Петербург первой половины XIX века – Пушкинский Петербург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Петербург и А.С. Пушкин

Содержание работы

1.Введение.
2.Типологические особенности культуры Петербурга 1-й пол. XIX века. Пушкинский Петербург.
3.Реализация потенциала просвещения в петербургской культуре.
4.Рождение нового типа россиянина – русского интеллигента.
5.Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.
6.Проблема «Москва – Петербург» и ее обсуждение в публицистике и литературе.
7.Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль Ампир в градостроении и архитектуре Петербурга первой половины XIX века.
8.Заключение.
9.Список литературы.

Содержимое работы - 1 файл

реферак культара спб.docx

— 90.21 Кб (Скачать файл)

Стройная образовательная  система становилась еще тем  более устойчивой, что базировалась на тех социальных привилегиях, которые  приобретали выпускники средних  и высших учебных заведений, а  особенно те их них, которые показывали отличные успехи за время учебы. Каждый ученик гимназии имел шанс повысить свой социальный статус, получив по окончании учебного заведения определенный чин, гарантировавший ему хороший старт для начала штурма иерархической пирамиды. Особенно большое значение подобные льготы имели для выходцев из небогатого поместного дворянства, которые сразу после учебы могли получить чин выше, чем имел их родитель. Это новшество открывало дорогу для одаренных и трудолюбивых людей из непривилегированных сословий, чьи шансы на жизненный успех раньше были ничтожными. В 1809 г. по инициативе Сперанского был издан указ об обязательных экзаменах на чин, что предполагало повышение общего кругозора и развития чиновничества, а также приостанавливало былую практику получения чина за выслугу лет. Социальная мобильность была значительно стимулирована этой социально-образовательной реформой. И если раньше социальный статус личности, независимо от ее индивидуальных дарований, воспроизводил, как правило, статус его предков, то теперь умственная и жизненная энергия лучших представителей молодого поколения из разных социальных слоев была освобождена и направлена на улучшение как своего собственного социального и материального положения, так и на общественное благо.

Домашнее воспитание молодой дворянки не очень сильно отличалось от воспитания мальчика:  из  рук  крепостной нянюшки  (заменявшей в этом случае крепостного дядьку), девочка поступала под надзор гувернантки -  чаще  всего француженки,  иногда англичанки. В целом образование  молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно  чаще, чем для юношей, домашним.

Учиться в Смольном институте считалось  почетным,  и среди  смолянок  попадались  девушки из очень богатых и  знатных семей.  Однако чаще институтки  происходили  из

семей не очень  богатых, но сохранивших еще хорошие  связи.

Смольный институт был отнюдь не единственным женским

учебным заведением в России.  Возникали частные  пансионы.  К концу XVIII века по проверке их  оказалось  несколько десятков в Петербурге. Пансионы были иностранные.   

Уровень обучения зачастую оказывался весьма  невысоким. Систематически учили лишь языку  и танцам. Воспитательницами были, как правило, француженки или  немки. 

    Продолжало  развиваться книгоиздательское  и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

    Из  всех отраслей промышленности Петербурга быстрее прочих развивалась полиграфия - отрасль, без которой был не мыслим самый “просвещенья дух”, невозможен существенный прогресс науки, невозможны чудеса техники. В 1820 году в Петербурге работало около тридцати типографий и литографий, в 1838 году их было уже семьдесят семь. Быстро росло количество книжных лавок.

Видным петербургским  издателем и книготорговцем начала XIX века был Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823) - брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В 1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основано издательство. После запрещения в 1796 г. деятельности "вольных" типографий В.А. Плавильщиков издавал книги под маркой типографии при Санкт-Петербургском губернском правлении и "Театральной типографии". С 1807 г. деятельность "вольной" типографии В.А. Плавильщикова возобновилась, и она стала одним из крупнейших издательств России начала XIX века. Всего издательство выпустило в свет 227 названий книг. Самую значительную часть из них составляли книги по искусству, художественная литература и учебники по различным отраслям знаний. При магазине В.А. Плавильщикова (на набережной Мойки, у Синего моста) в 1815 г. была открыта одна из первых в России частных библиотек. После смерти В.А. Плавильщикова предприятие перешло к его приказчику А.Ф. Смирдину.

Крупнейшим издателем  первой половины XIX века являлся Александр  Филиппович Смирдин (1794-1857), деятельность которого составила значительный этап в истории русской книги. Это  был незаурядный человек, и его  издательская деятельность представляет интерес потому, что позволяет  выяснить характерные черты состояния  книжного дела в этот период.

Почти все лучшее, что появлялось в русской художественной литературе, с конца 1820-х и до конца 1830-х годов, было издано А.Ф. Смирдиным. Он издавал произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, П.А. Вяземского. Выпускал издания русских  писателей ХУШ века, в частности  М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. До Смирдина литературный труд не считался профессией, а был делом богатых  людей, которые не нуждались в  гонорарах. А.Ф. Смирдин ввел постоянную выплату гонорара, размеры которого были достаточно высокие, чтобы писатель мог целиком посвятить себя литературному  труду. За время своей деятельности он издал и продал книг на сумму  около 10 млн.

