Автор работы: Кирил Мочаев, 01 Сентября 2010 в 08:50, контрольная работа
Субкультура (подкультура, лат. sub — под и лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормой. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Введение………………………………………………………………………2
Неформальные объединения молодежи……………………………………4
Асоциальные неформалы……………………………………………………6
Система………………………………………………………………………..6
Антисоциальные неформалы………………………………………………..7
Банды………………………………………………………………………….7
Просоциальные неформалы……………………………………………….10
Неформалы художественного направления…………………………...…11
Футбольные болельщики…………………………………………………..12
Байкеры……………………………………………………………………...14
Рейверы……………………………………………………………………...16
Хип-хоп культура…………………………………………………………..17
Брейк-данс…………………………………………………………………..19
Граффити…………………………………………………………………....21
Диггеры……………………………………………………………………...24
Толкинисты………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………..30
Покинуть банду бывает очень сложно: в некоторых случаях в «предателя» даже стреляют — мол, выживешь — свободен.
Все "банды" вооружены,
в том числе огнестрельным
оружием. Оружие пускается в ход
без долгих размышлений. "Банды"
не только враждуют друг с другом, но
и осуществляют террор в отношении
нейтральных подростков. Последние
вынуждены становиться "данниками"
"банды" либо вступать в нее. В
ответ на действие "банд" и для
борьбы с ними "нейтральная молодежь"
создает собственные
Криминализация
Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.
Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто — золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.
Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества.
В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых было в общественном сознании стало знаком всего этого явления. Речь идет о люберах. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в так называемой практике «ремонта» — совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.
Хотя крупных
В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется структурами организованной преступности на планомерной основе — как подготовка своего кадрового резерва. Летом, например, действуют десятки палаточных лагерей для подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с той же целью берут шефство над детскими домами.
Просоциальные
Неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы...).
"Зелёные"- так называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения, объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.
Среди наиболее острых
проблем, проблема охраны окружающей среды
занимает не последнее место. За ее
решение и взялись "зеленые".
Экологические последствия
Первый такой комитет
по защите озера Байкал был создан
в 1967 году. В него вошли представители
творческой интеллигенции. Во многом благодаря
общественным движениям был отклонен
"проект века" по переброске вод
северных рек в Среднюю Азию. Активисты
неформальных групп собрали сотни
тысяч подписей под ходатайством
об отмене этого проекта. Такое же
решение было принято по поводу проектирования
и строительства АЭС в
Численность экологических
неформальных объединений, как правило,
невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден
их социальные и возрастной состав.
Свою малочисленность экологические
группы с лихвой компенсируют активностью,
которая привлекает к ним большие
массы людей, выступающих в поддержку
различных природоохранных
Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки.
Неформалы художественной направленности.
Москвичи и гости
столицы привыкли к выставкам-продажам
картин самодеятельных художников на
Арбате, в Измайловском парке. Ленинградцы
имеют возможность видеть аналогичную
выставку на Невском проспекте рядом
с екатерининским садиком. Есть подобные
выставки в других городах. Существуют
они вполне официально, но позволяют
решить незначительную часть проблем,
стоящих перед этим видом самодеятельного
творчества. А строго говоря, только
одну — предоставление молодым художникам
возможности выставлять и продавать
свои картины. Круг проблем, которые
они не решают, достаточно широк. Прежде
всего к ним следует отнести
отсутствие единого центра, который
мог бы стать для самодеятельных
художников своеобразной творческой мастерской.
Назрела необходимость в
Есть и свои проблемы и у коллекционеров. Несмотря на значительное количество всевозможных любительских объединений и клубов (филателистов, нумизматов и т.д.), многие вопросы решаются вне их.
Футбольные болельщики.
Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.
Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Компенсаторное
Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек: такое число организованных болельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».
В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.