Государство и общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:06, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

● рассмотреть виды, свойства общественных благ;

● выявить несостоятельность рынков в предоставлении общественных благ

● рассмотреть условия формирования спроса на общественные блага и эффективный объем предложения

● обосновать необходимость участия государства в предоставлении общественных благ;

● установить причины неэффективности государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 2

1.Государство……………………………………………………………3

1.1 Признаки государства……………………………………………….3

1.2 Функции государства………………………………………………..4

2. Общественные блага, их свойства и классификация ………………...5

2.1 Характерные особенности общественных благ………..……..............5

2.2 Виды общественных благ…………………………….……………...6

3.Несостоятельность рыночного равновесия на рынке общественных благ……………………………………………………………………….8

3.1 Спрос на общественные блага……………………………………......8

3.2 Эффективный объем и проблема безбилетника………………….......9

4. Роль государства в предоставлении общественных .………………...13

4.1 Формы государственного участия………………………………........13

4.2 Причины неэффективности государства…………………………….15

Заключение……………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………18

Содержимое работы - 1 файл

Курсовик.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

     Спрос на чистое общественное  благо определяется уровнем его  предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне его цены, однако за этим внешним сходством скрываются существенные особенности.

     Во-первых, являясь неделимым, чистое  общественное благо потребляется  всеми потребителями совместно  и целиком. Это означает, что все потребители чистого общественного блага в данный момент времени потребляют одинаковое количество блага. Другими словами, объем потребления этого блага каждым отдельным потребителем равен объему предложения блага. Если, предположим, речь идет о национальной обороне, то отдельный гражданин страны потребляет объем блага, в точности равный тому, который обеспечивается ядерными силами сдерживания. При этом все граждане потребляют один и тот же объем данного блага.

     Во-вторых, при потреблении чистого общественного блага величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем, не снижает предельной выгоды блага для других потребителей. Причем все потребители получают выгоды одновременно. Это означает, что для каждого данного объема чистого общественного блага предельная общественная полезность его потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей.

     Размер получаемых предельных  выгод можно оценивать по разному.  Предположим, женщины оценивают  предельные выгоды (МВж) от противоракетной обороны выше, чем мужчины (МВм). Однако, как бы ни различались их оценки предельных выгод, при каждом данном объеме предложения благ (Q) соответствующий этому объему размер предельных выгод будет получен и женщинами, и мужчинами. Следовательно, общественная, то есть получаемая обеими группами граждан, величина предельных выгод (МВо) будет определяться путем сложения размеров предельных выгод, которые получает каждая группа от каждого данного объема предложения благ:

                                                   (МВо = МВж+МВм)

    Совокупный спрос на чистое  общественное благо формируется  как сумма предельных выгод  каждого индивида, представленных  линиями спроса на общественное  благо каждого из них. Индивидуальному потребителю нет надобности целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить, причем оптимум достигается в том и только в том случае, если сумма определенных таким образом вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, которые нужны для получения единицы общественного блага.

    Анализируя особенности формирования  спроса на чистое общественное  благо, следует обратить внимание  на ряд существенных обстоятельств:

     - во-первых, потребление чистого общественного  блага (в отличие от чистого  частного блага) не может быть  скорректировано соответственно  потребностям потребителя;

     - во-вторых, потребители имеют разную  готовность платить за потребление  одного и того же объема чистого общественного блага – соответственно уровню их индивидуальных предельных выгод;

     - в-третьих, при спросе на чистое  общественное благо цена, отражающая  готовность потребителя платить  за единицу блага, не является  переменной величиной;

     -в-четвертых,  в случае с чистыми общественными  благами (в отличие от чистых  частных благ) не существует соответствия  между издержками производства  единицы блага и ценой, которую  готов заплатить отдельный потребитель  блага.

     3.2 Эффективный объем и проблема безбилетника 

     Главная специфика чистого общественного  блага заключается в том, что  предоставление его одному лицу  всегда сопровождается положительными  внешними выгодами для всех  лиц, а включение в процесс  его потребления дополнительных  пользователей не приводит к снижению его полезности для существующих потребителей. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. При этом общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, в чем и состоит задача определения оптимального (эффективного) объема производства чистого общественного блага.

     Рассматривая проблему оптимизации  производства чистого общественного  блага в таком аспекте, нетрудно  прийти к выводу о том, что  ее решение состоит в соизмерении  получаемых обществом совокупных  выгод и связанных с производством  блага совокупных издержек. При этом оптимальный для общества будет такой объем чистого общественного блага, при котором будет обеспечиваться максимизация чистой общественной выгоды.Что же касается принятия решения об оптимальном объеме производства чистого общественного блага, то, как и в случае с чистым частным благом, оно осуществляется на основании принципа соизмерения предельных выгод и предельных издержек.

     Следовательно, чистое общественное  благо должно производится в  объеме, при котором предельные  общественные выгоды равны предельным общественным издержкам. В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей. Поэтому предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей. Из этого вытекает, что эффективный объем чистого общественного блага – это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, раны предельным общественным издержкам производства блага.

     Эффективным является тот объем  чистого общественного блага,  при котором предельные общественные  выгоды от потребления блага равны предельным издержкам его производства.

     Анализируя механизм установления  эффективного объема производства  чистого общественного блага,  следует обратить внимание на  два обстоятельства:

     - отсутствие соответствия между  предельными издержками производства блага и денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект.

