Свобода торговли и протекционизм: доводы за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:28, лекция

Краткое описание

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных преимуществ, международная экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Однако на практике свободная торговля сталкивается с большим количеством барьеров. Можно с уверенностью сказать, что исторический спор между сторонниками свободной торговли и протекционизма, который длится уже не одно столетие, далеко не завершен.

Содержимое работы - 1 файл

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

— при экспорте товаров стратегического значения (воору­жения, военные материалы и т.п.).

115. Правила ВТО (ст. XX-XXI ГАТТ) допускают ис­ключения из режима применения тарифных и нетарифных ограничений «по соображениям безопасности» страны. Именно со ссылкой на эти статьи зачастую ограничивался или запрещался экспорт из США в СССР, а затем в Россию, высокотехнологичных товаров.

116. Средства нетарифного регулирования воздействуют на товаропотоки по трем направлениям:

— повышают цену попавших на национальный рынок иностранных товаров;

— препятствуют потреблению, сбыту иностранных това­ров на национальном рынке;

— количественно ограничивают или запрещают ввоз и по­требление иностранных товаров.

Согласно ст. 1, III ГАТТ, применение любых мер регули­рования, в том числе и нетарифных, должно осуществляться в соответствии с ПНБ и принципом предоставления нацио­нального режима. И хотя ст. XI ГАТТ запрещает государст­вам использовать какие-либо меры регулирования помимо таможенных, — сказалась недостаточность, гибкость положе­ний ГАТТ, множественность допустимых исключений.

В ходе Уругвайского раунда были предприняты усилия ужесточить дисциплину применения нетарифных мер и, в частности, полностью устранить использование мер «серой зоны».

Ряд статей ГАТТ, прямо посвященных количественным ограничениям, запретам и др., были в ходе МТП ГАТТ разви­ты в отдельных соглашениях, получивших название «Кодек­сов»: в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Со­глашении по процедурам лицензирования импорта, Согла­шении по интерпретации статьи VII ГАТТ («Кодексе по та­моженной оценке»), Соглашении по применению санитар­ных и фитосанитарных мер.

С 1.1.95 г. все эти «кодексы» вошли в правовую систему ВТО и обязательны для всех государств-членов ВТО. Нали­цо общая тенденция: поставить под контроль практику при­менения нетарифных мер, детализировать правовой режим их использования, обозначить линию на устранение нета­рифных ограничений.

117. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В 30—40-е гг. XX в. в большинстве развитых стран были приняты законы, разрешавшие исполнительной власти при­менять прямое административное регулирование внешней торговли — количества и номенклатуры импорта/экспорта.

Учитывая это, в ГАТТ были включены положения, касаю­щиеся количественного регулирования (ст. XI—XIV): госу­дарства должны были отказаться от применения количест­венных ограничений; допускались они только в целях «обес­печения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса» (т.е. когда налицо был платежный дис­баланс), а также при некоторых других обстоятельствах.

Наиболее распространенная форма количественных огра­ничений – ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Лицензия может быть индивидуальной. Это, как правило, разовое, ограниченное во времени, разрешение на импорт/экспорт товара примени­тельно к определенному государству, регламентирующее все стороны сделки.

Генеральная лицензия — это постоянно действующее раз­решение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по стоимости и количеству из любой страны или только из определенных указанных в ли­цензии стран. Часто в генеральной лицензии перечисляются лишь товары, запрещенные к ввозу, имея в виду, что непо­именованные, т. е. все остальные, товары подпадают под общий режим генеральной лицензии.

Автоматическая лицензия выдается по заявке импортера без формальностей или с упрощением их до минимума. При­менение лицензирования, даже в автоматическом варианте, ухудшает условия для конкуренции иностранных товаров с национальными товарами, вызывает дополнительные расхо­ды, сохраняет наготове карательную мощь государства, явля­ется, по сути, дискриминационным ограничением.

Еще одной формой количественных ограничений являет­ся КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ, т. е. ограничение импорта товара определенным количественным объемом. Обычно оно используется как глобальное или индивидуальное КВОТИ­РОВАНИЕ.

Глобальная квота устанавливает размер импорта товара в стоимостных или натуральных единицах на период времени без распределения долей по странам. Экономическая функ­ция глобального квотирования — защита интересов нацио­нальных монополий, удерживание внутренних цен от по­нижений. Внешнеэкономическая функция — воздействие на экспортирующую страну.

