Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:21, контрольная работа
Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. По данным генерального директора АО «Росуголь» Ю. Малышева, выступившего с докладом о социально-экономическом положении угольной промышленности, доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Отличительной особенностью последнего времени является строительство обогатительных фабрик для переработки энергетических углей, чего практически не было в бывшем СССР. Несмотря на кризис, в 2009 году были введены в эксплуатацию три новых шахты, разрез и две обогатительные фабрики в Кемеровской области и обогатительная фабрика в Забайкальском крае. За рубежом, добываемые каменные энергетические угли, как правило, обогащаются, если предполагается их последующая транспортировка. В этом смысле современная угольная промышленность России находится в рамках общемировых тенденций.
В
последние годы многое делалось в
направлении развития объектов инфраструктуры,
необходимой для удовлетворения
растущего экспорта и, прежде всего,
строительства новых и
Следствием активного участия российских угольных компаний в международной торговле углем является улучшение ситуации в угольной промышленности в результате сложившейся конъюнктуры цен во второй половине 2009 года, способствовавшей не только увеличению объема экспорта, но и росту его доходности. По состоянию на конец 2009 года цены FOB на российские энергетические угли в портах Дальнего Востока составляли около 70 долл. за тонну, а на коксующиеся угли достигали 125-130 долл. за тонну. В соответствии со среднесрочным прогнозом цен на коксующийся уголь, выполненном банком UBS: цены на коксующийся уголь в 2010 году может достигнуть $170 за тонну, а в 2011 году - до $175. По данным McCloskey Group, цены на энергетический уголь поднялись до уровня 75 долларов за тонну, что на 25% выше цены, установленной в начале года.
Кроме того, наряду с сохранением спроса на российский уголь на мировом рынке со стороны традиционных импортеров, новым фактором активизации экспорта российского угля стал резко возросший спрос на уголь в КНР. По предварительным оценкам годовой объем экспорта российского угля в Китай в 2009 году возрос многократно и составил более 10 млн т.
Несмотря на продолжающийся рост собственной добычи, которая по данным национальной угольной ассоциации КНР должна составить в 2009 году не менее 2,7 млрд т, за девять месяцев 2009 года Китай импортировал более 80 миллионов тонн угля или больше на 54 миллиона тонн, чем в 2008 году. Сохранение высоких темпов роста экономики КНР в условиях спада мировой экономики и развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Японии, Южной Кореи и Тайваня, являющихся традиционными импортерами угля поддержало не только российские, но и мировые горнорудные компании в т.ч.: Xstrata, BHP Billiton, Rio Tinto и Anglo American [8, 16].
Тем
не менее, остается открытым вопрос, насколько
долго будет сохраняться
На внутреннем рынке в начале октября 2009 года цены FCA на коксующийся уголь составляли 2700-3000 рублей за тонну, а к концу года по некоторым маркам цены достигали 3500 рублей за тонну. При этом необходимо иметь в виду, что с начала года и вплоть до начала четвертого квартала цена оставались на уровне $46-50 за тонну.
Повышение цен на коксовый концентрат увеличит издержки в металлургической отрасли, а при неясных перспективах развития самой металлургии из-за риска дальнейшего снижения загрузки мощностей отечественных металлургических предприятий, может оказать давление на компании металлургического сектора. Вышеуказанные тенденции могут отрицательно повлиять на обозначившийся спрос на коксующиеся угли внутри страны, что еще больше замкнет угледобывающие компании на экспорте и их зависимость от проблем развития экономики Китая.
На внутреннем рынке в последние годы сформировалась благоприятная для угольщиков тенденция в ценовом соотношении газ/уголь, после того как в 2005 году цены на эти энергоносители сравнялись (до этого газ был дешевле угля) и обозначилась тенденция опережающего роста цен на природный газ (Рис. 9). Однако, уже в сентябре 2008 г., в связи с резким падением спроса и последующим снижением цен на природный газ, произошел слом этой тенденции, и началось повторное сближение цен, которое достигло паритета в конце 2009г. Последствия кризиса приведут к изменению запланированного роста цен на газ внутри страны, которые в 2011 года должны сравняться с ценой на газ, который реализуется на внешнем рынке [10, C. 56].
Рис. 9.
Динамика цен на природный газ и энергетический
уголь
Несмотря
на то, что для угольной промышленности
влияние кризиса могло
Одним из наиболее значимых мероприятий этой программы является осуществление масштабной государственной помощи компании «Мечел» для поддержания проекта строительства железной дороги к Эльгинскому месторождению, включая установление 10-летних каникул по налогу на добычу полезных ископаемых, а также покупку государственными банками облигаций компании на 10 миллиардов рублей и предоставление дополнительных госгарантий по обязательствам «Мечела» на 900 миллионов долларов.
