Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:30, реферат
Ориенталистика дает нам особенно наглядные примеры патриархальной общественной структуры. Древнейшие тексты законов Двуречья хорошо отражают основы устройства рабовладельческого общества, возникшего в результате определенного политического и социального развития. Не существовало никакого равенства людей – и тем более равенства полов. Женщина занимала такое же подчиненное положение, как и раб, ей полагалось жить замкнуто, выполняя свои домашние и материнские обязанности. Мужчина же был неограниченным правителем в доме.
ВВЕДЕНИЕ
Тема матриархата и связанных с ним ов долгое время оставалась без должного внимания, не считая противоречивых работ посвященных верованиям первобытности. На само определение матриархата философы, историки и естествоиспытатели смотрят по-разному.
Итак, данное понятие – это
особая модель мировоззрения
через символизм женских
Ориенталистика дает нам
Благодаря археологии мы можем
заглянуть в повседневную
Получить более полную картину
частной жизни женщины в
Женщины оставили огромное
Взяв для написания своего
реферата данную тему, я руководствовалась,
не только интересом
УСТАНОВЛЕНИЕ
МАТРИАРХАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Прослеживая путь развития человеческой истории, можно отметить ряд грандиозных событий, произошедших в ориньяко-солютрейскую эпоху верхнего палеолита. Во-первых, именно на этом этапе появляется кроманьонец – человек, близкий к современному типу людей. Во-вторых, бытовавший ранее первобытнообщинный строй сменился родовым. В-третьих, в этот же период произошел небывалый расцвет искусств. Археологи при раскопках стоянок верхнепалеолитических охотников, помимо разнообразного инвентаря, обнаружили многочисленные скульптуры полногрудых и беременных женщин, вырезанных из кремня, известняка, мергеля и мамонтовой кости. Подобные изваяния, находимые в разных уголках земного шара, в научной среде стали именовать палеолитическими Венерами. Встречались также фигурки животных и различные навесные украшения.
Эти фигурки, найденные в древнейших поселениях Восточного Средиземноморья, изображают женщин с абстрактно-чувственными формами. Затем фигурки становятся стройнее, моложе и, главное, загадочнее. Индивидуальные черты, особенно черты лица, совершенно не выявлены. Зато груди и нижняя часть тела усиленно подчеркнуты; пол представлялся художнику единственно существующим как порождающая, умножающая, питающая природная сила.
Сила эта божественная, ибо из обоих тел, из тела земной и из тела неземной матери, исходит жизнь, оба они обеспечивают дальнейшее существование семьи, рода, племени. Дети и урожай представляются даром сверхъестественным.
Характерной
чертой для женских идолов древнейшего
периода является едва намеченная голова,
напоминающая голову пресмыкающегося
или птицы, но не имеющая никакого
подобия с человеческим лицом. Сходство
с рептилией должно напоминать о
существе, обитающем под землей,
сходство с птицей – о существе,
живущем в воздухе. Кстати, древнее
представление о
Греки изображали крылатых духов ветра, гарпий, в виде женщин с птичьими лицами; представления однако изменились, и они символизировали уже не благодатную силу природы, а, наоборот, силу, появляющуюся внезапно и несущую несчастье. Иначе было у греков малоазийских колоний, испытывавших сильное влияние местных народов. Они украшали плащ матери-земли Деметры фигурами животных, а на кайме изображали женщин в масках различных животных, в том числе с птичьими головами.
Для более позднего периода характерны изображения женщин в полный рост или торсы, выполненные с замечательным художественным мастерством. В Уре, шумерском городе-государстве (3 тысячелетие до н.э.), это стройные, стоящие женщины, в Финикии и Малой Азии – еще и беременные. Многочисленные торсы, найденные в Ханаане, свидетельствуют о том, что главное внимание их создатели уделяли не нижней части тела, а большим грудям кормящей матери, которые поддерживаются обеими руками.
Из пышных грудей неземной матери капают роса, дождь и молоко; тело матери-земли источает мед и жир. Все земледельческие народы упоминают молоко и мед или же молоко и жир в своих молитвенных обращениях к небесным силам. К еврейским пастушеским племенам вновь и вновь обращается призыв бога: “Плодитесь и размножайтесь”, а для поселения им обещана земля, где “текут молоко и мед”.
Некоторые образцы мелкой
Наряду с одиночными, подчеркнуто сексуальными фигурами вскоре появляются также идолы, изображающие мать с ребенком. У древнейших изображений богини-матери змееобразное лицо, иногда ребенок, сидящий на ее руках, своими ногами по-змеиному обвиваете тело. Змея уже в первобытных представлениях связывалась с плодородием.