Глазунов Матвей Петрович (1757-1830) открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в конце XVIII века, а затем занялся изданием книг. Его фирма пользовалась репутацией устойчивого предприятия.

Первое время  Глазунов печатал книги в типографии Академии наук, а в 1803 г. он завел  собственную типографию. Здесь издавались книги по истории, праву, географии, медицине, сельскому хозяйству.

В 1820 г. было организовано издание "Детского Музеума" на русском, французском и немецком языках. Всего вышло 26 выпусков. Это было своего рода энциклопедическое издание для детей. В 1821-1824 гг. было выпущено "Собрание образцовых русских сочинений в стихах и прозе", куда вошли произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина и др.

В 1835 г. Фирма  Глазуновых выпустила два тома "Военной  библиотеки". Это издание было предпринято по образцу французского издания, выпущенного в Париже. Мысль  издать серию книг миниатюрного формата  по типу английского издания У. Шекспира подал приказчик Глазуновых В.П. Поляков. Он предложил начать это издание с "Евгения Онегина". Книга была отпечатана в типографии Экспедиции заготовлении государственных бумаг в 1/64 долю листа. Последнюю корректуру проверил сам А.С. Пушкин.

Глазуновы напечатали три посмертных тома сочинений Пушкина, а в 1840 г. одними из первых издали "Героя  нашего времени" М.Ю.Лермонтова.

Первая публичная  библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).

    1. Рождение нового типа россиянина – русского интеллигента.

Демократизация  системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и  разночинцев значительно расширили  круг интеллигенции. Российская интеллигенция — уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30—40-м гг. XIX в. Это небольшой слой общества, тесно связанный с общественными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на довольно своеобразном восприятии западных идей. Как подметил Н. А. Бердяев, “то, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике гипотезой или, во всяком случае, истиной относительной, частичной, не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догматику, во что-то вроде религиозного вдохновения”. В этой среде развивались различные направления общественной мысли. 

Первые  Тайные общества. Поначалу офицеры собирались в гвардейских казармах в так называемые артели. Молодые люди горячо обсуждали текущие события, читали газеты, некоторые из них пришли к мысли о необходимости  активно действовать в целях переустройства России, решили, что надо брать инициативу на себя.

В 1816г. возникло первое тайное общество в России «Союз спасения». Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба А.Н. Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров, почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.

В марте 1816 г. гвардейские  офицеры (А. Муравьев и Н. Муравьев, капитан  И. Якушин, Матвей Муравьев-Апостол  и С. Муравьев-Апостол, князь С. Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество  истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь  Долгоруков, майор Лунин, полковник  Глинка, адьютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор  из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение Якушина  осуществить цареубийство во время  пребывания императорского двора в  Москве вызвало осенью 1817 разногласия  среди членов организации. Большинство  отвергло эту идею. Было решено, распустив  общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Северное общество образовалось в Петербурге в 1821 году из двух декабристских групп во главе  с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым.

Члены общества делились на «убежденных» (полноправных) и «согласных» (неполноправных). Его составили несколько управлений в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась «Верховная дума» из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже — С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев (Марлинский)). В начале 1825 года К. Ф. Рылеев привлёк в общество П. Г. Каховского, настроенного крайне отрицательно по отношению к императорской власти и требовавшего истребить всю царскую семью.

Деятельное участие  в Северном тайном обществе принимали  гвардейские офицеры И. Н. Горсткин, М. М. Нарышкин, морские офицеры Н. А. Чижов, братья и Бодиско.

Программным документом «северян» была «Конституция» Н. М. Муравьёва. Она предполагала конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Император лишался права издавать законы, объявлять войну, заключать мир, покидать пределы страны. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече. Члены Северного общества были противниками насилия и предполагали после переворота созвать Учредительное собрание, которое должно было принять «Конституцию». 

Восстание декабристов. Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться все яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю. Генерал-адъютант барон Дибич, как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген.-адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.

Отречение от престола цесаревича Константина и новая  присяга при восшествии на престол  императора Николая признаны были заговорщиками  удобным случаем для открытого  восстания. Чтобы избежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества, Рылеев, князь Оболенский, Александр  Бестужев и другие назначили князя  Трубецкого диктатором. План Трубецкого, составленный им совместно с Батенковым, состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении цесаревича и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора — убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобы завещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердиться крепко и не расходиться. Таким образом, мятежники были убеждены, что если солдатам честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут, что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочет кровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти.

Информация о работе Петербург первой половины XIX века – Пушкинский Петербург