Неоклассический синтез П. Самуэльсона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:53, доклад

Краткое описание

Через несколько лет после выхода в свет книги Дж.Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) многие экономисты начали понимать, что только синтез нескольких подходов поможет найти приемлемые рецепты сохранения равновесия в экономике. Дж.Хикс обосновал необходимость такой теории и назвал ее неоклассическим синтезом. Основная идея неоклассического синтеза заключается в том, чтобы разработать наиболее общую экономическую теорию, преодолеть разрыв между теориями, согласовать достижения современной науки и все позитивное, что содержится в работах предшествеников. Наиболее полно реализовал этот новый подход известный американский экономист Пол Самуэльсон Он родился в г. Гэри (штат Индиана) в 1915 г. Он окончил Чикагский университет, был аспирантом Гарвардского университета. В 1970 г Получил Нобелевскую премию по экономике «за научную работу, развившую статическую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в повышение общего уровня анализа в области экономической науки».

Содержимое работы - 1 файл

Для семинара.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Основные работы Леонтьева — "Структура  американской экономики, 1919—1929 гг." (1941), "Исследования структуры американской экономики" (1953), «Новый взгляд на экономику» (1967 ); «Экономическая система в эпоху перелома» (1976); "Экономика "затраты—выпуск" (1966), "Экономические эссе: теория, исследования, факты и политика" (в двух томах — 1966 и 1977 гг., в 1990 г. вышла на русском языке).

Большую известность приобрела  модель В.Леонтьева "затраты—выпуск». Она построена на постоянном учете существующей взаимосвязи между различными секторами экономики, а также между государствами или предприятиями. В ней учитываются структурные коэффициенты, которые пронизывают соотношения между "затратами" (тем, что потребляется) и "выпуском" (тем, что производится). Леонтьев описал существующие в определенный момент взаимосвязи между секторами экономики в виде линейных уравнений. Он предложил систему таблиц, которые описывают упрощенный вариант функционирования экономики в виде трехсекторного хозяйства: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и домашние хозяйства. Набор линейных разностных уравнений по результатам деятельности каждого сектора и будет выражать существо модели "затраты—выпуск".

В модели Леонтьева экономика представлена в виде условных 44 секторов, между которыми существуют тесные связи. На первом этапе построения модели можно проследить связь между факторами производства (капитал, труд, услуги, природные ресурсы), с одной стороны, и стадиями производственного процесса от его начала до получения промежуточного, а потом и конечного продукта, готового к потреблению - с другой. Эти связи Леонтьев представил в виде баланса, или шахматной таблицы с перекрестной зависимостью входящих в нее элементов. (В отечественной экономической науке в России подобные разработки, начатые в конце 20-х годов, были прерваны, объявлены ненаучными и лишь с 60-х годов получили широкое распространение под названием моделей межотраслевого баланса.)

На следующем этапе Леонтьев применяет так называемые технические коэффициенты (их около 200). Они выводятся из первого секторального этапа и характеризуют качественные и количественные показатели взаимосвязей. Ученый писал, что эти взаимосвязи легко представить, если вспомнить таблицу расписания поездов, где указано, куда следует состав, откуда, когда прибывает, на каких станциях останавливается.

На третьем этапе моделирования  выясняется, сколько и каких затрат понадобится каждому сектору, чтобы  увеличить выпуск конкретных видов товаров. Эта система уравнений получила название "инверсия Леонтьева".

«Инверсия Леонтьева» раскрывает внутренний механизм экономики, позволяет выявлять размеры спроса на различные товары и, главное, его  перспективы, отрабатывать квалифицированную экономическую политику. В процессе совершенствования и усложнения модели «затраты—выпуск» был создан динамический вариант системы, учитывавший технический прогресс, перестройку промышленности, изменения ценовых пропорций. Модель была переведена на гибкие коэффициенты. Эта работа оказалась весьма успешной еще и потому, что параллельно с научным поиском совершенствовалось компьютерное обеспечение.

Шахматные балансы  В.  Леонтьева доказали свою жизнеспособность и применительно к регионам, американским штатам и даже отдельным городам. Вместе с тем они были приняты в качестве аналитического метода Всемирным банком при подготовке планов его кредитной деятельности и предложений по бюджетной политике для стран — членов организации.

Логика исследовательского поиска вывела В.В. Леонтьева на мировой уровень экономики. Применяя новую методику, В. В.  Леонтьев доказывает, что если принять во внимание весь комплекс прямых и косвенных затрат, то экспорт из США оказывается более трудоемким и менее капиталоемким, чем импорт, хотя в США квота инвестиций достаточно высока, да и уровень зарплаты достаточно высок. Получается, что для США выгоднее экспортировать труд и импортировать капитал. Внешнеторговые преимущества, известные еще со времен Рикардо, обнаруживают свой условный, относительный характер. «Парадокс Леонтьева» стал источником новых размышлений и более глубокого анализа мировой торговли. В. В.  Леонтьев возглавил группу экспертов, подготовивших по заказу ООН доклад-прогноз «Будущее мировой экономики». Он был переведен на русский язык и опубликован у нас еще в 1979  г. Исходными для анализа явились данные за 1970  г., а в прогнозе давались оценки на 1980, 1990 и 2000  гг. Доклад должен был стать основой «стратегии развития» и создания нового экономического порядка, разрабатывавшихся под эгидой ООН.