А в эпоху перехода к патриархату особое значение приобрела не дихотономия матери и ребенка, но триада: как составляли единство небо, земля и воздух, так должны были и составлять единство мать, женщина (как таковая) и дочь. В греческой мифологии таковы Рея (праматерь), Деметра (женщина) и Персефона (ее дочь). И лишь позднее в эту триаду добавился четвертый, мужской элемент. И мужчина играет здесь зловещую роль: он разбойник, повелитель подземного мира, он олицетворяет вообще всякий мрак и угрозу. Характерен для древних представлений мотив похищения девушки, которое связано одновременно как с браком и смертью, так и со смертью и рождением. Эти две женские фигуры символизируют непрерывное продолжение жизни; дочь – это возродившаяся мать. Богиня-мать с ее беззаветной любовью отвечает глубочайшим чаяниям человека; она символизирует одновременно родину, дом, семью, безопасность, тепло и пищу. То же природное чувство переносится и на дочь. Она – продолжение своей матери, она – то же, что и мать.
Обращает на себя внимание то, что появляющиеся к 8500 г. до н.э. глиняные статуэтки древних земледельческих поселений, изготовлялись ”серийно”, как массовая продукция, что позволяет сделать вывод о большом спросе на них и о широко распространившихся религиозных чувствах.
Это
раннее религиозное чувство нашло
первоначальное выражение в идолах,
изображавших женщину, материнское
божество, а не в охотничьих фетишах
мужчин – символах быка, льва, орла
и солнца. Как произошло, что именно
у женщин возникло религиозное ощущение,
потребность в религиозном
В Греции и в греческих колониях, как и на Древнем Востоке, было найдено больше статуй богинь, чем статуй богов, больше изображений Артемиды, чем Ареса, бога войны, решающего судьбу людей. У мужчин в центре религиозной картины мира стоит не семья, мистическая или реальная, как у женщины, а некое сверхъестественное государство, которым может править лишь верховный бог-отец с помощью силы и законов.
Первобытные женщины не заботились о масштабности; все материнские божества, найденные в Плодородном полумесяце между Джармо и Иерихоном и относящиеся к раннему периоду оседлости, - это маленькие глиняные статуэтки, высотой от 5 до 25 сантиметров. Первая культовая статуя в натуральную величину была обнаружена в Мари; из сосуда, который она держит обеими руками во время богослужения, лилась по специальному желобу священная вода. Высота этой “дающей воду”– 1.5 метра.
Также, в древности повышение статуса самих женщин характеризовалось и специфическими чертами женской индивидуальности. Такими, как: возможность зарождать и вынашивать в своем чреве нового человека, ежемесячные таинственные кровоистечения, - все это позволило мужчинам сделать вывод о наличии у женского пола особого магического дара. Женщины воспринимались как существа, способные входить в контакт с силами Природы и оказывать на них влияние. Те из них, которые почувствовали эту магическую взаимосвязь, стали прорицательницами, шаманками и жрицами различных природных культов.
Интересно, что в глубокой древности люди не считали мужчину причастным к рождению ребенка. При возникновении тотемических представлений беременность стали объяснять вхождением в чрево женщины духа тотема. У каждого рода была своя легенда, согласно которой он произошел от соития конкретного тотемного животного с женщиной. Поэтому из поколения в поколение родство передавалось по женской линии. Так родовое общество вступило в свою первую фазу, получившую название матриархат (от греч. mater – мать и arche – начало, власть).
Несколько родов, основанных разными, но мифологически родственными тотемами, образовывали фратрию (братство). В свою очередь, фратрии, которых, как правило, было две, составляли племя. Члены каждой такой племенной группы считались кровными родственниками.
Правила
поведения, установленные при
Матриархальный порядок, установившийся на начальной фазе родового строя, в той или иной мере коснулся всех народов. Период матриархата можно разделить на две стадии: раннюю и развитую. Первая ограничивается верхним палеолитом и мезолитом, а вторая соответствует среднему и даже позднему неолиту.
На раннем этапе матриархата общественное положение мужчины и женщины было равным. Мужчина занимался в основном охотой, а женщина – собирательством. Развитый матриархат, при котором стало применяться мотыжное земледелие, позволил женщине выдвинуться вперед и стать хозяйкой земельных угодий и жрицей плодородия. Именно на женщине лежала ответственность за посев зерна и хороший урожай. Для достижения положительных результатов жрицы прибегали к различным магическим ритуалам, которые должны были способствовать прорастанию семени и вызывать дождь. Значение земледелия в этот период резко возросло, а с ним существенно повысился и статус женщины.
Основу
матриархального общества составляла
так называемая материнская семья,
включавшая 200 и даже 300 человек. В
нее входили ближайшие
В
случае благополучного развития отношений
между супругами мужчина