Современные модели рынка. Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы разобраться в особенностях функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции, рассмотреть принципы антимонопольной политики государства.

В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:

рассмотреть закономерности развития рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
сформулировать понятие «монополии» в экономике;
выявить особенности функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции;
определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий ;
проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ РЫНКА..5

1.1 Понятие монополии и формы монополистических объединений..........5

1.2 Виды предпринимательства….……………………………………........10

1.3 Предпринимательство и социально-экономический прогресс.

Влияние предпринимательства на динамичность и устойчивость

экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………...…………………..21

2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная

поддержка предпринимательства…………………..……………………..……....21

2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины...…………………....28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

      Часто борьба за долю участия в производстве (следовательно, и прибыли) ведет  к разрушению синдиката или образованию  треста.

      3. Сущность треста заключается  в растворении отдельных членов  в общем предприятии, в объединении капитала, производства, сбыта, рисков и прибыли. Иными словами, отдельные предприятия теряют свою самостоятельность. Тресты создаются с целью увеличения хозяйственной мощи, устранения конкуренции и дезорганизующего влияния рынка.

      4. Консорциум. Создается как добровольное  объединение компаний (банковских, промышленных, торговых и т.п.) для реализации крупных инвестиционных программ и проектов. Как правило, консорциумы создаются не только из-за желания сконцентрировать средства, но и разделить финансовый и политический риск с партнерами. В большинстве случаев члены консорциума объединяют усилия для получения дорогостоящих заказов и подрядов.

      В условиях сохранения и ужесточения  антимонопольной политики государств консорциумы являются наиболее мобильной формой монополистических объединений, что дает им возможность реализации преимуществ во внешнеэкономической сфере.

      5. В современных условиях широкое  распространение получила олигополия – монополизация рынков и отраслей несколькими фирмами, не связанными юридически, которые в совокупности занимают господствующее положение. Возникают олигополии на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В основе олигополий лежит заключение горизонтальных (между фирмами, находящимися на одном хозяйственном уровне) и вертикальных (субъекты занимают различное хозяйственное положение) соглашений. Характеризуется олигополия изменяющимся соотношением монопольно-регулирующих и конкурентных сил и образует фундамент современного хозяйственного механизма.

      Однако  усиление конкуренции и интернационализация  мирового хозяйства значительно подорвали монопольно-регулирующие силы в рамках многих национальных олигополий. Одновременно сложились олигополистические структуры по отдельным отраслям в масштабе всего мирового хозяйства (электронная, автомобильная, фармацевтическая и электротехническая промышленность).

      1.2 Монополистические объединения – история и современность

      Несмотря  на то, что сам термин “монополия”  появился сравнительно недавно, монополистические объединения известны с древнейших времен.

      Монополии начинают появляться практически сразу  же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

      В античном мире хорошо знали, что такое  монополия и какие выгоды она  сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как “в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто”. Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.

      Более того, даже регулирование монополии  началось уже в античном мире. “Некто” из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.

      В средние века появление монополии  часто происходило по следующим  двум причинам. Существовал способ организации производителей, который  получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желание “чуточку” повысить цену, коль такая возможность была.

      Другим  распространенным случаем образования  монополий была выдача монархами  различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать, таким образом, конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев.

      В Англии в XVII в. такие привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента.

      Иногда  привилегии носили совершенно произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XIV, не отличавшийся особенной мудростью в управлении страной, в знак расположения подарил некой графине Д`Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые, как указывалось в одном документе того времени, “сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в таком количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене”.

      Но  монополии могли возникать и  при появлении возможности захвата  рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же самом Людовике XIV возникла монополия “масляничных горшков”. По словам одного каннского интенданта, это был союз “трех частных лиц, которые скупили 60 000 пустых горшков и хотели таким образом стать хозяевами в торговле изиньским маслом и поднять цены на горшки на одну четверть прежней цены”.

      В некоторых случаях монополистом решало стать само государство для  получения дохода. Выбирался товар  с неэластичным спросом (соль, водка, табак) и объявлялась государственная монополия на его продажу.

      Бурный  рост монополий начался с развитием  крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные “общества”, которые, по сути являлись монополистическими объединениями.

      Во  второй половине XIX в. монополистические  объединения начали появляться в очень многих отраслях (например, в производстве сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Company контролировала 90% всего производства сахара.

      Иногда эти монополии были естественными (существование двух фирм в отрасли было не выгодно), и в этом случае монополистом становилась первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго осталась единственной фирмой в своей отрасли.