Ценность данной модели увеличивается и в связи  с тем, что Леонтьев ввел в нее  в качестве самостоятельного параметра  загрязнение окружающей среды. Используя опыт моделирования, он показывает взаимосвязь, существующую между хозяйственной активностью и состоянием среды обитания. Экспертные оценки свидетельствовали о том, что расходы на борьбу с загрязнением окружающей среды напрямую зависят от размера душевого дохода. Соответствующие расчеты привели к выводу о том, что введение строгих мировых стандартов необходимо и неизбежно, а с точки зрения экономической эффективности даст возможность развивающимся странам заметно повысить занятость, хотя и потребует некоторых жертв со стороны потребления.

Леонтьев часто  участвовал на международных конференциях, посвященных экономике разоружения, проблемам конверсии военного производства. Он видел свою задачу в том, чтобы, используя шахматные балансы, методику «затраты—выпуск», рассчитать издержки производства оружия, его воздействие на смежные отрасли, а также определить наиболее рациональный подход к конверсии, удешевить ее и сберечь рабочие места. В соавторстве с ф.  Дахиным были опубликованы работы: «Военные расходы» (1983) и «Перспективы автоматизации труда» (1986). В конце 80-х гг. В. В.  Леонтьев участвовал в первых проектах широкомасштабной конверсии военного производства и экономических преобразований России.

 Леонтьев  увлекался парусным спортом, и когда объяснял студентам, как функционирует экономика, то сравниваю ее с яхтой в море. «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер  — это заинтересованность, руль  — это государственное регулирование.… У Советского Союза ветер не наполнял паруса, а тогда и руль не помогал. Самое трудное состоит в том, чтобы найти правильное соотношение между ответственными действиями предприятий и государства».

В. В.  Леонтьев сравнивает руководителей наших государственных предприятий, которые привыкли к плановым поставкам и не способны самостоятельно находить поставщиков и потребителей, с пингвинами, которых очень трудно научить летать.

И еще Леонтьев как то сказал: «…Попытка запрета использовать доллар во внутреннем обороте России так же бессмысленна, как и введение запрета на самогоноварение».

 

Семинар   «Количественная теория денег»

В мировой экономической  науке четко выделяются два подхода к изучению теоретических проблем денег. Представители одного из них ищут ответа на вопросы, связанные с внутренней природой денег: что такое деньги; почему они появились и существуют в обществе; как они развиваются и почему приобретали ту или другую форму; в чем заключается и как формируется стоимость денег и т.п. Для этого направления теории денег характерно явное преувеличение внимания к внутренним аспектам явления денег и недооценка их внешних аспектов, которые проявляются во влиянии денег на экономические процессы. Этот подход относительно изучения природы денег можно назвать абстрактной теорией денег. Наиболее известными проявлениями такого подхода является номиналистическая теория, металлическая теория, государственная теория, функциональная теория, марксистская теория и др.

Представители второго направления принимают  деньги такими, какие они есть, и, не углубляясь в исследование их природы, ищут ответа на вопросы, которые связаны  с местом и ролью денег в  воспроизведенном процессе. Деньги - простая вуаль на реальной экономике или ее активный элемент и фактор, который влияет на ее развитие и структурные изменения; какими своими проявлениями деньги наиболее активно влияют на реальную экономику и на какие именно ее процессы; какой конкретно механизм влияния денежного фактора на реальную экономику (передаточный механизм); может ли государство использовать этот механизм в своей экономической политике и как именно; какая должна быть в связи с этим денежно-кредитная политика в стране и др. Этот подход в научном анализе денежных проблем можно назвать прикладной теорией денег. В западной литературе она обычно называется монетарной теорией.

Довольно четко  проведено размежевание между абстрактной  теорией и монетарной теорией  денег в фундаментальной работе Э. Долана, К. Кемпбелла и Р. Кемпбелла "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика", в которой абстрактному анализу природы денег посвящен первый раздел, а прикладному анализу - 14-19 раздела в части IV, что названная "Монетарная модель: теория и практика". Т.е. эти два подхода разорваны значительным объемом книг и существенным образом различаются объемами изложения. Самую сущность монетарной теории авторы определили как раздел экономической теории, в котором изучается "влияние денег и определенной денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом".

Монетарная  теория не только занимает ключевое место  в научной мысли о деньгах  и денежных отношениях, а и оказывает  заметное влияние на развитие всей экономической теории. Ни одно из научных или учебных изданий XX ст. из экономической теории, макроэкономики и т.п. не обошлось без анализа влияния на экономику денежных факторов - спроса и предложения денег, процента, финансового рынка и др. Она также создает научную и методологическую базу денежно-кредитной политики государств с развитыми рыночными экономиками. Сегодня никакое правительство западных стран не начнет реализацию своей экономической политики, пока четко не определится, на каких монетарных рекомендациях будет ее строить.

