Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:21, контрольная работа
Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. По данным генерального директора АО «Росуголь» Ю. Малышева, выступившего с докладом о социально-экономическом положении угольной промышленности, доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ
ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА
КОММЕРЦИИ И ПРАВА
Кафедра
“Экономика и управление”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Экономическая география”
на
тему: “Угольные
ресурсы России и
их роль в экономике
страны, проблемы и
дальнейшее развитие”
Научный руководитель:
кандидат биологических наук, доцент
Романова
Елена Павловна
«Допустить
к защите»
Научный руководитель ______________________________ (подпись) «____»_____________________ |
Оценка по результатам
защиты
______________________________ Научный руководитель ______________________________ (подпись) «____»___________________201_ |
Тольятти
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. По данным генерального директора АО «Росуголь» Ю. Малышева, выступившего с докладом о социально-экономическом положении угольной промышленности, доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 14%. [11, C. 1]
Российский уголь, начиная со второй половины пятидесятых годов, в силу объективной смены энергетических укладов в топливном обеспечении экономики страны постоянно испытывал давление со стороны более конкурентоспособных видов топливных ресурсов – сначала нефти, а затем и природного газа (Рис. 1) [6, C. 12]. Удельный вес угля в потреблении органического топлива в России сократился с 65% в 1955 году до 19% в 2008 году.
С начала 90-х годов доля угля в общем топливном балансе страны практически не меняется. Если же рассматривать долю угля в структуре потребления различных видов топлива на тепловых электростанциях, то за последние десять лет она имеет тенденцию к сокращению при соответствующем росте доли газа. Между тем, угольное топливо могло бы сыграть более весомую роль в наращивании энергетического потенциала страны. Осуществленные в 1994-2000 гг. первые два основных этапа реструктуризации угольной промышленности России освободили угольные компании от убыточных и непрофильных производств, создали условия для рыночного ценообразования на угольную продукцию. В полной мере были задействованы преимущества частной собственности. Системно начала решаться проблема коренного снижения издержек в горном производстве
В
результате угледобывающие предприятия
полностью обеспечивают свои финансовые
потребности по принятым в мировой практике
схемам, используя соответствующие источники
и финансовые инструменты. При этом, та
часть ресурсов, которую отрасль получает
из федерального бюджета, расходуется
на финансирование социальных программ,
связанных с переселением семей горняков
из ветхого жилья, стимулирование мероприятий
по обеспечению техники безопасности
и покрытие части затрат, связанных с кредитами
на приобретение новой горнодобывающей
техники.
Рис. 1.
Эволюция топливно-энергетических укладов
в экономике России
После
многократного снижения бюджетного финансирования,
составившего к середине текущего десятилетия
немного больше 200 млн долл. США, начиная
с 2007 г. наблюдается незначительный рост
бюджетных ассигнований в угольную промышленность.
Природа этого роста связана с инфляционными
процессами, нашедшими выражение в увеличении
стоимости строительства жилья, а также
цен на материалы и оборудование. Тем не
менее, в течение последних 15-ти лет доля
средств господдержки угольной промышленности
в ВВП страны уменьшилась в 8-10 раз и составляет
в настоящее время не более 0,03%-0,05% (Рис.
2-3).
Рис.2
Динамика объемов бюджетного финансирования
угольной промышленности в России, млн
долл. США
Рис.3 Доля
средств господдержки угольной промышленности
в России в ВВП, %
В русле произошедших изменений в отношении объемов и характера бюджетных субсидий, направляемых в угольную промышленность, сформировалась новая структура капитальных вложений (Рис. 4). Отличительной особенностью рассматриваемого процесса является завершение использования бюджетных средств уже к началу 2000 года, которые замещаются собственными и заемными средствами. При этом, в структуре капитальных вложений превалирует доля собственных средств предприятий и, в меньшей степени, присутствует доля заемных средств. С одной стороны, это является свидетельством ограниченности абсолютных объемов капитальных вложений направляемых в развитие, поскольку собственные средства, по определению, не могут рассматриваться в качестве источника долговременных инвестиций. С другой стороны, незначительная доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений, свидетельствует об отсутствии доступа к кредитным ресурсам, как к источнику долговременных инвестиций. К сожалению, эта макроэкономическая проблема характерна для современной экономики России и угольная промышленность не является исключением [12, 15].
Рис. 4.
Изменение структуры капитальных вложений
Преодолев сложный период структурной перестройки, угольная промышленность вышла из него обновленной, конкурентоспособной и социально защищенной. Прежде всего, это нашло отражение в динамике роста основных технико-экономических показателей, таких как объем добычи, производительность труда, объем и структура инвестиций. Десятилетняя тенденция снижения добычи в 1998 году была изменена на последовательный рост добычи, наблюдавшийся вплоть до начала кризиса 2008-2009 гг., а определяющим фактором этих изменений стали структурные преобразования в угольной отрасли, проводимые с середины 90-х годов. Основной объем выводимых из эксплуатации производственных мощностей произошел в регионах, отличающихся высокой трудоемкостью добычи и, в ряде случаев, низким качеством углей, таких как Донецкий, Подмосковный, Печорский бассейны, а также на угольных месторождениях Урала (Рис.5) [19, C. 56].