      Некоторые тресты представляли собой внушительные производственные империи с огромным количеством рабочих и капитала. Например, в конце XX столетия Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи всей нефти в Америке. Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90 тысяч миль трубопровода, 10 000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов.

      В настоящее время на некоторых  рынках продолжают существовать монополии (или почти монополии). В большинстве случаев это естественные монополии (электричество, водопровод и т. д.), регулированием которых занимается государство. Но существуют и искусственные монополии. Например, южноафриканская компания De Beers контролирует около 80% всей мировой добычи алмазов.

      Россия  не была исключением в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.

      В России, как и в каждой стране, издавна существовали регалии, или  государственные монополии, на производство важных групп товаров – соляная монополия, монополия на выделку пороха, тиражирование календарей и т. п. В 1895 г. в виде опыта в четырех сибирских губерниях была введена винная монополия, распространившаяся затем на всю Россию. Кроме нее к началу XX в. осталась лишь специальная монополия на игральные карты.

      Но  “недостаток” государственных монополий  вполне дополнялся заботой правительства  о крупном частном капитале.

      Так, в начальный период развития крупной  русской промышленности, когда перед  правительством стояла задача создания в стране новых производств, распространенной мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую – иностранцам) монополии производства на определенный период. Особенно характерна была подобная практика для правления Елизаветы. Например, по просьбе Чемберлина и Козенса, учредителей первой петербургской ситцевой фабрики, в 1753 г. на 10 лет было запрещено устройство ситцевых фабрик во всей Империи. В том же году аналогичную привилегию получил купец Федотов, устроивший в Москве фабрику сусального золота и серебра. В некоторых случаях влиятельные фабриканты добивались даже закрытия ранее устроенных фабрик, конкурировавших с их собственными.

      Однако  уже при Екатерине II промышленная политика значительно изменилась. Императрица неоднократно указывала устно и письменно на вред монополий и преимущества мелкой промышленности перед крупной. В наказе Мануфактур-коллегии своему депутату вице-президенту Сукину говорилось: “Великие мануфактурные заведения вместо того, чтобы долженствовали служить к общему рукоделий распространению и обогащения государства, заключили все рукоделия в стенах своих, а случившиеся злоупотребления и бывшая монополия лишили многих пропитания... Со времени умножения фабрик города в упадок приходить начали... Содержатели великих фабрик ненавистны сделались обществу”. И правительственная программа уже была нацелена на поощрение кустарной промышленности и уничтожение фабричных монополий.

      С 1878 г. до конца XIX в. практически во всех основных отраслях русской промышленности наблюдалась сильная концентрация производства. К этому времени и относится образование первых отечественных монополистических объединений [Берлин Б. А. Русская буржуазия в старое и новое время. М., 1992. С. 98.].

      Старейшим синдикатским объединением в России можно считать “Конвенцию страховых от огня обществ”, образованную в конце 1870-х гг. Следует сказать, что в России конца XIX-начала XX в. в противоположность западным странам норма торговой прибыли значительно (по некоторым подсчетам в два-три раза) превышала норму прибыли в промышленности. Естественно, что фабриканты и заводчики стремились избавиться от дорогостоящих торговых посредников и заняться продажей своей продукции самостоятельно. Отчасти вследствие этого для российской промышленности были характерны предпринимательские объединения в виде синдикатов, занимающихся централизованным сбытом, но не производством продукции в отличие от трестов, господствовавших в США. Единственная попытка создания русского треста на базе синдиката “Продамет” потерпела крах благодаря усилиям дворянства, земств, ряда политических партий (в первую очередь октябристов), активно выступавших против монополистического капитала и требовавших непризнания правительством любых форм монополистических объединений. Правда, выступления эти были большей частью безрезультатны.

      Первым  синдикатом европейского типа, появившемся  в России, можно считать основанный немецкими капиталистами в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных  фабрик. Он заложил базу для создания в 1903 г. синдиката “Гвоздь”, после распада которого в 1908 г. был образован один из крупнейших синдикатов России “Проволока”. Первым же чисто российским синдикатом принято считать созданный при самом близком участии правительства в 1887 г. синдикат сахарозаводчиков. Министр финансов Н. X. Бунге писал в 1886 г. об этом синдикате в докладе Совету Министров: “Соглашение заводчиков между собой во имя их общего интереса могло бы принести существенную пользу делу, и заводчики могли бы образовать между собою синдикат”.

Информация о работе Современные модели рынка. Антимонопольная политика