Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа
Сговор среди покупателей или продавцов уменьшает степень конкуренции на рынке. Сговор более затруднен на рынках с большим количеством покупателей и продавцов.
В долгосрочной перспективе уровень конкуренции в отрасли в значительной степени определяется тем, насколько трудно и дорого для новых фирм войти в этот рынок.
Цель настоящей работы – исследование характеристика и формы рынка при несовершенной конкуренции.
Часть 1
Введение 3
1.1.Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции 4
1.2. Чистая монополия 7
1.3. Монополистическая конкуренция 13
1.4. Олигополия 17
Часть 2.
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «рыболовство, рыбоводство» 29
Приложения 30
Глоссарий 31
Литература
4. Индекс Херфиндаля. Другая проблема использования степени концентрации состоит в том, что с ее помощью не удается точно измерить распределение рыночной власти между доминирующими фирмами. Предположим, что одна фирма контролировала бы все услуги в области междугородних телефонных переговоров. Также допустим, что в другой отрасли, например, автомобильной промышленности, существует четыре фирмы и каждая контролирует 25% рынка. В обеих отраслях степень концентрации по четырем фирмам будет равна 100%. Но телекоммуникационная отрасль будет чистой монополией, а автомобильная промышленность будет олигополией, характеризуемой, возможно, значительным экономическим соперничеством. Большинство экономистов согласится, что рыночная власть в области телекоммуникаций будет значительно больше, чем в автомобильной промышленности, но это не отражено в идентичной 100%-ной степени концентрации.
Индекс Херфиндаля предназначен для решения этой проблемы. Он представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех фирм в отрасли. Возводя рыночные доли в квадрат, мы придаем гораздо большие веса крупным фирмам, чем мелким.
Барьеры для вхождения
Барьеры для вхождения в отрасль, которые приводят к возникновению чистых монополий, могут помочь объяснить существование олигополии. Исторически во многих отраслях технический прогресс делал эффект масштаба все более достижимым с течением времени. Многие отрасли начинали с примитивной технологии, малого эффекта масштаба и со многими конкурентами. Но по мере того, как технология улучшалась и эффект масштаба становился все более выраженным, менее восприимчивые или менее агрессивные фирмы отходили в сторону и оставалось всего несколько производителей. Эффект масштаба значителен во многих отраслях, таких, как производство самолетов, резины и цемента. В то время как три или четыре фирмы могут достичь минимального уровня эффективности, новые фирмы будут иметь столь малую рыночную долю, что не смогут его достичь. Следовательно, они не смогут выжить, так как осуществляют производство с большими издержками.
Тесно связанный с этим обстоятельством барьер состоит в том, что вложения капитала, необходимого для вхождения в определенные отрасли, - издержки приобретения необходимого завода и оборудования — настолько велики, что препятствуют вхождению. Табачная, сталелитейная, автомобильная и нефтеперерабатывающая промышленность характеризуются очень высокими требованиями к капиталовложениям. Широкие рекламные кампании также могут ставить барьер на пути вхождения в отрасль.
Владение или контроль за основным сырьем объясняют историческое доминирование Aluminum Company of America в производстве алюминиевых слитков. В электронной, химической и фармацевтической промышленности, производстве фотографического и офисного оборудования в качестве барьеров для вхождения служат патенты.
Слияния фирм также могут привести к олигополии. Объединение двух или более ранее конкурировавших фирм путем слияния может заметно увеличить их рыночную долю, позволяя за счет расширения производства достичь большего эффекта масштаба.
Другим мотивом, лежащим в основе «потребности в слиянии», является рыночная власть. Фирма, которая крупнее как в абсолютном выражении, так и по отношению к рынку, может иметь больше возможностей контролировать рынок своей продукции и цену на нее, чем более мелкий, менее конкурентоспособный производитель. Кроме того, большие размеры, вытекающие из слияния, могут дать фирме преимущества «крупного покупателя» и позволить ей получать более низкие цены (издержки) от поставщиков.
Четыре модели олигополии
Почему не следует ограничиваться одной моделью, как мы делали при обсуждении других рыночных структур? Потому что описать стандартную олигополию невозможно по двум причинам.
1. Разнообразие. Олигополия включает более разнообразные и многочисленные рыночные ситуации, чем другие рыночные структуры. Существует как «жесткая» олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и «расплывчатая» олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, скажем, 70 или 80% рынка, в то время как «конкурентное окружение» из фирм делит оставшуюся часть. Олигополия включает и дифференциацию продукции, и стандартизацию. Она охватывает как случаи, когда фирмы действуют в тайном сговоре, так и случаи, в которых они действуют независимо. Олигополия объединяет ситуации, в которых барьеры для вхождения являются различными по прочности. Короче говоря, существование множества видов, или типов, олигополии мешает выработке какой-то простой рыночной модели, которая дает общее объяснение олигополистического поведения.
2. Взаимозависимость. Элемент взаимозависимости, который добавляет к анализу немногочисленность, в наибольшей степени осложняет ситуацию, а неспособность фирмы предсказывать с уверенностью ответные действия конкурентов делает фактически невозможной оценку спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается олигополист. Без таких данных фирма не может определить даже теоретически цену и объем производства, максимизирующие ее прибыль.