Рис. 5.
Динамика добычи угля по бассейнам и месторождениям
Одновременно, Кузнецкий бассейн, освободившись от ряда нерентабельных шахт и разрезов, получил возможность для наращивания объемов добычи, которая уже к середине текущего десятилетия достигла и превзошла уровень 180 млн т/год, который длительное время обозначался в качестве стратегической цели развития Кузбасса в советский период, но так и не был достигнут. Угольные разрезы в Канско-Ачинском бассейне, на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока сохранили свой производственный потенциал, который определяется сегодня, главным образом, спросом на уголь для развития экономики этих регионов, а также экспортом в страны АТР.
Не менее значимым результатом реструктуризации является более чем двух кратный рост производительности труда рабочего по добыче, причем главным является не сам факт роста, а, что более важно, формирование устойчивой тенденции, которая продолжается, несмотря на прекращение процесса закрытия шахт (Рис. 6) [12].
Рис. 6.
Динамика производительности труда рабочего
по добыче и среднесписочной численности
рабочих по добыче угля
Безусловно, в начальный период реструктуризации рост производительности труда происходил, в основном, за счет экстенсивных факторов, связанных с сокращением численности, вследствие массового закрытия убыточных предприятий. Однако, уже в начале 2000-х годов продолжение тенденции роста производительности труда основывается, в большей степени, на влиянии таких интенсивных факторов, как повышение эффективности труда на базе применения новой высокопроизводительной техники и современных технологий ведения горных работ. Наиболее показательным, в этом отношении является положительная динамика среднесуточной нагрузки на очистной забой, характеризуемая почти 5-ти кратным ростом этого показатели на протяжении последних 15-ти лет (Рис.7).
Как и в случае с ростом производительности труда, первоначальный рост нагрузки на очистной забой определялся массовым сокращением количества забоев как следствие закрытия большого количества шахт. Однако для последнего пятилетия становится характерным процесс массового обновления активной части основных фондов в угольной промышленности, в основном, за счет приобретения высокопроизводительного очистного оборудования, что привело к увеличению темпов роста среднесуточной нагрузки, по сравнению с начальным периодом.
Рис. 7.
Динамика среднесуточной добычи из одного
действующего очистного забоя
Следует отметить, что в 2008 году более 42% КМЗ работали в режиме один миллион и более тонн угля в год, 16 % имели нагрузку более 5 000 т/сут. На шахте «Котинская» компании «СУЭК – Кузбасс», имеющей один очистной забой по схеме шахта-лава, годовой объем добычи составил 4655 тыс. т, а среднемесячная производительность труда рабочего по добыче составила 755 т, что соответствует уровню лучших мировых достижений в этой области [6, C. 24].
К сожалению, отечественное угольное машиностроение переживает последние годы не лучшие времена в своей истории. Длительное отсутствие стратегии развития отечественного машиностроения превращает нашу страну в «нетто» импортера оборудования для добычи угля, при этом Россия входит в пятерку стран с развитой угольной промышленностью. Тем не менее, остающиеся заводы производят горно-шахтное оборудование, которое способно конкурировать с аналогичным импортным, из-за более низкой цены, уступая им в производительности, качестве и надежности. В тройку ведущих отечественных заводов-производителей ГШО входят: Юргинский машзавод, специализирующийся на изготовлении очистного оборудования; Анжерский машзавод, основной продукцией которого являются скребковые конвейеры; и Копейский машзавод, производящий проходческую технику [15].
В
настоящее время в мире производятся
угольные комбайны энерговооруженностью
почти 3МВт для выемки пластов
мощностью до 6м, а также созданы
опытные образцы
В
области оборудования для открытых
работ производятся и успешно
применяются драглайны с
Осуществляемое
в последние годы технологическое
обновление предприятий отрасли
производилось путем
Кроме того, часть инвестиций направлялась на приобретение средств автоматического контроля состояния шахтной атмосферы, оборудования для вентиляции, включая вентиляционные установки главного проветривания. Другими словами, средства вкладывались в активную часть основных фондов, от состояния которых напрямую зависели объемы добычи и, следовательно, быстрый возврат денежных вливаний. Справедливости ради необходимо отметить, что значительная активность, особенно после известных событий на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» в 2007 году, характерна для работ, связанных с дегазацией выемочных полей и обеспечением техники безопасности. Таким образом, одним из определяющих факторов для обеспечения последовательного наращивания объемов производства угольной продукции, являлся рост инвестиционных вложений в обновление горной техники (Рис. 8) [6, C. 31].
Рис. 8.
Динамика инвестиций в активную часть
основных фондов, млн
руб. (текущие цены)
Наряду с инвестициями в новую технику и оборудование, особое место занимают инвестиции в строительство новых предприятий и, что особенно важно, строительство новых углеобогатительных фабрик. Необходимо отметить, что стимулирующим фактором обновления очистного оборудования и мотивом нового строительства являются требования мирового рынка, на котором российский уголь стал играть все более заметную роль. Немаловажно и то, что средства, полученные от реализации экспортных поставок, стали одним из основных источников проводимой модернизации.