Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, регулируют базовые начала, и принципы политических, экономических, социальных, духовно-культурных и экологических общественных отношений. Однако в конституционно-правовой литературе в числе отношений, составляющих в свой совокупности общественный (конституционный) строй, экологические отношения не выделяются. Экологические отношения (политика, основа) рассматриваются либо в рамках экономической основы (подсистемы) общественного строя либо являются частью социальной основы (понимаемой в узком смысле).
Введение
История конституционно-правового регулирования экологических отношений
Конституционное регулирование экологических отношений в современном законодательстве
Понятие, содержание и классификация конституционных основ экологического права
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Заключение
2.2 Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Сердцевиной гуманитарной составляющей конституционных основ экологии является ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, повторяющая аналогичные нормы конституций многих европейских стран. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.
Предусмотренные в той же статье российской Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, в какой-то мере раскрывают содержание общего права на благоприятную среду, но недостаточны и также нуждаются в разъяснении, прежде всего в федеральных законах.
Россия не подписала Орхусскую конвенцию 1998 г. О доступе к экологической информации из-за неуверенности в своих возможностях выполнить все ее требования на современном этапе. Между тем согласно Закону РФ «О государственной тайне» сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7). В настоящее время продолжаются длительные дискуссии о том, кто из государственных и муниципальных органов за какую часть экологической информации отвечает и обязан ее выдавать гражданам и юридическим лицам своевременно, в полном и достоверном виде.
Сокрытие
или искажение экологической
информации предусматривается в
качестве административного
В части 2 ст. 237 УК РФ предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если эти действия совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, обязанным обеспечивать население такой информацией.
Впервые уголовная ответственность за подобное общественно опасное деяние была установлена в конце 80-х годов XX века на Украине после Чернобыльской катастрофы; в России осужденных по этой статье, судя по опубликованным данным, нет - она носит преимущественно превентивный характер.
Не менее проблематичным представляется вопрос о возмещении вреда. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» предусматриваются обязанности полного возмещения вреда окружающей среде, порядок его компенсации и разрешения споров в области охраны окружающей среды, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 76 - 78, 80), а также возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством (ст. 79).
Реализации
конституционных экологических
прав граждан могло бы служить законодательное
обеспечение их права не только на информацию,
но и на участие в подготовке, обсуждении,
принятии и выполнении решений, влияющих
на состояние окружающей среды, в контроле
за их исполнением. В настоящее время это
является одним из узловых звеньев природоохранного
механизма, нуждающихся в детальном правовом
регулировании. Общественные слушания
заключение.
Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, регулируют базовые начала, и принципы политических, экономических, социальных, духовно-культурных и экологических общественных отношений. Однако в конституционно-правовой литературе в числе отношений, составляющих в свой совокупности общественный (конституционный) строй, экологические отношения не выделяются. Экологические отношения (политика, основа) рассматриваются либо в рамках экономической основы (подсистемы) общественного строя либо являются частью социальной основы (понимаемой в узком смысле).
Выделение экологической основы в качестве самостоятельной, обособленной от других основ конституционного строя актуально как для конституционного, так и экологического права. Оно обусловлено обострением экологических проблем в современных государствах, появлением угрозы глобального экологического кризиса, и, наконец, осознанием общества их важности и первостепенности в ряду социально-экономических и политических проблем. Возрастающее значение проблем охраны окружающей среды, устойчивого использования и охраны природных ресурсов, экологической безопасности, как отдельного человека, так и общества в целом и государства приводит к появлению новой характеристики современного конституционного государства - экологической.
Применительно к регулированию экологических отношений юридическая функция Конституции Российской Федерации 1993 г. проявилась: 1) в формировании основы экологического правопорядка в государстве; 2) в непосредственном конституционном регулировании экологических отношений, прямом действии конституционных экологических норм и формировании нового вида экологических отношений - по обеспечению экологической безопасности; 3) в становлении нового этапа развития экологического законодательства.
Конституционные экологические права сегодня составляют:
-
право каждого на
-
право на достоверную
-
право на возмещение ущерба, причиненного
здоровью или имуществу
-
право граждан и их
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
-
право каждого на охрану
С включением в содержащуюся в Конституции РФ систему основных прав и свобод человека и гражданина, право на благоприятную окружающую среду приобрело характер конституционного права, требующего повышенной охраны со стороны государства. Данное право теперь входит в систему основных (конституционных) прав и свобод - центрального элемента правового статуса личности в Российской Федерации. Сегодня право на благоприятную окружающую среду можно назвать фундаментальным и естественным правом человека. Объектом данного права является "благоприятная окружающая среда", т.е. такое ее качественное состояние, которое позволяет человеку жить, не ощущая на себе вредного для жизни и здоровья воздействия. Поскольку законодательное отражение получило все-таки право на благоприятную, а не на здоровую окружающую среду, то государство должно обеспечивать, проводя экологическую политику, не только здоровую, т. е. незагрязненную, с точки зрения санитарно-гигиенических нормативов, окружающую среду, но и стремиться к достижению именно благоприятных условий жизнедеятельности людей, исключающих негативное воздействие окружающей среды. В настоящее время реально реализовать и защитить право на благоприятную окружающую среду очень сложно, поскольку не разработана и законодательно не закреплена общая, комплексная система нормативов качества окружающей среды, которая позволит говорить о ее "благоприятности" как объекте притязания человека.
В теоретико-правовой и конституционно-правовой литературе среди прав человека и гражданина, не выделяется отдельная группа прав в сфере "общество-природа", которые в науке экологического права именуются экологическими правами граждан. Они не упоминаются в качестве самостоятельной группы, входящей в конституционный статус личности, несмотря на их конституционное закрепление. Их, как правило, относят к социальным (социально-экономическим) правам или даже к личным (гражданским). В тоже время в эколого-правовой литературе, например, среди видов экологических прав называются "основные конституционные" или выделяются "конституционные экологические права граждан".
Исходя из этого, следует в структуре конституционного статуса личности, наряду с экономическими, социальными и иными выделять самостоятельную группу прав - экологические права человека и гражданина. Вместе с экологическими правами и обязанностями личности конституционный статус должен включать экологические обязанности государства. Для этого необходимо конституционно закрепить наряду с разнообразными обязанностями государства, корреспондирующими правам личности и его экологические обязанности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что конституционные
экологические нормы выступают координатором
всего экологического законодательства,
обеспечивая его единство и конституционность,
как по форме, так и по содержанию.
Информация о работе Конституционные основы экологического права