Программой
предусматривается
С целью стимулирования освоения месторождений с более сложными горно-геологическими условиями. по предложению Минэнерго РФ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления дифференцированных специфических ставок НДПИ на уголь и применения налогового вычета для стимулирования повышения безопасности труда шахтеров. Кроме того, предусматривается механизм ежегодной индексации дифференцированных специфических ставок НДПИ на уголь, который будет зависеть от изменения рыночных цен.
Особенно
необходимо отметить, что в программных
мероприятиях подчеркивается необходимость
продолжения реструктуризации угольной
промышленности, для управления и
мониторинга которой образован
специальный Координационный
Необходимость
продолжения реструктуризации отрасли
в перманентном режиме продиктована
целым рядом объективных
Тем не менее, в нашей стране, даже при наличии выполненных работ по закрытию большинства убыточных шахт, в условиях современного финансово-экономического кризиса, более 20-ти угледобывающих предприятий оказались неспособными к дальнейшей эффективной эксплуатации в условиях сложившейся конъюнктуры цен. Главным образом, это предприятия угледобывающих компании «СДС», «СУЭК-Кузбасс» и «Русский уголь», расположенные в моногородах, таких как г.Прокопьевск, г.Ленинск-Кузнецкий в Кузбассе и г.Зверево в Ростовской области.
В период реструктуризации середины 90-х большинство из указанных предприятий были включены в программу закрытия, как неперспективные, но по разным причинам остались в списке действующих предприятий и даже смогли функционировать в условиях постоянно роста цен на уголь, вплоть до начала кризиса 2008-2009гг. Однако, вырученных таким образом средств было достаточно только на поддержание текущего уровня производства этих предприятий. Поэтому, даже небольшое снижение цен на уголь, привело к резкому сокращению и даже полному прекращению добычи, поскольку основная проблема этих предприятий заключается в необходимости крупных инвестиций в обновление основных фондов, эффективность которых весьма сомнительна, но без которых указанные предприятия уже не смогут существовать.
По
данным «ГУРШ» и «Соцуголь» в настоящее
время, для осуществления
Необходимость обновления основных фондов угледобывающих предприятий, особенно их пассивной части, является одной из наиболее значимых проблем, стоящих сегодня перед большинством российских угледобывающих компаний. Прежде всего, имеется в виду реконструкция горного хозяйства шахт и разрезов в направлении минимизации отработки уклонных полей, строительства вертикальных вентиляционных стволов для ликвидации ограничений по подаче необходимого объема воздуха.
Самое главное заключается в том, что старение основных фондов без их модернизации в необходимых объемах отрицательно сказывается на поддержании требуемого уровня безопасности в угольных шахтах. Несмотря на значительное снижение уровня травматизма в течение всего постсоветского периода, остающаяся высокой степень износа (60%) и морального старения основных фондов угольной промышленности, наряду с постоянным увеличением метанообильности разрабатываемых пластов, являются причинами травматизма со смертельным исходом на 1 млн т добычи угля, которые составили в 2009 году величину равную 0,18 против 0,19 в 2008 году (Рис.10) [8, C. 41].
Рис. 10.
Динамика коэффициента частоты травматизма
со смертельным исходом, случаев
на 1 млн добычи угля
Дальнейшее наращивание объемов добычи угля требует широкого внедрения дегазации угольных пластов, повышения требований к соблюдению правил техники безопасности, своевременного проведения всех необходимых профилактических мероприятий. Для этого, потребуется увеличение инвестиций в приобретение современного оборудования для проведения горных выработок, бурения вертикальных стволов без которых невозможно представить выполнение требуемых объемов горно-подготовительных работ. Без модернизации пассивной части основных фондов трудно рассчитывать на продолжение роста добычи, а возможно даже на сохранение уже достигнутого уровня. Насыщение угледобывающих предприятий высокопроизводительной техникой, произошедшее в последнее десятилетие, входит в противоречие с устаревшими технологическими решениями в виде существующей инфраструктуры, не позволяющей в полной мере использовать возможности этой техники, в том числе с точки зрения безопасности.
По сравнению с развитыми угледобывающими странами, такими как Австралия, США, ЮАР и Германия, где модернизация угледобывающих предприятий осуществляется непрерывно, в нашей стране было допущено существенное отставание в этих вопросах еще с советских времен, которое продолжалось в период приватизации и последующего использования приобретенных активов без существенных инвестиций в их обновление [5].