При индивидуальной квоте общий размер квоты распреде­ляется по странам либо пропорционально их доле в импорте за предыдущий период, либо на основе двусторонних согла­шений. Очевидна дискриминационная направленность этого вида нетарифных ограничений.

В настоящее время в международной торговой системе распространяется применение так называемых ТАРИФ­НЫХ КОНТИНГЕНТОВ, в рамках которых ввоз определен­ного количества товаров осуществляется по сниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычны­ми пошлинами.

118. Непосредственное отношение к количественному ре­гулированию импорта имеют соглашения о ДОБРОВОЛЬ­НЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ЭКСПОРТА.

Это соглашения между экспортирующей и импортирую­щей странами, заключенные по инициативе импортирующей стороны, на основе которых экспортирующая сторона берет на себя обязательство ограничить вывоз определенных това­ров.

Первые такие соглашения были заключены США с Япо­нией и странами Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. по текстильным изделиям и прокату черных металлов. В 70—80-х гг. число таких соглашений стало быстро расти. Особенно рас­пространены добровольные ограничения экспорта в области черных металлов, химических, текстильных товаров, радио­электроники, автомобильной промышленности и др.

Зачастую такие соглашения заключаются между импорти­рующей и экспортирующей фирмами; в этом случае «неправи­тельственный» характер соглашения выводит данные торго­вые взаимоотношения из-под международного контроля.

Добровольные ограничения экспорта являются также предметом некоторых многосторонних соглашений, как это имеет место, например, в рамках Соглашения по текстиль­ным изделиям и одежде.

Практика добровольных ограничений экспорта долгое время находилась в «серой зоне» международного экономи­ческого правопорядка. В Соглашении по защитным мерам содержится обязательство государств-членов ВТО «не доби­ваться, не применять и не сохранять добровольных ограниче­ний экспорта, соглашений о регулировании рынков или любых других подобных мер, применяемых к экспорту или импорту».

119. НАЛОГИ КАК НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами или в их отсутствие, часто облагаются уравнительным или пограничным налогом на таможенной границе (импортные налоги, сборы, портовые сборы и др.), а также различными налогами и сборами внутри страны (акцизы, НДС, скользя­щие импортные сборы и др.).

Таким образом, существующие системы налогообложения экспорта/импорта построены на одном из двух принципов: «принципе происхождения», когда товары облагаются нало­гом по месту их производства, происхождения; «принципе назначения», когда товары облагаются налогом по месту их потребления, назначения.

В соответствии со ст. III ГАТТ внутренние налоги не должны применяться так, чтобы создавать защиту для внут­реннего производства и внутреннего рынка. При этом импор­тированные товары не должны облагаться внутренними на­логами любого рода, в том числе превышающими налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения (принцип предоставления национального режима).

Согласно ст. VIII ГАТТ, величина внутреннего налога должна быть ограничена примерной стоимостью оказанных услуг, платежом за которые он является, а сам он не должен преследовать протекционистские и фискальные цели.

Суд ЕС в одном из своих постановлений подчеркнул, что «любой денежный сбор, независимо от названия, величины или способа взимания, которым облагаются отечественные или иностранные товары в связи с пересечением границы, представляет собой налог, равноценный по своему действию таможенной пошлине, и подпадает под действие статей 9, 12, 13 и 16 Римского договора (отмена таможенных пошлин внутри. — Авт.) даже в том случае, если этот сбор не имеет дискриминационного или протекционистского характера, а облагаемый им товар не конкурирует с внутренним произ­водством».

Одной из важнейших проблем в современной междуна­родной торговой системе является практика применения «скользящих импортных сборов» в отношении сельскохо­зяйственных товаров в рамках ЕС.

Основу единой политики ЕС в области сельскохозяйст­венных товаров составляют внутренние цены на рынке ЕС. Они делятся на три группы: контрольные, минимальные, «шлюзовые».

Контрольные цены устанавливаются ежегодно Советом министров ЕС. Минимальные цены — это гарантированные закупочные цены, по которым государственные органы в странах ЕС закупают сельскохозяйственные товары на рынке ЕС. Шлюзовые цены устанавливаются на товары, по кото­рым не определяются контрольные цены.

