перехода в неоиндустриальную цивилизацию; к тому же, такой переход должен приобрести широкомасштабный характер.

     Значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах - накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005—2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд (рис. 3). Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

     Следует отметить, что масштабы кризиса 2008-2009 - это не только результат внешних  шоков, но и внутренних слабостей  российской экономики. Прежде всего - кризиса доверия, охватившего взаимоотношения компаний и банков, что привело к резкому ухудшению условий кредитования реального сектора и резкому обесценению финансовых и производственных активов. Отсутствие у банков долгосрочных источников, непрерывная подпитка экономики с помощью нефтедолларов, низкий рост производительности труда относительно роста доходов, растущие задолженности крупнейших компаний страны, опережающий рост финансового сектора экономики по сравнению с реальным – стали факторами спада производства.

     В докладе Минэкономразвития говорится, что с начала второго полугодия 2008 года развивающийся мировой финансовый кризис усилил свое негативное влияние на экономическое развитие России. Можно выделить три основных канала воздействия мирового кризиса на российскую экономику:

  1. падение мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары. С середины 2008 цены на нефть снизились почти на 70%, на металлы - на 45 процентов.
  2. резкое сокращение внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта, что в сочетании с падением цен привело во втором полугодии 2008 к сокращению экспорта в стоимостном выражении на 35% (декабрь к июню). В результате рекордный профицит торгового баланса, который еще летом достигал приблизительно 10-12% ВВП, к концу 2008 года был практически обнулен  (1% ВВП).
  3. фактическое прекращение рефинансирования внешнего долга российских корпораций и банков, что вместе с падением экспортной выручки привело к резкому изменению условий внешних заимствований и обслуживания долга.

     Существует  множество точек зрения на причины  кризиса. Едва ли не главная причина состоит в том, что мы серьезно недооценили степень зависимости российской экономики от цен на нефть. Как отмечается в докладе Мирового банка, российский фондовый рынок начал падать одновременно с ценами на нефть и в дальнейшем точно следовал за ними. Это означает, что с точки зрения инвесторов привлекательность нашей экономики определялась исключительно дорогой нефтью и связанными с этим факторами (емким внутренним рынком, укреплением рубля).

       В 2008 году вновь возобновился  отток капитала. Он составил 129,9 млрд. долларов (7,8% ВВП), впервые после 2004 года. Столь резкое изменение произошло в основном в IV квартале 2008 года, когда чистый вывоз валютно-финансовых средств частным сектором оценивается в 130,5 млрд. долларов. Мировой кризис вновь обнажил системную уязвимость нашей модели экономического развития - чрезмерную зависимость от экспорта сырья и колебаний цен на топливо и сырье, дефицит «длинных денег» внутри страны. Это стало одной из основных причин того,  что спад в России сильнее, чем в большинстве развитых стран.

     Аналитики опасаются, что серьёзнее всего  финансовый кризис скажется на основных макроэкономических показателях страны и реальном секторе экономики.

     В январе-феврале 2009 ВВП сократился на 8%, а в целом в первом квартале ожидается спад на 7 процентов. 

     Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития  России, снизился в январе-феврале  по сравнению с соответствующим  периодом годом ранее почти в  два раза. В то же время импорт товаров сократился почти на 35 процентов. Сальдо торгового баланса остается пока положительным - около 1% ВВП.

     Продолжению спада будет способствовать сокращение спроса на промышленную продукцию и  ухудшение условий банковского  кредитования. Время и интенсивность  поворота экономики от спада к  оживлению и экономическому росту во многом определяется не только перспективами изменения внешнеэкономической конъюнктуры, но и результативностью и скоростью реализации антикризисных мер.

     В программе антикризисных мер  Правительства  РФ на 2009 год, опубликованной 20 марта 2009 г, России для выхода из кризиса надо найти внутренние источники роста. В программе можно выделить 3 блока: ключевые, инновационные и градообразующие (лицо города). Антикризисными приоритетами правительства являются: выполнение социальных обязательств, сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала, наращивание внутреннего спроса, ускорение модернизации страны, снижение административных барьеров для бизнеса, усиление финансовой системы, а также ответственная макроэкономическая политика. Программа не сводится к реакции на кризис, а предполагает и серьезную модернизацию, и инновационное развитие экономики, заявила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина3.

     Целый комплекс мер предусматривает поддержку  промышленности. Неэффективные предприятия государство поддерживать не будет, т.к. помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний.

  Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору. В программе также перечислены и макроэкономические цели - борьба с инфляцией и долларизацией, осторожное регулирование тарифов, а также удешевление кредитов.

Некоторые меры по поддержке финансовой системы  России  выдвинул Ершов(таб.1).

     В результате масштабы антикризисных мер, принимаемых в российской экономике в настоящее время, соизмеримы с реализуемыми в других странах, чего нельзя сказать об аналогичных ситуациях в прошлом (рис.4).

     Вместе  с тем, государство планирует тратить  на поддержание финансового сектора средств значительно больше, чем на реальный сектор экономики. Поэтому необходимо отрегулировать механизм, который позволил бы государственные вливания в финансовую систему направить в реальную экономику. На мой взгляд, для этого требуется:

-     ввести целевой характер помощи банковскому сектору;

- регулирование процентных ставок по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам государству;

- ограничение или запрет использования выделенных средств на премирование менеджмента банка.

     Антикризисная программа не должна быть программой консервирования качества экономического роста, она должна стимулировать  и создавать предпосылки нового качества экономического роста.

     Целесообразно также сочетать выход России из затянувшегося  кризиса с модернизацией ее не только производственных, но и социально-экономических структур. Прежде всего, необходимо перевести все движущие факторы России на расширенное воспроизводство. Для этого потребуется не менее 10-12 лет. Напомним, что авторы доклада ООН увязывали ускоренный рост развивающихся стран с повышением удельного веса инвестиций до 30-35%, а в некоторых случаях даже до 40% их валового продукта. Устойчивое повышение нормы инвестиций до такого уровня может потребовать решительных мер в области налогообложения и кредитования, усиления роли государственных инвестиций и государственного сектора в сферах производства и инфраструктуры. Чтобы поднять эффективность такой политики, необходимы меры, ведущие к более равномерному распределению доходов.

     Поскольку Россия не относится к числу развивающихся  стран, а считается только «временно  отставшей», в предстоящее десятилетие  ей достаточно будет поднять долю производственных инвестиций до 17-22% ВВП.

     К концу первой четверти XXI в. Россия может преодолеть планку в 80% современного уровня развития стран Западной Европы, а к середине века — превзойти нынешний уровень США. По общей величине ВВП Россия в 2025 г. сравняется с Италией, а к 2050 г. войдет в первую десятку стран вслед за Китаем, Индией, США, Японией, Бразилией и Германией.

Информация о работе Качество экономического роста на примере российской экономики