Несмотря на эти трудности, при анализе проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой и монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. С другой стороны, когда олигополистические цены изменяются, вероятно, что фирмы изменяют свои цены все вместе; олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.
Олигополия, основанная
на тайном сговоре, и картели
В теории игр олигополия благоприятствует тайному сговору. Он имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Недостатки и неопределенности модели ломаной кривой спроса олигополии, не основанной на тайном сговоре, очевидны для производителей. Всегда существует опасность, что вспыхнет война цен. В частности, во время всеобщего спада деловой активности у каждой фирмы окажутся избыточные мощности, и поэтому она может сократить издержки на единицу продукции путем увеличения своей рыночной доли. Также всегда существует возможность того, что новая фирма может преодолеть барьеры для вхождения и предпринять резкое снижение цен, чтобы утвердиться на рынке. К тому же обусловленный тайным сговором контроль над ценами позволит олигополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать появлению новых конкурентов.
Явный сговор: картель ОПЕК. Тайное соглашение может принимать ряд форм. Наиболее простой формой тайного сговора является картель, который предполагает формальное письменное соглашение относительно и цены, и объема. Последний должен регулироваться, то есть рынок должен быть разделен, для того чтобы можно было поддерживать согласованную цену.
Наиболее
известным успешно
ОПЕК
действовала чрезвычайно
Из-за неэластичности спроса на нефть в 1973-1974 и в 1979-1980 гг. картель ОПЕК смог добиться резкого увеличения цены на нефть, сопровождаемого только очень незначительным сокращением производства и продаж
Неявный сговор: тайное соглашение по электрическому оборудованию. Картели являются незаконными в США, следовательно, тайное соглашение не оформляется официально. Например, в 1960 г. был раскрыт обширный план установления цен и разделения рынка, включающего такое тяжелое энергетическое оборудование, как трансформаторы, турбины, автоматические выключатели и распределительные устройства. Корпорациями General Electric, Westinghouse были строго конфиденциально разработаны планы повышения цен и разделения рынка. Рассмотрим это на примере производства распределительных устройств.
Обвинение в «великом электрическом тайном сговоре», который нарушил американские антитрестовские законы, было предъявлено приблизительно 29 производителям и 46 служащим компаний. Окончательным результатом были значительные штрафы, тюремные наказания и судебные иски со стороны пострадавших покупателей.
В других бесчисленных примерах тайные соглашения являются еще менее официальными. Так называемые джентльменские соглашения часто заключаются на коктейльных вечеринках, во время игры в гольф или на собраниях торгово-промышленных ассоциаций, где конкурирующие фирмы устно договариваются о цене на продукт, определяя рыночную долю каждого продавца, что выражается в неценовой конкуренции. Хотя подобные джентльменские соглашения тоже приходят в столкновение с антитрестовскими законами, их трудно обнаружить, для того чтобы успешно предъявить иск.
Препятствия для тайного сговора. На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создать и сохранить.
1. Различия в спросе и издержках. Когда издержки и спрос на продукты олигополистов различаются, труднее достичь соглашения о цене. Можно было бы ожидать, что так обстоит дело лишь тогда, когда продукты дифференцированы и изменяются часто с течением времени. В самом деле, даже при значительно стандартизованных продуктах фирмы имеют разные рыночные доли и действуют с различной степенью производственной эффективности. Таким образом, вероятно, что даже производящие однородные продукты олигополисты имеют несколько различные кривые спроса и издержек.
И в том и в другом случае различия в издержках и спросе означают, что отличаются и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы. Очевидно, что не будет одной цены, которая является приемлемой для всех. Поэтому тайное соглашение о ценах зависит от способности достигать компромиссов и уступок, добиваться взаимопонимания. На практике достичь этого чрезвычайно трудно.
2. Число фирм. При всех прочих равных условиях, чем больше число фирм, тем труднее достичь картельного или какого-либо другого тайного соглашения о ценах. Немного проще договориться о ценах трем или четырем производителям, которые контролируют весь рынок, чем 10 фирмам, каждая из которых обладает приблизительно 10% рынка, или в том случае, если «Большая тройка» имеет, скажем, 70% рынка, в то время как «конкурентное окружение» из 8 или 10 небольших фирм сражается за остальную часть рынка.
3. Мошенничество. Вступившие в сговор олигополисты испытывают искушение тайно снизить цены.
Сложность такого мошенничества заключается в том. что покупатели, которые приобретают продукцию по высоким ценам, могут обнаружить продажи по более низким ценам и потребовать того же. Или покупатели, получающие ценовые скидки у одного олигополиста, могут использовать эти скидки как средство для получения даже еще больших скидок в цене у конкурентов. Попытка покупателей противопоставить продавцов друг другу может привести к войне цен между фирмами. Хотя это и потенциально прибыльно, использование тайных ценовых скидок является угрозой для сохранения на протяжении определенного времени основанной на тайном сговоре олигополии. Для того чтобы фирмы могли сохранить между собой тайное соглашение, от обмана им лучше воздержаться, потому что его легко обнаружить.
Информация о работе Конкурентные и неконкурентные рынки в теории не совершенной конкуренции