КЕС определяет по каждому товару уровень мировых цен СИФ и ежедневно публикует размеры компенсационных сборов. Рассчитываются эти сборы как разница между миро­вой ценой и контрольной ценой ЕС (с поправками на транс­портные расходы и качество). Эти сборы взимаются при ввозе сельскохозяйственных товаров (2/3 номенклатуры сельскохозяйственных товаров) на рынок ЕС вместо пошлин или, как это имеет место в отношении обработанных продо­вольственных товаров, — вместе с таможенными пошлинами. Эта система представляет собой элемент государственного регулирования внешней торговли, инструмент коллективной защиты агропромышленного комплекса ЕС.

В Соглашении по сельскому хозяйству (ст. 4, п. 2; 5, 6), входящем в пакет документов ВТО, предусмотрено, что госу­дарства-члены ВТО не должны прибегать к использованию нетарифных мер — количественным ограничениям, лицензи­рованию, скользящим импортным налогам. Они должны быть пересчитаны в таможенные пошлины и заменены экви­валентными ставками импортных пошлин. Фактически речь идет о трансформации единой сельскохозяйственной поли­тики ЕС.

120. ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Технические барьеры — это требования к стандартам, сис­темам измерения, качеству, технике безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др., используемые в целях регулирования импорта ино­странных товаров.

Защитные, протекционистские функции технических ба­рьеров состоят в увеличении издержек производства и реали­зации товаров, в возможности прямого запрета на ввоз того или иного товара. Так, существующая в Японии система норм и стандартов на легковые автомашины оказалась почти непреодолимым барьером для автомашин производства ЕС и США.

Объектами применения технических барьеров становят­ся прежде всего: электроинструменты и электрооборудова­ние, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее обо­рудование, медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности, фармацевтические товары, хи­мические препараты, игрушки, одежда. Только в США дей­ствуют более 20.000 промышленных стандартов. Примерно столько же их в ЕС. Техническими барьерами, по некото­рым приблизительным оценкам, может задеваться более 1/3 оборота МТ.

Решение проблем, связанных с техническими барьерами, осуществляется по трем направлениям:

— международная унификация, гармонизация норм и стандартов;

— взаимное признание национальных норм и стандартов;

— установление общих международно-правовых правил применения технических норм и стандартов.

В 1979 году, по результатам Токио-раунда, было заключе­но первое многостороннее Соглашение по техническим ба­рьерам в торговле. По итогам Уругвайского раунда было со­гласовано и принято в 1993 году более совершенное Согла­шение по техническим барьерам в торговле, которое вошло в пакет документов ВТО.

121. ТНК преодолевают технические барьеры двумя ос­новными путями:

— приспосабливают промышленное производство к суще­ствующим национальным стандартам;

— создают новые — согласованные на взаимной основе — стандарты, сближая существующие национальные стандарты стран производства и потребления (гармонизация).

122. Учитывая роль и значение стандартов в развитии ми­рового хозяйства активизировали свою работу международ­ные организации, занимающиеся вопросами стандартизации: Международная организация по стандартизации (МОС), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Между­народная   организация   законодательной   метрологии (МОЗМ). Секретариат МОС определил, что общая потреб­ность в международных стандартах составляет до 20 тысяч и для их разработки потребуется более 10 лет.

123. Соглашение по техническим барьерам в торговле рас­пространяется как на товары — промышленные и сельскохо­зяйственные, так и на процессы их производства и обработки.

Согласно Соглашению, каждое государство вправе прини­мать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоро­вья людей, животных, растений, требования производства и производственных процессов, а также отклоняться от между­народных стандартов, если этого требуют фундаментальные географические, климатические факторы, технологические проблемы.

Каждое государство обязано:

— формулировать и применять стандарты таким образом, чтобы не создавать препятствий МТ;

— применять к импортируемым товарам те же стандарты, ставки сборов за сертификацию поставщиков, что и к анало­гичным национальным товарам (национальный режим);

— использовать стандарты в отношении одинаковых това­ров разных стран происхождения, а также процедуры опреде­ления соответствия стандартам на основе принципа наиболь­шего благоприятствования;

Информация о работе Свобода торговли и протекционизм: доводы за и против