     - объем производства чистого общественного  блага будет оптимальным только  при условии, что валовые издержки  его производства не будут  превышать затрат, которые общество готово заплатить. Бремя затрат на получение общественного блага может распределяться между членами потребляющего его сообщества не только в форме денежных выплат. Во-первых, налагаемые на индивидов обязанности способны принимать формы натуральных повинностей. Это, например, безвозмездная передача части урожая или другой произведенной продукции, либо непосредственный трудовой вклад (так, обязательства гражданина по участию в защите государства могут включать не только уплату соответствующих налогов, но и прохождение срочной службы). Во-вторых, индивид способен вносить вклад в производство или приобретение общественного блага, не только выполняя обязанности, наложенные на него сообществом, но и добровольно, по своей личной инициативе. Те же пожертвования на церковь и безвозмездная воинская служба, например в ополчении, нередко выходили за рамки предписанного; в современном мире широко распространены добровольные пожертвования на развитие науки, культуры, здравоохранения, а также другие формы благотворительности.

      Добровольное участие в производстве  общественных благ либо их  финансировании, несомненно, предпочтительнее  принудительного. С одной стороны,  подверженность принудительно наложенным  обязательствам, при прочих равных  условиях, сама по себе снижает уровень благосостояния индивида. С другой стороны, определение, фиксация и реализация таких обязательств предполагают, как правило, значительные издержки. Так, требуется разработать налоговое законодательство, организовать и содержать налоговую службу, тратить средства на выявление и преследование уклоняющихся от налогов и т.д. Итак, повинность не только сама обладает, вообще говоря, отрицательной полезностью для несущих ее индивидов, но и влечет за собой избыточное расходование ресурсов, имеющих для них положительную полезность. Потери могут стать сопоставимыми с полезностью получаемого в итоге блага и в значительной степени его обесценить. Коль скоро признается, что производство общественных благ призвано служить не абстрактным интересам государства, а интересам потребляющих их конкретных индивидов, задача состоит в том, чтобы свести указанные потери к минимуму.

     Для получения общественного  блага требуются коллективные действия, которые складываются из действий индивидов, будь то вложения труда, его продуктов или денежных сумм. Наличие у потенциального пользователя потребности в результатах таких действий не гарантирует его участия в них. Ведь ожидаемый эффект формируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудовых усилий, денежных взносов и т.д. Максимизируя собственную функцию полезности, каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму.

     Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ.

    Формулируемая таким образом  проблема «безбилетника» занимает основное место в теории коллективных действий и принципиально важна для экономики общественного сектора. Иногда эта проблема рассматривается в несколько упрощенном виде. Неявным образом допускается, что: во-первых, общественное благо, которое требуется произвести, обладает абсолютной неисключаемостью и при этом имеет примерно равную полезность для всех потребителей при любом уровне поставки; во-вторых, минимизация затрат во всех случаях тождественна полному неучастию в предполагаемых действиях; в-третьих, принудительное введение обязательств и их реализация не требуют существенных дополнительных расходов. При таких допущениях, очевидно, возникает альтернатива: либо, положившись на добровольность участия, убедиться, что все предпочитают быть «безбилетниками», а благо не производится вообще, либо возложить его поставку на располагающее силой принуждения государство, не увязывая напрямую это решение с тем, как именно государство станет распределять бремя затрат.

      В действительности все может  быть не столь однозначно. Так,  если речь идет о смешанном  общественном благе, издержки  принудительного вовлечения в  коллективное действие способны иногда превышать затраты, с помощью которых удалось бы ввести некоторые ограничения доступа, преодолев тем самым неисключаемость. Соответственно можно попытаться вместо проблемы «безбилетника» решить проблему неисключаемости. При этом, впрочем, надо учитывать, что введение ограничений, в свою очередь, не только само требует дополнительных затрат, но и чревато снижением интенсивности использования блага, также означающим потери для некоторых индивидов.

     Нормы замещения блага другими, как отмечалось выше, зачастую неодинаковы для разных потребителей. Если в распоряжении государства нет механизмов, позволяющих распределить бремя расходов хотя бы с некоторым учетом данного обстоятельства, вопрос о целесообразности принуждения нельзя считать тривиальным. Ведь в этом случае многие индивиды (прежде всего те, для кого предельная полезность блага относительно невысока) скорее всего, проиграют от увеличения его производства. Между тем ни само по себе наращивание поставки общественных благ, ни даже приведение ее в соответствие с агрегированным спросом не является самоцелью. Требуется учет интересов каждого из потенциальных потребителей в отдельности.Отсюда следует, в частности, что если те потребители, для которых характерна наиболее высокая оценка общественного блага, настаивают на всеобщем и равном участии в его финансировании, то они в определенном смысле ведут себя как «безбилетники».

    Наконец, нельзя игнорировать  возможности и границы осуществления  коллективных действий без непосредственного принуждения. Так, в обществе, где большинство граждан привыкли быть относительно добросовестными налогоплательщиками, затраты на содержание налоговой инспекции могут быть несколько ниже, чем в том, для которого характерно массовое уклонение от налогов. Оставляя в стороне культурные различия и собственно этические аспекты проблемы, экономическая теория определяет, при каких условиях рациональное поведение индивидов, преследующих собственные интересы, включает в себя добровольное участие в создании общественных благ.

     Существуют два основных подхода  к изучению проблемы «безбилетника», которые не противоречат друг  другу. Ключевую роль в одном  из них играет понятие избирательного стимула, в другом — понятие взаимности.

Информация о работе Государство и общественные блага