Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 07:31, реферат
В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, инфляции). В XX в. Мятник поворачивался дважды: в 30-60-ые г.г. – в сторону активизации воздействия государства; с 70-х г.г.- в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов. В целом процессы, происходящие в мировом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и в разработке научного обоснованной экономической политики государства.
Такова система государственных мер, стимулирующих расширение производства в условиях спада. В периоды же начинающего бума, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а следовательно, и производства.
2.3.Стимулирование экономического роста.
Большой
интерес на Западе вызвали концепции
экономического роста. Именно благодаря
теориям роста кейнсианские рекомендации
широко использовались правительствами
всех развитых капиталистических стран
в 50-60-х гг. ХХ века. Важнейшим фактором
экономического роста в рассматриваемых
теориях считается объем
И
теории роста, и антициклическое
регулирование экономики
Использования кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможные формирования совокупного работника новой, обусловленной требованиям НТР квалификации.
И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким свидетельством тому был мировой экономический кризис. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской теорией задачи - ликвидировать «вредные» для общества последствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффективность приходится расплачиваться и неустойчивостью и безработицей и неравенством, и другими нежелательными последствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива «экономическая эффективность» или «социальная справедливость» скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической политики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.
3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм.
После окончания второй мировой войны многие страны Западной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования развития народного хозяйства. Главную роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр. Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я. Тинберген и швед Г. Мюрдаль.
В разработки концепции государственного планирования экономики, получившего название «индикативного», приняли участие специалисты многих западноевропейских стран, поэтому возможно представить ее наиболее общем виде. При этом необходимо помнить, что в каждой стране концепция отличалась определенным своеобразием, отражающим особенности исторических, социально-экономических, культурных и других условий этого государства.
3.1
Основные принципы
Основу концепции составляет идея «согласованного хозяйства», предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предоставляется свобода выбора и принятие решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.
План
назван индикативным. Это означает
что он рекомендательный, указывающий,
не предполагающий какой- то специальной
ответственности за невыполнение. В
то же время, по отношению к рынку,
это волевое вмешательство
Концепция индикативного плана включает следующие позиции:
После второй мировой войны концепция индикативного планирования экономики претворялась в жизнь в двенадцати странах Европы и в Японии.
Вера в неограниченные возможности научно- технического прогресса, его способность преобразовать общество, государство и самих людей, придавала идеям планирования, необыкновенную привлекательность, сделала их научные труды исключительно популярными в самых широких кругах населения Европы середины ХХ века.
3.2
Французский государственный
Создатели
французской системы
Восстановление экономики, ее модернизация, реконструкция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран - все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирования, планирования и программирования экономики. Понадобилось государственное участие в формировании новой структуры экономики, государственное управление всем процессом перестройки хозяйства. Государство должно было стать дирижером экономической игры. Так считали французские экономисты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму.
Значительную
роль в обосновании самой
Для претворения в жизнь идей французских экономистов существовали благоприятные объективные условия. В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленности (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда других объектов в стране сложился значительных размеров государственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований.
Создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике планирования, главную задачу сторонники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста концентрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Одной из важнейших теоретических «находок» Перру и его сподвижников, получивших эффективное применение в практическом построении индикативных планов, был принцип избирательности государственной политики, положенный в основу концепции «привилегированных точек применения силы». Современные, новейшие отрасли, - считали ее приверженцы, -отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки - это моторы, движущие силы прогресса. Они или совершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-моторов и должно быть целью избирательной политики правительства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономической экспансии нации, модифицируют структуру всей национальной экономики.
В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизированный рост. Однако его непременным условием являлось согласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений.
Концепции
Фр.Перру и его
В
60-х-70-х гг. начался отход государственной
экономической политики от ее первоначальных
теоретических позиций дирижизма. Исключительную
роль в этом сыграли участие Франции в
ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма.
Введение конвертируемости валюты, увеличение
свободного движения капитала и рабочей
силы существенно затрудняли прежнюю
экономическую политику. Усиливалось
воздействие конъюнктуры рынка на экономику
страны, что ухудшало возможности прогнозирования
и предвидения. Но самое главное - укрепились
(с большой помощью государства) позиции
крупного капитала, который все менее
был заинтересован в существенной государственной
регламентации. Конъюнктурная политика
получила значительное преимущество перед
политикой долгосрочного роста. В последней
уже не было особой необходимости. Главные
стратегические задачи, связанные с перестройкой
структуры экономики и повышением конкурентоспособности
французского капитала на мировом рынке
были, в основном, решены. Новое время,
иные социально-экономические и политические
условия, требовали и новой государственной
экономической политики. Как и другие
страны, Франция в последние десятилетия
XX в. предпочла неоклассические концепции,
хотя и сохранила некоторые механизмы
индикативного планирования.
4.
Условия эффективного
Во всех случаях, когда реформы оказывались эффективными, в их основе лежала тщательно обоснованная стратегия. Таким образом, важнейшим условием эффективности реформ был правильный выбор концепции из многих альтернатив, предлагаемых современной наукой.
В то же время опыт длительного использования государством определенных теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний. Теории не свободны от ошибок, которые обычно выявляются лишь с течением времени. Кроме того, даже самые передовые научные знания рано или поздно устаревают, особенно в таком быстро меняющемся мире, как рыночная экономика. Ошибок не избежали ни кейнсианство, ни монетаризм, ни институционализм. В частности, кейнсианцы, научив государство непомерно расходовать бюджетные средства, не учли опасность, которую несет рыночной экономике инфляция, и не предусмотрели мер ее ограничения. Монетаристы настаивали в 70-х гг. на повышении банковского процента как одной из существенных мер антиинфляционной политики, не учитывая возможного отрицательного воздействия этой меры на предпринимательскую активность в условиях имевшей место в тот период стагнации экономики. Французские «дирижис-ты» предлагали усилить государственное вмешательство в экономику в условиях растущей интернационализации капитала и развития европейской интеграции, требующей, напротив, либерализации экономики.