Монетарная  теория имеет несколько направлений, каждый из которых рассматривается  как отдельная теория. Наиболее известным, ключевым направлением монетарной теории есть количественная теория, которая, в свою очередь, в зависимости от этапов ее развития делится на классическую количественную теорию, неоклассическую количественную теорию и современный монетаризм. Одновременно с неоклассическим направлением количественной теории денег как ее самостоятельное ответвление сформировалась сначала кейнсианская, а потом и неокейнсианская концепция монетарной теории.

В литературе кейнсианскую концепцию денег нередко противопоставляют  неоклассической количественной теории и рассматривают их как две  альтернативные теории. Тем не менее, обе они имеют единую методологическую базу - прикладную теорию денег, которая больше их сближает, чем разъединяет. Благодаря их сближению на современном этапе формируется третье направление монетарной теории, получившей название кейнсиано-неоклассического синтеза.

Классическая  количественная теория денег сформировалась еще в XVI- XVII ст. и послужила методологической основой все дальнейшего развития монетаристской теории, включая и современные ее направления. Основные ее принципы на протяжении многовекового развития экономической мысли претерпели некоторых уточнений, дополнений, углублений, оставаясь в основе своей неизменными. Они легко просматриваются и в современных монетарных концепциях, которые дают основания утверждать, что и современная монетарная теория по сути своей есть количественной. Название количественной эта теория получила потому, что ее основоположники объясняли влияние денег на экономические процессы исключительно количественными факторами, прежде всего изменением массы денег в обороте. Определяющим признаком количественной теории являются положения о том, что стоимость денег и уровень товарных цен определяются изменениями количества денег: чем больше их в обороте, тем цены выше, а стоимость денег ниже, и наоборот. Влияя на цены товаров и услуг, количество денег влияет и на все другие экономические процессы:

-  рост номинального объема ВВП,

- национального дохода,

- платежеспособного спроса и др.

Количественная  теория денег зародилась в XVI ст. В  это время в Европе происходил ускоренный рост общего уровня цен, известный  в экономической истории как революция цен, вследствие которой средний уровень цен за период 1500-1600гг. возрос приблизительно в 3-5 раз. Возникшая необходимость выяснить причины этого довольно тревожного явления. Наиболее очевидной, такой, что лежит на поверхности, причиной явилось заметное увеличение притока в Европу золота и серебра из Америки после открытия этого континента в XVI ст. Это было, чуть ли не первое массовое подтверждение того, что стоимость денег, и товарные цены, зависят от их количества в обороте. При этом речь шла о полноценных деньгах - золоте и серебре, которое открывало путь для признанного положения о том, что деньги вступают в оборот с внутренней, заранее сформированной стоимостью.

Первым, кто  выдвинул идею о зависимости уровня цен от количества благородных металлов, был французский экономист Ж. Баден. В своем трактате "Ответ на парадоксы где Мальструа" он приходил к выводу: что высокие цены хотя и предопределяются многими причинами, тем не менее основной среди них является увеличение количества золота и серебра.

Другие экономисты XVI-XVII ст. (Б. Даванзотти, Дж. Монтарини, Д. Локк), разрабатывая эту идею Ж. Бадена, постепенно превратили ее в прямолинейный  и механический вариант количественной теории, который ограничивался двумя  их восходящими постулатами: причиной роста цен является рост массы денег в обороте, а мера роста цен определяется мерой роста массы денег.

 

Важный взнос  в количественную теорию сделал английский экономист Дж. Локк. Он считал, что решающим фактором, который регулирует и определяет стоимость денег (золота и серебра), это их количество. Этот вывод Дж. Локка был использованный идеологами промышленной буржуазии, которая начала развиваться, для критики меркантилизма. Они противопоставляли сторонникам последнего утверждения, что накопление золота и серебра не может сделать нацию более богатой, так как результатом такого накопления будет обесценение драгоценных металлов и рост товарных цен. По их мнению, настоящее богатство наций связано не с мертвыми запасами золота и серебра, а с созданием мануфактур, использованием в них живой работы. Затем идеи количественной теории оказывали содействие развенчанию меркантилизма, металлической концепции денег, согласно которой золото и серебро уже по природе своей являются деньгами.

В период становления капиталистических отношений основные идеи количественной теории сформулировал и углубил английский экономист Д. Юм. В очерке "О деньгах" (1752) он выдвинул и обосновал принцип, который в современной литературе называется "постулатом однородности": удвоение количества денег приводит к удвоению абсолютного уровня всех цен, выраженных в деньгах, но не задевает относительных меновых соотношений отдельных товаров. Своим "постулатом однородности" Д. Юм дал толчок к формированию концепций "нейтральности денег" в рыночной экономике и экзогенного, навязанного извне характера изменения денежной массы в обращении, которые вошли в арсенал сущностных идей монетарной теории вообще.

Информация о работе Неоклассический синтез П. Самуэльсона