Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, регулируют базовые начала, и принципы политических, экономических, социальных, духовно-культурных и экологических общественных отношений. Однако в конституционно-правовой литературе в числе отношений, составляющих в свой совокупности общественный (конституционный) строй, экологические отношения не выделяются. Экологические отношения (политика, основа) рассматриваются либо в рамках экономической основы (подсистемы) общественного строя либо являются частью социальной основы (понимаемой в узком смысле).
Введение
История конституционно-правового регулирования экологических отношений
Конституционное регулирование экологических отношений в современном законодательстве
Понятие, содержание и классификация конституционных основ экологического права
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО
«АмГУ»)
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Специальность
030501 - Юриспруденция
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: Конституционные
основы экологического права
по дисциплине
«Экологическое право»
Исполнитель
студент группы
823
Руководитель
Е. Г. Черкашина
Нормоконтроль
Благовещенск 2011
Содержание
Введение
Заключение Библиографический список |
введение
Экологическое право имеет особенности, которые обусловлены спецификой, во-первых, его объектов - созданных природой, а не человеком, во-вторых, предмета - экологических отношений. Если уникальность объектов и предмета экологического права сегодня является очевидной, то нормы экологического права продолжают конструироваться по заданным правовым шаблонам, и не имеют особенностей по сравнению с нормами иных отраслей права. Однако они должны отражать специфику объектов (природных компонентов, природных ресурсов, природных комплексов), по поводу которых возникают экологические отношения, а любые общественные отношения, регулируемые правом, должны быть обусловлены экологическими отношениями, зависеть от них, а не наоборот. Признание приоритета экологических отношений в обществе позволит построить систему права не нарушающую законов естественного природного развития.
Поэтому для определения юридической природы и выявления особенностей экологического права в первую очередь необходимо проанализировать его конституционные основы, которые позволяют подвести базу и указать ориентиры для направлений его дальнейшего развития. Прежде всего, конституционные основы, имеющие учредительный и организационный характер, очерчивают круг общественных отношений, входящих в предмет экологического права, способствуют формированию его институтов. Так, В Конституции Российской Федерации нашли отражение существенные преобразования, затрагивающие экологические отношения в обществе. Впервые на конституционном уровне, в качестве основных прав и свобод человека н гражданина были провозглашены экологические права: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Конституционные нормы закрепили кардинальное изменение отношений собственности на природные ресурсы, отказавшись от исключительной государственной собственности на них, и установив многообразие форм собственности, включая и частную собственность.
Конституционные
экологические положения
В
то же время, само законодательство, и
в частности Конституция
1 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Возникновение конституционного регулирования экологических отношений связано с появлением в России актов конституционного характера, как по форме (единый письменный акт, именуемый "конституцией"), так и по содержанию, т.е. актов регулирующих отдельные основные вопросы устройства общества и государства, но не являющихся в собственном смысле конституционными законами и не представляющих в совокупности единого письменного акта - конституции государства.
История конституционного регулирования экологических отношений формально началась не с принятия первого основного закона в нашей стране - Конституции РСФСР 1918 года, а немного ранее, с принятия декрета "О земле" II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 года, который, безусловно, является актом конституционного характера и значения, оформлявшим основы земельных отношений в РСФСР.
Положения первых советских декретов, затрагивающие вопросы использования и охраны земли и других природных ресурсов, в дальнейшем получили конституционное закрепление. Так, в Конституции РСФСР 1918 года, находят отражение положения декрета "О земле", касающиеся отмены частной собственности на землю и национализации других природных ресурсов. Конституция РСФСР 1918 года уделяла внимание только вопросам отмены частной собственности на землю и другие природные ресурсы, природопользованию и устанавливала ряд государственных органов, наделенных компетенцией в области природопользования. Однако в Конституции 1918 г. не затрагивались вопросы охраны природы в целом и даже отдельных природных ресурсов. Такое положение вещей свидетельствует о том, что проблемы охраны природы по своей актуальности и значимости стояли в тот период далеко не на первом месте, и поэтому не могли быть подняты на конституционный уровень регулирования. В данный период регламентирование экологических отношений государством сводится к правовому регулированию преимущественно вопросов использования и, в меньшей степени, охраны отдельных природных ресурсов и' заповедной охраны природы, осуществляемому в рамках природоресурсовых кодексов, а также текущим законодательством -декретами и постановлениями ВЦИК и (или) СНК, ВСНХ. Приоритет законодателя, отдаваемый регулированию использования природных ресурсов, в первую очередь отвечал экономическим интересам нового советского государства.
Конституцией РСФСР 1918 года и первыми законодательными актами об использовании и охране отдельных природных ресурсах был заложен принцип дифференцированного (пообъектного) регулирования природопользования.
В Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г. достаточно скудно регулировались отношения по использованию и охране природных ресурсов. В Конституции СССР предусматривался лишь один пункт, посвященный,, данным отношениям, а именно установлению предметов ведения высших органов СССР в области природопользования. Этот период истории развития конституционных основ экологического права можно охарактеризовать следующими тремя чертами. Во-первых, под конституционное регулирование подпадают только вопросы использования природных ресурсов, причем не всех, а только земли, недр, лесов и вод. Охрана природы в Конституциях не рассматривалась в качестве самостоятельной сферы общественных отношений, требующих конституционного регулирования, кроме того, понятие "охрана природы" вообще не употреблялось. Во-вторых, в Конституции СССР и конституциях союзных республик в общем виде решался вопрос о разграничении компетенции между Союзом ССР и союзными республиками в области использования природных ресурсов. Так, в ведение Союза ССР передавалось регулирование только "общих начал" пользования природными ресурсами. В-третьих, впервые с момента Октябрьской революции 1917 года в актах конституционного значения устанавливалась государственная собственность на все природные ресурсы (ст. 15 Конституции РСФСР 1925 г.).
Следующий этап в развитии конституционных основ экологического права открывается с принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Необходимо отметить, что в данный период наметилась тенденция к расширению и детализации конституционноправового регулирования отношений в области охраны и использования природных ресурсов. В Конституции СССР 1936 г. в отличие от Конституции СССР 1924 г. содержалось больше правовых норм, затрагивающих вопросы охраны'и использования природных ресурсов.
Анализ развития конституционного регулирования в период с 1936 г. по 1977 г. позволяет сделать следующие выводы.
По-прежнему на конституционном уровне отсутствовало регулирование вопросов охраны природы (окружающей среды), а также охраны отдельных природных ресурсов. Несмотря на это, активно принимались и дополнялись акты о заповедной охране природы. Впервые в союзных республиках издаются законы об охране природы, в которых "охрана природы" понимается не только как заповедование отдельных природных территорий, а гораздо шире, комплексно. Конституция СССР 1936 г. использует только понятие "пользование" природными ресурсами: землей, недрами, лесами и водами (п. "с" ст. 14). В то же время, анализ текущего законодательства показал, что регламентировались не только отношения по использованию природных ресурсов, но и одновременно при этом уделялось внимание вопросам их охраны. На основе конституционных положений в законодательных актах продолжает развиваться дифференцированный подход к регулированию отношений природопользования, т.е. по отдельным природным ресурсам принимаются соответствующие самостоятельные нормативные акты (например, Основы законодательства, кодексы и т.п.).
Как и предыдущие конституции, Основной закон 1936 г. большое внимание уделял вопросам собственности на природные ресурсы. Все они объявлялись собственностью государства, при этом данная форма собственности характеризовалась как "общественное достояние". Таким образом, в Конституции произошло смешение этих понятий, что в дальнейшем повлияло на установление исключительности государственной собственности на природные ресурсы. Причем опять же, как в других советских конституциях, перечень природных ресурсов (земля, недра, леса, воды), находившихся в государственной собственности, остается закрытым. Следует отметить, что в текущем законодательстве также не закреплялось право государственной собственности на иные природные ресурсы (животный мир и растительный мир).
Особое место отводиться регулированию земельных отношений. Впервые на уровне Конституции, помимо права собственности государства на землю, устанавливалось право пользования землей. Конституционно закреплялись субъекты, имеющие иные права на землю (право пользования).
Несмотря
на появление в Конституции 1936 г.
отдельной главы "Основные права
и обязанности граждан" (причем
впервые в советских
Новый этап в развитии конституционных основ экологического права связан с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.[3]. Причем "новым" он является не столько в смысле принятия очередных конституций, сколько как привнесший совершенно новые качественные изменения в регулирование рационального природопользования и охраны природы (окружающей среды), естественно, сохраняя принципиальные положения предшествующих конституций.
Можно
выделить следующие характерные
черты данного период! конституционного
регулирования экологических
Во-вторых, большое внимание уделялось регулированию отношений собственности на природные ресурсы и вопросам землепользования. Впервые конституционно устанавливается исключительная собственность государства на землю, недра, воды, леса (перечень природных ресурсов, как и в прежних конституциях, остается закрытым). Претерпевает изменения регулирование вопросов землепользования: субъектами права пользования землей, помимо колхозов, выступают и граждане, которым земельные участки предоставляются только для целей, прямо предусмотренных Конституцией. Особо обговаривалась обязанность колхозов и граждан рационально и эффективно использовать землю.
Информация о работе Конституционные основы экологического права